• РусскийEnglishUnited Arab Emirates中文(简体)
  • Нацпроект "Наука и университеты"

    Альтернативная энергетика в условиях Севера и Сибири

    Электротранспорт и беспилотные транспортные системы

    Разработка гибридных энергетических комплексов на возобновляемых источниках энергии для питания автономных объектов с потреблением энергии от 1,0 up to 3,0 кВт/час в сутки и интеллектуальным адаптивным управлением нагрузкой

    Documents

    Разработка методики и аппаратуры для неразрушающего контроля прочности и напряжённо- деформированного состояния сталей

    Повышение эффективности разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами на территории Тюменской области

    Разработка и тестирование сложных металлооксидных катализаторов

    Transient thermal

    Укрепленные местные грунты неорганическими вяжущими с добавками в транспортном, гидротехническом и подземном строительстве

    Личностное развитие в профессиональной подготовке кадров с учетом специфики работы в Арктическом регионе

    Математическое моделирование трехмерных нестационарных течений вязкого сжимаемого теплопроводного газа в магистральном трубопроводе

    Повышение технико-экономических показателей бурения и ремонта скважин

    Создание центра компетенций по транспортному планированию и моделированию

    Терморегулирование процесса механической обработки жаропрочных, труднообрабатываемых материалов

    Создание высокопрочных конструкционных материалов

    Разработка и коммерциализация технологии производства чистой, пресной воды из воздуха с использованием возобновляемых источников энергии

    Инновационные решения в производствах силикатных материалов автоклавного твердения

    Нефтегазовый комплекс, строительный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство

    Автономная модульная транспортно-технологическая платформа

    Database of scientific literature

    People, посвятившие себя науке

    НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА

    Результаты интеллектуальной деятельности

    Conference

    Research competitions and grant awards

    Student Science

    Scientific divisions

    Publishing activity

    Scientific journals

    Dissertation councils of the University on protection of dissertations on competition of a scientific degree of doctor and candidate of Sciences

    Личностное развитие в профессиональной подготовке кадров с учетом специфики работы в Арктическом регионе

    Актуальность темы исследования связана с проблемой подготовки кадров для Арктического региона, которая затрагивает «приживаемость квалифицированных кадров», как в социально-экономическом, так и в психологическом аспекте. Речь идет как о подрастающем поколении, получающем профессиональное образование в Арктическом регионе (СПО и ВО), так и о специалистах, приезжающих в данный регион работать временно или постоянно.

    Данное направление исследования входит в стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, namely: возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
    Согласно «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны РФ характеризуется отсутствием эффективной системы подготовки кадров, востребованных на данной территории. Это должны быть не только профессионалы своего дела, речь идет о трудовых ресурсах, способных и умеющих работать в экстремальных условиях – условиях Крайнего Севера и Арктики.

    В связи с этим возникает необходимость «развития образования, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях». Однако в этом важном для страны документе есть строка, на которую необходимо обратить особое внимание: при подготовке кадров для работы в арктических условиях акцент необходимо делать на «усиление приживаемости квалифицированных кадров» как в социально-экономическом, так и в психологическом аспекте.
    В связи с этим формирование у представителей Арктического региона, предполагающих работу в своем регионе, аутопсихологической компетентности является наиболее важным фактором для обеспечения эффективной социально-психологической адаптации и профессионального долголетия в данном регионе, in particular, для полноценной поддержки своего психологического здоровья на протяжении всех лет работы в экстремальных условиях

    On the one hand, педагогическая наука имеет в своем арсенале множество методик и подходов для подготовки специалистов различного уровня и направлений, а психологическая теория и практика – огромное количество диагностических методов для характеристики психологического здоровья человека. But on the other hand, целостной и апробированной психолого-педагогической системы, позволяющей не только подготовить специалиста для работы в Арктическом регионе, но и сформировать у него соответствующих знаний и навыков по сохранению своего психологического здоровья (стремясь к психологическому долголетию), в современной психологии и педагогике нет.

    Thus, научная новизна проекта определяется тем, что в современной психолого-педагогической практике отсутствует апробированная методика подготовки специалистов в учебных учреждениях в вопросе психологического здоровья (формирования аутопсихологичесой компетеностности) в условиях Арктического региона.
    It is assumed, что применение в образовательных учреждениях Арктического региона психолого-педагогической системы по развитию аутопсихологической компетентности к подрастающему поколению или специалистам, проходящим профессиональную переподготовку или поступающих на работу в данном регионе, позволит у всех категорий обучаемых (listeners) обеспечить эффективную социально-психологическую адаптацию и профессиональное долголетие в данном регионе.

    Цель НИОКРразработка психолого-педагогической системы формирования аутопсихологической компетентности у подрастающего поколения (students) и специалистов (прибывающих для постоянной или временной работы) в Арктическом регионе.

    Задачи проекта:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую и учебно-методическую литературу;
    2. Изучить и обобщить опыт работы российских и зарубежных ученых (и университетов) по формированию аутопсихологической компетентности представителей различных профессий, работающих в районах Крайнего Севера и Арктики;
    3. Спроектировать психолого-педагогическую систему по формированию аутопсихологической компетентности будущих специалистов, предполагающих работу в Арктическом регионе;
    4. Провести педагогический эксперимент, позволяющий обработать полученные данные об уровне формирования аутопсихологической компетентности с помощью математико-статистических методов и прикладных программных средств.

     

    Для достижения цели исследования и решения поставленных задач предполагается комплекс методов исследования:

    • анализ психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы;
    • изучение и обобщение опыта работы российских и зарубежных ученых по формированию аутопсихологической компетентности представителей различных профессий, работающих в районах Крайнего Севера;
    • изучение и обобщение опыта работы российских и зарубежных университетов по формированию аутопсихологической компетентности подрастающего поколения и представителей различных профессий, предполагающих в дальнейшем работу в условиях Арктики;
    • monitoring, анкетирование, chatting, экспертная оценка, изучение документации, testing;
    • моделирование психолого-педагогического комплекса по формированию аутопсихологической компетентности будущих специалистов, предполагающих работу в Арктическом регионе;
    • психолого-педагогический эксперимент, который позволит получить данные об уровне формирования аутопсихологической компетентности;
    • математико-статистические методы и прикладные программные средства для обработки результатов психолого-педагогического эксперимента.

    Экспериментальной базой выступает Ноябрьский институт нефти и газа ЯНАО (обучающиеся СПО и ВО, слушатели Центра по профессиональной переподготовке) и представители различных профессий градообразующих предприятий города, относящихся к топливно-энергетическому комплексу (TEK).
    Предлагаемая методика формирования аутопсихологической компетентности работающих в Арктическом регионе включает в себя множество психологических методов, позволяющих поэтапно осуществить диагностику психологического здоровья граждан, корректировку/развитие необходимых личностных характеристик тестируемых и проверку формирования у них аутопсихологической компетентности.

    Согласно выделенным этапам проекта предполагается получение следующих результатов:

    1. Разработанная Модель поведения, ожидаемого от сотрудников, с учетом требований работы в Арктическом регионе не имеет аналогов в мире и представляет собой как теоретическую значимость для психологической науки для дальнейших теоретических исследований, так и прикладную, связанную с практическими подходами. Прикладная значимость выражается в использовании Модели как некоего эталона рабочего или специалиста, выступающего в качестве ориентира для образовательного учреждения в профессиональном обучении.
      It is assumed, что для подрастающего поколения образовательное учреждение диагностирует наличие соответствующих личностных качеств для формирования в дальнейшем аутопсихологической компетентности и выстраивает соответствующую методику обучения. For specialists, проходящих профессиональную переподготовку на базе данного образовательного учреждения, также диагностируется уровень аутопсихологической компетентности и выстраивается обучение. For specialists, принимаемых на работу, Модель поведения может использоваться как совокупность необходимых критериев при найме на работу.
    2. Разработанная психолого-педагогическая система (имеющая в своей структуре этапы обучения) для подготовки подрастающего поколения и специалистов для работы в дальнейшем в условиях Арктического региона также не имеет аналогов в мире и представляет собой теоретическую и прикладную значимость. Теоретическая значимость выражается в инновационной методике диагностирования и обучения подрастающего поколения или специалистов, предполагающих в дальнейшем связать свою работу с Арктикой. Прикладная значимость разрабатываемой системы заключается в том, что полученные знания и умения могут пригодиться любому гражданину РФ, находящемуся на территории Арктики, для эффективной социально-психологической адаптации и профессионального долголетия в данном регионе.Методика может использоваться педагогами и специалистами образовательных учреждений, менеджерами по развитию персонала или руководителями производств, реализующих задачи развития общих компетенций специалистов с учётом специфики работы в условиях Арктического региона.

    Научный коллектив

    • Poletaeva Olga Vitalevna, the head of the , Cand. пед. Sciences, Доцент кафедры ПМЕНД филиала ТИУ в г. Noyabrsk, Многолетний опыт в области аутопсихологии подрастающего поколения и специалистов с учетом специфики работы в Арктике.
    • Козлов Анатолий Васильевич, Д-р пед. Sciences, Associate Professor, Head. кафедрой ТТНК филиала ТИУ в г. Noyabrsk, Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических процессов, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований
    • Tamer Olga Salih′ânovna, Д-р пед. Sciences, Professor, Head. кафедрой ПМЭНД филиала ТИУ в
      g. Noyabrsk, Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических процессов, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований
    • Martynenko Nadezhda Konstantinovna, Д-р ист. Наук., Associate Professor, Профессор кафедры ПМЭНД филиала ТИУ в г. Ноябрьске Многолетний опыт организации и проведения психологических исследований в области подготовки специалистов нефтегазовой отрасли
    • Lapteva Svetlana Vasilievna, Cand. пед наук. Associate Professor, Доцент кафедры ТТНК филиала ТИУ в г. Noyabrsk, Многолетний опыт в области компьютерного моделирования социально-экономических, обработки экспериментальных данных, в том числе психологических исследований.
    • Zaytseva Svetlana Pavlovna, Cand. пед наук., Доцент кафедры ТТНК филиала ТИУ в г. Noyabrsk, Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ.
    • Ševnina Tatyana Yevgenyevna, Cand. физ.-мат. Sciences, Доцент ПМЭНД филиала ТИУ в г. Noyabrsk, Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ.
    • Mezentseva Larisa Vitalievna, Cand. пед наук., Доцент ПМЭНД филиала ТИУ в г. Noyabrsk,Многолетний опыт подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Арктической зоне РФ