• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Директор ИДДО Юрий Фролов: Формирование единой цифровой среды – актуальная задача современного образования

    11.01.2021

    Сегодня, когда электронные образовательные ресурсы становятся основой процесса обучения, формирование единой цифровой среды – актуальная задача не только для вуза, но и для всей системы высшего образования, обозначенная на уровне руководства страны. О том, как она решается в Тюменском индустриальном университете, рассказывает директор Института дополнительного и дистанционного образования (ИДДО) Юрий Фролов.

    – В марте 2020 года, когда все образовательные организации столкнулись с новой мировой проблемой и весь учебный процесс был в срочном порядке переведен в дистанционный формат, образовательная среда ТИУ оказалась полностью обеспечена необходимым материалом. Более того, университет открыл доступ к своим электронным ресурсам для других вузов страны.

    Благодарности за предоставленную возможность воспользоваться образовательным контентом в адрес ректора ТИУ Вероники Ефремовой были высланы ректоратом Майкопского государственного технологического университета, Адыгейского государственного университета и Волгоградского государственного технического университета.

    На итоговом в 2020 году заседании Ученого совета ТИУ была высоко отмечена работа коллектива ИДДО по реализации проекта Educon 2.0. Именно своевременная модернизация системы позволила обеспечить реализацию образовательного процесса в вузе в период пандемии.

     

    Электронная образовательная система

    Для обучающихся ТИУ работа в электронной образовательной среде вуза начинается со входа в электронную систему поддержки учебного процесса Educon. За 15 лет активного использования система развивалась, в 2019 году была внедрена её модернизированная версия. Educon 2.0 сегодня – это принципиально новый дизайн и существенно расширенные образовательные возможности, повышение качества образовательного процесса и удобство для всех его участников.

    В систему заложены новые алгоритмы учета индивидуальных достижений обучающихся. Анализ цифрового профиля компетенций обучающегося, полученного на основе цифрового следа, способствует формированию индивидуальной траектории обучения. Технология используется при реализации программ дополнительного образования и в скором времени будет масштабирована для основных программ высшего и среднего профессионального образования.

    Интеграция различных ресурсов в единую систему – одно из достоинств электронной образовательной среды ТИУ, которую формирует Институт дополнительного и дистанционного образования.

     

    Технологии виртуальной и дополненной реальности

    С целью обеспечения в цифровом пространстве формирование компетенций, востребованных работодателем, инженеры ИДДО разрабатывают специальные виртуальные лабораторные работы и тренажёры, которые позволяют максимально имитировать и отрабатывать реальные производственные сценарии. В институте создают лабораторные работы, которые формируют навыки обучающихся в рамках образовательных программ опорного вуза и широко используются в обучении студентов и слушателей через систему Educon.

    В качестве примера можно привести тренажер колтюбинговой установки для ремонта нефтяных и газовых скважин, разработанный в прошедшем году. Всего за 2020 год в ТИУ выпустили 19 лабораторных работ, большую часть которых специалисты ИДДО разработали в сотрудничестве с кафедрами Института геологии и нефтегазодобычи, Строительного института. Новые проекты позволят освоить управление системами буровой установки, морское бурение и многие другие производственные процессы. В работе «Состав буровой установки», в частности, была испытана новая технология виртуальной реальности, что обеспечит более полное погружение в учебный процесс.

    В планах на ближайший год – расширение функционала и возможностей работ за счет применения технологий виртуальной и дополненной реальности. Благодаря этому в ТИУ появится виртуальный геологический полигон и модель установки погружного скважинного электроцентробежного насоса, а «Организация спуско-подъемных операций» будет отрабатываться в многопользовательском режиме, помогая развивать гибкие навыки (Soft skills) будущих инженеров.

     

    Электронные издания и библиотека

    С апреля 2020 года пользователи системы Educon получили доступ к ресурсам электронной библиотеки ТИУ. В условиях дистанционного обучения это – основной канал доступа к информации в режиме 24/7. Теперь, при переходе на страницу Библиотечно-информационного комплекса ТИУ, происходит автоматическая авторизация на других подписных информационных ресурсах без необходимости повторного ввода своих учётных данных.

    В полнотекстовой библиотеке университета пользователи корпоративной сети могут ознакомиться и со всеми электронными изданиями, учебниками и учебными пособиями, разработкой которых занимается ИДДО. Использование таких мультимедийных образовательных ресурсов, которых в вузе уже более ста, позволяет реализовать фундаментальный принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне. Благодаря тесному сотрудничеству Института дополнительного и дистанционного образования в течение прошедшего года с ФГУП НТЦ «Информрегистр», сведения о них можно будет найти и в каталоге «Российские электронные издания».

    За 2020 год в институте создали более 20 электронных изданий по различным направлениям подготовки, в сотрудничестве с кафедрами Электроэнергетики, Экономики и организации производства, Техносферной безопасности, Прикладной геофизики и другими.

    Электронное издание – полноценный образовательный продукт, который может быть создан в рамках более обширного, комплексного проекта. Например, в следующем году в институте создадут электронное издание «Основы нефтегазовой геологии», содержание которого подготовлено авторским коллективом кафедры Геологии месторождений нефти и газа, как дополнение к одноименному массовому открытому онлайн-курсу.

     

    Онлайн-курсы и открытая образовательная среда

    Образовательная система Тюменского индустриального университета интегрируется и с Платформой открытого образования ТИУ, на которой размещаются обучающие онлайн-курсы с интерактивным участием. Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – актуальный и востребованный современным пользователем образовательный продукт, который создается на базе Института дополнительного и дистанционного образования.

    На данный момент опорный вуз является разработчиком 20 МООК, как по общеобразовательным дисциплинам, среди которых история, физика, математика, информатика, так и по различным инженерным наукам, нефтегазовому делу, другим направлениям. Как правило, такой курс состоит из видео-лекций, электронных конспектов, обучающих кейсов и различных аудиовизуальных подкастов, содержит промежуточные и итоговые задания.

    К началу этого учебного года были запущены новые курсы «Промышленная безопасность» и «Гидравлический разрыв пласта», а также уникальный МООК, предназначенный для иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный.

    «Русский язык как иностранный» – достаточно масштабный проект, работа над которым велась в течение года. К участию в нем привлекли больше пятидесяти человек из числа студентов и преподавателей опорного вуза. Съемки проводились в учебных корпусах, общежитиях и на спортивных объектах Тюменского индустриального университета, а также на площадках культурно-исторических и других известных мест города Тюмени.

    В планах Института дополнительного и дистанционного образования на следующий год – создание и запуск еще девяти образовательных продуктов в формате МООК.

    Начиная с февраля 2021 года, все онлайн-курсы ТИУ будут доступны пользователям платформы.

    «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (online.edu.ru) – это проект Министерства науки и высшего образования, который предоставляет доступ к онлайн-курсам в режиме единого окна. Присоединившись к проекту, опорный вуз развивает идею формирования доступного цифрового образовательного пространства и цифровой академической мобильности. Участие в нем открывает и широкие перспективы сетевого сотрудничества.

    Так, в период карантина, с марта по июнь 2020 года, обучение через платформу с использованием курсов ТИУ «Техника и технологии бурения морских скважин» и «Неразрушающий контроль в строительстве» прошли студенты Хакасского государственного университета, Воронежского государственного технического университета и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

     

    Цифровые возможности дополнительного профессионального образования

    Как известно, на рынке труда для подтверждения профессиональной квалификации сотрудника, работодателю нужен документ установленного образца о получении формального образования в соответствии с действующими профессиональными стандартами. Как совместить идею массового и общедоступного образования и необходимость формализации его результатов – задача, которую в Институте дополнительного и дистанционного образования ТИУ решали в течение года.

    Повышение квалификации на базе МООК – новый образовательный проект, который в полной мере получит реализацию в ТИУ уже в начале года. Освоение материала по ряду программ повышения квалификации опорного вуза, среди которых «Промышленная безопасность», «Гидравлический разрыв пласта», «Капитальный ремонт скважин», «Техника и технологии бурения морских скважин», «Неразрушающий контроль в строительстве» будет организовано на базе онлайн-курсов, размещенных на Платформе открытого образования ТИУ.

    Освоить дополнительную профессиональною программу дистанционно, в удобном формате онлайн-курса и получить удостоверение установленного образца – весомые факторы, которые позволят новой образовательной технологии успешно конкурировать с традиционными в системе дополнительного профессионального образования, уверены в ИДДО ТИУ.

     

    Цифровизация образовательного контента

    Реализация программ допобразования в условиях 2020 года также проходила в электронной образовательной среде Тюменского индустриального университета на базе системы Educon с включением различных цифровых образовательных ресурсов. Взаимодействие слушателей с преподавателями в онлайн-режиме обеспечивается с помощью сервисов видеоконференцсвязи.

    Цифровизация образовательного контента – одна из стратегических задач, которые решает Институт дополнительного и дистанционного образования. Поэтому перевод учебного процесса в дистанционный формат прошел в рабочем режиме, без отклонений от календарного учебного графика. Однако, чтобы обеспечить качество образовательного контента по ряду программ, традиционно реализуемых в очном формате, в ИДДО были оперативно созданы и новые образовательные продукты. Одним из них стал курс видео-лекций «Подземная гидромеханика», созданный по заказу ПАО «Газпром», одного из ключевых заказчиков программ дополнительного профессионального образования ТИУ.

    За счет применения дистанционных технологий обучения, образовательная среда опорного вуза в полной мере смогла обеспечить возможность развития компетенций сотрудников индустриальных партнеров ТИУ на местах и без отрыва от производства.

     

    Взаимодействие в дистанционном формате

    Особенной была и приёмная кампания-2020, которая в условиях пандемии в Тюменском индустриальном университете прошла полностью в дистанционном формате. Процесс поступления онлайн в ТИУ в этом году сделали максимально простым и удобным – абитуриенты могли подать документы и пройти тестирование в любое удобное для них время. Взаимодействие с поступающими было организовано полностью в цифровой среде.

    Специалисты ИДДО в онлайн-режиме сопровождали поступающих, от этапа приема документов до заключения договоров на образование и проведения оплаты, вне зависимости от места нахождения абитуриентов.

    Выстроенные коммуникации в онлайн-пространстве позволили обеспечить набор по программам высшего образования, реализуемым с применением дистанционных технологий в ТИУ, даже в сложных социально-экономических условиях. Результаты набора в Институт дополнительного и дистанционного образования в 2020 году на 25% превысили прошлогодние показатели.

    К тому же, выбор программ высшего образования, реализуемых в заочной форме обучения с применением дистанционных технологий, для поступающих в Тюменский индустриальный университет в 2020 году, значительно расширился по большей части за счет программ магистратуры. К набору в ИДДО объявлено 15 программ бакалавриата и 14 – магистратуры по 20 направлениям подготовки.

    Реализация основных программ в дистанционном формате потребовала разработки актуального и качественного образовательного контента. В ходе подготовки к новому учебному году в институте существенно расширили охват взаимодействия с профильными кафедрами вуза.

     

    Новая образовательная практика

    2020 год сформировал новую образовательную практику для студентов и слушателей, преподавателей и администраторов, всех участников учебного процесса в вузе. С уверенностью можно сказать, что полученный опыт взаимодействия в электронной среде и разработке цифровых образовательных продуктов будет использован в реализации будущих амбициозных проектов Тюменского индустриального университета.

    Пресс-служба ТИУ

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *