Шрифт:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

Назад

18.07.2017
0
235
Новости ТИУ

Академик РАН Владимир Мельников: «Мерзлоты бояться не стоит, надо заниматься новыми проектами и разработками!»

В реализации стратегического проекта Тюменского индустриального университета «Повышение эффективности освоения арктической зоны РФ» принимают участие представители профессорско-преподавательского состава, магистранты и аспиранты пяти учебных подразделений ТИУ — ИГиНа, ИМиБа, ИПТИ, ИТ и СТРОИНа. В Институте геологии и нефтегазодобычи основной акцент сделан на кафедру Криологии Земли. Экспертное мнение о проекте дал заведующий кафедрой, академик РАН Владимир Мельников. В интервью корреспонденту пресс-службы ТИУ Владимир Павлович подчеркнул значимость проекта, рассказал о новых технологиях и об уникальности территории Ямала.
— Как вы считаете, у проектной команды есть шансы реализовать данный проект?
— Проект актуален на сегодняшний день. Отмечу, что Тюмень подходит для изучения вопросов мерзлоты лучше, чем любой город России, потому что именно здесь находятся и Институт Криосферы Земли СО РАН, который уже более 25 лет занимается проблемами освоения арктической зоны, и кафедра Криологии Земли ТИУ. Отмечу, что после объединения  коллективов двух тюменских вузов (ТюмГНГУ и ТюмГАСУ) в один опорный ТИУ,  тема мерзлоты также осталась в приоритете. Если в Тюменском нефтегазовом университете изучали криологические аспекты, то в Архитектурно-строительном ученые занимались строительством на мерзлоте и инфраструктурой северных районов в целом. Я думаю, что альянс научных разработок ученых разных областей в одном проекте принесет свои плоды. Я считаю, что нужно браться только за те дела, где можно действительно победить.  Надеюсь, что стратегический проект будет успешно реализован, всё зависит, конечно же, от команды, и от того, насколько каждый будет плодотворно работать.
— Арктические и субарктические территории сегодня не настолько изучены, как например, средняя полоса России. Проекты дорогостоящие и мерзлота многих пугает…
— Бояться мерзлоты не стоит, надо заниматься новыми проектами, разработками, придумывать новые технологии и материалы. У нас всё для этого есть. Например, согласно статистике почти треть аварий в нефтегазовом комплексе приходится на мерзлоту. Но виновник не мерзлота, как природное явление, а человек, который обязан его учитывать. Для того, чтобы научиться учитывать особенности строительства на мерзлоте, нужны новые идеи и технологии.  Нам, как специалистам, это, конечно, понятно, поэтому именно эти аспекты войдут в стратегический проект ТИУ. Приятно, что руководство вуза всячески поддерживает науку, несмотря на высокие затраты, связанные с исследованиями на Севере. Не секрет, что они значительно дороже, чем исследования в Тюменской области, в Москве или Санкт-Петербурге. Даже проезд и проживание, транспортировка необходимых приборов, установка и создание системы снятия информации при мониторинге окружающей среды — это затратно, однако осваивать арктические территории стратегически необходимо.
— Что необходимо учитывать при реализации проектов, направленных на освоение арктической зоны?
— А что такое освоение? Это значит создать инфраструктуру, условия для жизни людей и их работы. Будут ли это буровики или строители нефтепроводов. У нас уже есть все необходимые технологии и разрабатываются новые. Всегда был разрыв между академическими знаниями и их применением на практике. Этот вопрос и сейчас остается очень острым. Вот возьмите полуостров Ямал, который сейчас активно осваивается, там уже возник прекрасный городок Сабетта и порт. Когда я еще начинал свою деятельность в Тюмени, обратил внимание на то, что эти острова очень необычны. В районе Бованенково были обнаружены огромные оползни – явление, встречающееся в основном в горах. Поразительно: гор нет, подтаивающий слой всего лишь полметра, маленький склон к морю, и этот склон «плывет». А что можно построить на оползнях? Сегодня построили, а завтра он «уплыл» вместе с грунтом. Но когда наша группа ученых начала изучать это явление, то мы обнаружили следы оползней, которые были там триста с лишним лет назад. Был сделан вывод, что оползни в тех местах — явление природное, регулярное и не связанное непосредственно с вмешательством человека. При более детальном изучении Ямала, стало ясно, что подобной территории с переувлажненными грунтами в мире больше не существует.
— Но местные жители там живут веками…
— Да, когда там жили только оленеводы, всё было хорошо. Олень прошел, поел мхи и лишайники, перешел на другое место, верхний слой почвы восстановился естественным образом. К тому же количество оленей было ровно таким, которое позволяло природе восстанавливать нарушенный ландшафт. Эта технология была отработана у наших оленеводов веками. Сейчас естественные условия не изменились, однако поголовье оленей выросло, сыграли рыночные условия действительности.
— Какие проблемы еще встречаются при строительстве на Севере?
Для создания комфортной инфраструктуры, в том числе и на Ямале, необходимо учитывать, что 80% территории России находится в зоне пучинистых грунтов. Пучение происходит из-за того, что содержащаяся в грунте влага замерзает, а, как известно, лед имеет меньшую плотность, нежели вода, и поэтому занимает больший объем. Чем больше воды в грунте, тем больше он вспучивается. Силы пучения настолько велики, что способны поднимать целые здания. Для строительства высокопрочных дорог в условиях севера нужны специальные слои, которые дренируют излишки влаги.  Ученые Института Криосферы Земли СО РАН разработали технологию и получили авторское свидетельство на «ДиатомИК» — гранулированный теплоизоляционный материал из природного сырья диатомит. Материал можно использовать при строительстве дорог для борьбы с пучинистостью. Сейчас эксперименты проводятся на юге Тюменской области, в ЯНАО, в Забайкалье.
— Такие грунты свойственны только территории России?
— Нет, например, например немцы при строительстве дороги обязательно используют дренирующий слой, отводящий излишки воды в сторону от дороги. Так как они не имеют такого количества естественных природных материалов – диатомитов, лежащих практически на поверхности, то применяют пеностекло — материал, который перерабатывается после сбора стеклотары, и идет на изготовление материала для строительства дорог. Наше преимущество в том, что мы обладаем современными технологиями и недорогим природным сырьем. Я уже много раз говорил, что для  арктических и субарктических территорий России необходимо не только следовать стандартам, прописанным в СНиПах и других документах, но и на каждом объекте нужно проводить дополнительные изыскания. На Севере настолько «пестрые» условия, что унифицировать себе дороже будет. У нас был в Надыме такой случай: здание, построенное десять лет назад, треснуло так, что часть отвалилась. Оказалось, что при строительстве фундамента не учли ледовую жилу, находящуюся между двумя скважинами. Я считаю, что надежней затратить больше средства на изыскания.
Еще раз подчеркиваю, что мерзлоты не надо бояться, нужно заниматься разработками и надеюсь, что работая над проектом «Повышение эффективности освоения арктической зоны РФ», мы добьемся результатов.

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка