Архитекторы ТИУ рассказали, каким может стать дизайн-код Тюмени

29.12.2020

В рамках проекта «Архитектурный образ региона» программы развития опорного университета (ПРОУ) команда Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета разработала дизайн-код центральных улиц города Тюмени. Он позволит создать единую стилистику в размещении вывесок на фасадах, оформлении входных групп и витрин.

Современный комплексный подход к проектированию городской среды включает в себя много аспектов, в том числе разработку дизайн-кода. В понятие комфорта и безопасности городской среды входит ее визуальная привлекательность и гармония. Визуальный шум – один из наиболее отрицательно влияющих на жизнь горожан эффект. Хотя жители городов часто не замечают его отрицательное воздействие, обилие рекламы ярких кричащих цветов создает усталость, может вызвать агрессию, отвлекать внимание и даже стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Архитекторы ТИУ провели анализ визуальных конструкций по ул. Ленина и по ул. Республики и предложили свое видение дизайн-кода города с учетом региональной специфики и колористических решений фасадов зданий.

«Как правило, дизайн-код представляет собой документ – свод правил и технической документации. Основная его цель помочь эффективному взаимодействию между администрацией города и предпринимателями, владельцами помещений, проектировщиками в процессе разработки и согласования элементов оформления фасада здания, – рассказала руководитель проекта «Архитектурный образ региона», почетный архитектор РФ Светлана Капелева. — Документ позволяет упорядочить визуальный облик зданий, а также обязывает бережно относиться к культурному наследию».

Разрабатывая проект, команда архитекторов поставила цель — упорядочить размещение вывесок (информационных конструкций) по улице Ленина. Для достижения данной цели нужно было решить ряд задач: сформировать перечень разрешенных типов информационных конструкций; разработать общие требования к устройству и оформлению вывесок, отвечающие архитектурным, стилистическим и колористическим особенностям зданий; использовать современные технологии и материалы.

Разработанные правила позволят упорядочить и упростить процесс размещения информационных конструкций (вывесок) для объектов общественного обслуживания. Настоящая концепция дает возможность заказчику, изучив требования о месте размещения вывески и текста на плоскости информационного поля, ее типе, типе подсвета, логотипа и товарного знака, самостоятельно установить конструкцию.

«Анализ существующей ситуации выявил неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления центральных улиц, – отметил доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Денис Бугаев. — Значительная часть вывесок устарела, часть выполнена из некачественных материалов и установлена хаотично, без учета архитектурных, исторических и стилистических особенностей зданий. Но стоит отметить, что есть и положительные примеры — некоторые вывески на зданиях выполнены из объемных световых букв и гармонично сочетаются с архитектурными особенностями зданий».

По результатам проведенного визуального анализа информационные конструкции, отвечающие современным требованиям, были включены в разрабатываемый проект дизайн-кода. Проанализированы и применены достижения отечественного и зарубежного опыта в изготовлении и размещении информационных конструкций. Была проделана работа по изучению истории зданий и поиску свойственных именно нашему городу характеристик и материалов.

«Мы рассмотрели разные успешные мировые аналоги вывесок. Например, в исторических центрах европейских и североамериканских городов вывески выполнены в виде отдельных букв, имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры, благодаря чему минимально воздействуют на городскую среду и не нарушают целостность восприятия архитектуры, – рассказала о процессе работы один из архитекторов проекта Елена Суппес. – Данный опыт вполне реально применить в нашем городе».

По мнению архитекторов, для сохранения внешнего облика исторической застройки, ценной в архитектурном отношении, наиболее правильным выбором будет размещение вывесок в виде отдельных букв, не перекрывающих фасад. Концепция дает рекомендации относительно размера, высотности размещения информационных стендов, затрагивает принципы оформления витрин и входных зон.

Информационные конструкции с визуально понятными сведениями о деятельности организаций, разработанные с учетом цветовой гармонии и учитывающие архитектурное своеобразие декоративного убранства и пластику фасадов – это важный элемент в оформление улицы. Продуманная комфортная среда без «визуального шума» притягивает горожан и гостей города, а также способствует развитию малого и среднего бизнеса.

Институт архитектуры и дизайна

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *