Доступная среда
Материально-техническая база Филиала включает в себя закрепленные в оперативном управлении сооружения, имущественные комплексы, оборудование.
Общая учебно-лабораторная площадь зданий и сооружений, для обеспечения учебного процесса Филиала, составляет 6 980 кв. метров. В составе Филиала находятся:
- 3 учебных корпуса (общая площадь 14 951,4 кв. м);
- спортивный комплекс (игровой зал, мужской тренажерный зал, женский зал для занятий аэробикой, сауна с бассейном) с открытым стадионом широкого профиля с элементами полосы препятствий(1028,6/5139 кв. м);
- столовая на 100 посадочных мест (728,6 кв. м);
- буфеты в 2-х учебных корпусах;
- слесарно-механические мастерские (449,6 кв. м);
- общежитие для студентов и сотрудников Филиала (830,9 кв. м, 27 жилых комнат), проживает 49 человек, из них 41 обучающихся. Для проживания лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья общежитие не приспособлено;
- автодром для обучения практическим навыкам вождения на курсах подготовки водителей всех категорий, трактористов, внедорожных автомототранспортных средств (30 400 кв. м);
- 3 гаража (общая площадь 315 кв. м).
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Адрес | Наименование специальных помещений | Оснащенность специальных помещений | Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
г. Ноябрьск, ул. Северная, д. 46, ауд. № 121а | Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световые маяки «Пара» на дверных проемах; — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) |
г. Ноябрьск, тер. промузел Пелей, панель XVII, д.1, ауд. №11 | Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) — Приставной подиум для въезда в учебную аудиторию |
г. Ноябрьск, Промузел Пелей Панель 17, ауд. № 1 б | Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) — Приставной подиум для въезда в учебную аудиторию |
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Адрес | Наименование специальных помещений | Оснащенность специальных помещений | Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
г. Ноябрьск, ул. Северная, д. 46, ауд. № 121а | Помещения для самостоятельной работы – аудитории для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской работы обучающихся, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световые маяки «Пара» на дверных проемах; — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) |
г. Ноябрьск, тер. промузел Пелей, панель XVII, д.1, ауд. №11 | Помещения для самостоятельной работы – аудитории для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской работы обучающихся, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) — Приставной подиум для въезда в учебную аудиторию |
г. Ноябрьск, Промузел Пелей Панель 17, ауд. № 1 б | Помещения для самостоятельной работы – аудитории для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской работы обучающихся, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха предусмотрены: — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается у заместителя директора по общим вопросам. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички; — Звуковой маяк «SmartSound». Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель (рабочие столы для инвалидов-колясочников) — Приставной подиум для въезда в учебную аудиторию |
Сведения о библиотеке, объектах спорта, о специальных условиях питания и о специальных условиях охраны здоровья, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека:
— Читальный зал; — Абонемент; — Книгохранение |
629810, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Северная, д. 46, ауд. № 122, №123 |
142,5 |
20 |
Да* |
Спортивный комплекс | 629810, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ,г. Ноябрьск, проспект Мира, дом 92 |
1 028,6 |
50 |
Да* |
Открытый стадион | 629810, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ,г. Ноябрьск, проспект Мира, дом 92 |
5139 |
500 |
Не предусмотрено |
Столовая на 100 посадочных мест | 629802, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Северная, д. 40а |
728,6 |
100 |
Не предусмотрено |
Буфет | 629809, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, тер. промузел Пелей, панель XVII, д.1 |
37,3 |
12 |
Не предусмотрено |
Медицинский пункт | 629810, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Северная, д. 46, ауд. № 117 |
17,8 |
1 |
Да* |
* ограничение доступности для инвалидов, испытывающих затруднения при передвижении
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступные условия обучения. Наряду с использованием дистанционных технологий, университет использует все возможности для полноценного включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс. Для студентов-инвалидов, нуждающихся в особых условиях обучения при необходимости возможно составление индивидуального учебного плана с учетом имеющихся нозологий. С этой целью в университете разработано положение об организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Работники филиала, связанные с организацией социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, проходят регулярное повышение квалификации по данному направлению деятельности. В 2020 году ППС филиала прошли повышение квалификации по программе «Особенности организации образовательного процесса по основным и дополнительным образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», в 2023 году – «Особенности организации образовательного процесса по основным и дополнительным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Наличие психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. В университете работают социальные педагоги, педагоги-психологи. В их функции входят:
— оказание консультативной помощи и социального сопровождения обучающихся, относящихся к льготным категориям граждан и находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оказание консультативной помощи родителям/законным представителям обучающихся;
— оказание консультативной помощи классным руководителям, преподавателям и иным работникам университета.
Наличие печатных и электронных информационных ресурсов. В филиале функционируют мультимедийные аудитории. На сайте университета, на стендах представлена информация, необходимая обучающимся в их обучении, а также информация воспитательного характера. Для своевременного оповещения обучающихся активно используются социальные сети.
Спортивное оборудование и инвентарь. В университете созданы условия для занятий физической культурой и спортом для обучающихся с инвалидностью.
Медицинское сопровождение и охрана здоровья. Медицинское сопровождение в ТИУ направлено на сохранение и укрепление здоровья студентов с инвалидностью, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. В филиале для оказания первой медицинской помощи, обеспечения доврачебной помощи функционирует медицинский пункт.
Организация внеучебной деятельности. В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Внеучебная деятельность в университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно со всеми обучающимися. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу. Студенты с инвалидностью успешно вовлечены в реализацию проектов студенческих объединений, участвуют во всех мероприятиях воспитательного характера.
Добровольческое движение. Филиал ТИУ в г. Ноябрьске активно участвует в поддержке и развитии добровольческого движения. Обучающиеся филиала активно занимаются волонтёрской деятельностью по различным направлениям.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Паспорт доступности ул. Северная, д. 46 (учебный корпус № 1)
Паспорт доступности тер. промузел Пелей, панель XVII, д.1 ( учебный корпус № 3)
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, пр. Мира, д. 92 (спортивный комплекс)
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в филиале создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа и нахождения в аудиториях, туалетных и других помещениях, спортзалах и пунктах питания. Учебные корпуса филиала (учебный корпус №1 и №3), спортивный комплекс, слесарно-механические мастерские, где могут обучаться студенты-инвалиды, оборудованы кнопками вызова, на автопарковках предусмотрены места для парковки инвалидов и их сопровождающих.
Для совершенствования обеспечения доступности зданий и сооружений университетского комплекса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проведена паспортизация доступности объектов, разработан план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. Университет стремится создать доступную среду для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Университет обеспечивает доступ для лиц с инвалидностью различных нозологий к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. Мы используем открытые онлайн-курсы для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе, размещенные на национальной платформе «Открытое образование».
При работе с информационными ресурсами обучающимся с инвалидностью помогают преподаватели, сами прошедшие необходимое обучение и классные руководители.
В университете используются платформы обучения:
Система поддержки учебного процесса Educon https://educon2.tyuiu.ru
Платформа открытого образования ТИУ https://mooc.tyuiu.ru/
Национальная платформа открытого образования
Активно используются платформы для проведения вебинаров и видеоконференций Adobe Connect, Big Blue Button.
Доступ к некоторым платформам возможен с мобильных устройств.
Средства дистанционного обучения активно используются также для дополнительного образования обучающихся, организации внеучебной деятельности обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Перечень электронных ресурсов:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Национальная платформа открытого образования
Электронные библиотечные системы и ресурсы:
Электронная-библиотечная система ТИУ
Информационные ресурсы
Система поддержки учебного процесса Educon
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Все электронные издания электронных библиотечных систем, таких как «Лань», IPRbooks, собственная полнотекстовая база данных учебно-методических изданий ТИУ, являются адаптированными к ограничениям здоровья обучающихся и отвечают ГОСТу 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В целях исполнения требований действующих нормативных актов и решения важной задачи по предоставлению доступа обучающимся с ограниченными возможностями к традиционным и электронным библиотечным ресурсам компания IPRbooks разработала адаптивные технологии для обучения:
— версия сайта для слабовидящих;
— эксклюзивный адаптивный ридер для чтения книг (тексты размещены в векторном формате, что позволяет увеличивать масштаб страницы до 300% без потери качества изображения);
— коллекция аудиоизданий для обучения.
Электронная библиотечная система «Лань» является разработчиком технологического решения для инклюзивного образования слепых и слабовидящих обучающихся вузов. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи, который был разработан при непосредственном участии студентов-инвалидов по зрению. Данное технологическое решение позволяет незрячим обучающимся эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям: имеется.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: имеется.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Создание безбарьерной среды в филиале учитывает потребности лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебные аудитории для проведения лекционных занятий, аудитории для практических и самостоятельных работ оснащаются:
– специализированной мебелью;
– звукоусиливающей аппаратурой;
– видеотехникой (мультимедийными проекторами, экранами с возможностью регулировки яркости, контрастности и масштаба, ЖК-телевизорами, ноутбуками);
– настольными светодиодными светильниками;
– ноутбуками с подставкой под ТСО;
– телевизором с информационным меню;
– музыкальными центрами;
– микрофонами.
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие не предусмотрено для беспрепятственного доступа инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Интернат отсутствует.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В общежитии не предусмотрены жилые помещения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Интернат отсутствует.