• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Архитекторы ТИУ выступили с идеями по созданию колористического каркаса и комфортной световой среды города

    28.12.2020

    На протяжении трех с половиной лет специалисты ТИУ работают над созданием инновационного комфортного и инвестиционно привлекательного облика области в рамках проекта ПРОУ «Архитектурный образ региона». Свои концептуальные разработки по созданию колористического каркаса в области городской световой среды на конференции «Современные подходы к проектированию городской среды в Тюменском регионе» представили архитектор Центра инициативных исследований ТИУ Анна Костарева и доцент
 кафедры Дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна Анастасия Юстус.

    Работа по данным направлениям велась под руководством коллег из Московского архитектурного института – Professeur, доктора архитектуры, завкафедрой Дизайна архитектурной среды Андрея Ефимова и профессора, доктора архитектуры, завкафедрой Архитектурная светология Николая Щепеткова.

    В проектной работе «Методология
 формирования
 колористического 
каркаса 
г. Тюмени» было исследовано ­архитектурное разнообразие жилой застройки города, изменение многоцветности используемого в архитектуре материала (полихромии). В конце XIX – начале XX века в городе преобладала деревянная застройка. Dans 50-60 годы XX века наряду с сохранением деревянного зодчества велось каменное строительство, преобладали природные материалы и светлые оттенки. 70-80 годы – время многоэтажной жилой застройки со сдержанной, практически ахроматической цветовой гаммой. В начале XXI века в окраске зданий присутствуют ахроматические, то есть серые и белые цвета разных по насыщенности оттенков, dans 2010-2020 годах произошел рост этажности зданий, цвет в отделке стал более ярким и контрастным.

    «Опираясь на ряд исследований, с точки зрения восприятия цвета в архитектуре, можно сделать вывод, что для городской застройки предпочтительнее сложная приглушенная палитра, умеренно насыщенные цвета, – рассказала Анастасия Юстус. – Более яркие цвета следует использовать как средство навигации, холодные насыщенные цветакак акценты. Белый цвет в сочетании с яркими насыщенными цветами относится к ориентирам».

    В концептуальных решениях коллективом архитекторов проекта было принято решение использовать два типа цветовых палитр. Первая основная палитра – преимущественно теплая, пастельная, вторая акцентная – достаточно яркая плотная. Данное сочетание при своем контрастном взаимодействии создают новую визуально теплую колористическую среду. В этой среде могли бы читаться яркие цветовые акценты отдельных зданий и сооружений, в том числе в качестве элементов городской навигации.

    Были определены основные принципы, образующие концепцию развития колористики города Тюмени. Tout d'abord, движение от ахроматики (серости, бесцветности) к колористике. Deuxièmement, выделение главного в планировочной структуре города – точек социального притяжения, основных магистралей и улиц. Troisièmement, обеспечение подвижности колористики, ее постоянное изменение, стремление к созданию современного живого образа развивающегося города.

    При проектировании важно учитывать климатические особенности региона. En particulier, в Тюмени резко-континентальный климат, много солнечных дней, ярко выражены все четыре времени года, но зимний период самый продолжительный. Длительность светового дня зимой очень короткая, Après 15:00 уже наступают сумерки. Поэтому для нашего региона очень актуальны вопросы организации световой среды.

    Dans 2019 году в рамках проекта «Архитектурный образ региона» был разработан световой генеральный план Тюмениконцептуальная модель световой среды города, сформированная на основе результатов предпроектных исследований. Создание схемы светового каркаса города открыло возможности для формирования концепций светового благоустройства отдельных участков, которые могут гармонично вписываться в общий план.

    Анна Костарева в проектной работе «Методология формирования комфортной световой среды на примере городов Тюменского региона» отметила, что на этапе анализа существующей световой среды улиц проводится натурное инструментальное обследование с подробной фотофиксацией, что позволяет определить уровни освещенности в характерных точках, type de, количество, шаг и схемы расстановки осветительных установок. Выполняется анализ характера и функционала освещенной территории, вычисляются показатели средней яркости осветительных приборов, фиксируются положительные и отрицательные примеры архитектурного освещения.

    «В результате предпроектного анализа выявляются характерные проблемы, par exemple, нехватка или отсутствие освещения, устаревшие или нерациональные решения, недостаточная освещенность пешеходных переходов и прочее, – рассказала Анна Сергеевна. – Подробный анализ позволяет меньшими усилиями создать комфортную световую среду. Par exemple, концепция благоустройства световой среды набережной реки Туры предполагает в основном локальные решения по выявленным проблемным участкам, так как световое благоустройство было заложено в проект изначально и довольно удачно сформировано».

    Что же касается благоустройства улицы Ленина, то здесь формированию световой среды был посвящен специальный раздел, так как предполагается полная ее реконструкция: под замену идут все опоры освещения вдоль улицы. Подобраны светильники, обеспечивающие равномерность освещения и комфортность зрительного восприятия окружающей обстановки; рекомендованы схемы размещения опор улично-дорожной сети, соответствующие геометрии полотна проезжей части; подобран шаг опор, который сохраняется на всем протяжении улицы без нарушений. Отдельное внимание уделяется специализированному освещению пешеходных переходов и велосипедных дорожек, предусмотренных в проекте.

    «Мы предлагаем сформировать интерактивную световую среду пешеходных и ландшафтно-рекреационных пространств, – отмечает докладчик. – Предлагаем современные решения в освещении, par exemple, малые архитектурные формы со встроенной подсветкой, интерактивные световые инсталляции на фасадах зданий, цветная динамическая подсветка деревьев и фонтанов и многое другое».

    По словам Анны Костаревой, предложенная концепция светового благоустройства вписывается в общий световой генеральный план, соответствует эстетическим требованиям и обладает высокой энергетической эффективностью. Комплексный подход делает город комфортным, эстетически и визуально приятным, безопасным в вечернее и ночное время суток. Законодательное закрепление светового генерального плана наряду с другими документами, регулирующими градостроительную сферу деятельности, позволит избежать неблагоприятных решений светового благоустройства.

    Команда проекта «Архитектурой образ региона» считает, что утверждение и принятие цветового генплана города Тюмени на уровне регионального и городского управления позволит в дальнейшем избежать ошибок в колористике, а также дорогостоящих переделок в ремонте исторической части города. В целом процесс формирования комфортной городской среды, в том числе предполагает системное и комплексное решение проектных задач архитектурной колористики и городского освещения с учётом региональных особенностей при эффективном использовании энергосберегающих технологий.

    Le service de presse de la TIU

    Laisser une réponse

    Votre adresse email ne sera pas publié. Les champs obligatoires sont marqués *