• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Dmitry Nowicki: «Современный выпускник кроме основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками»

    27.04.2019

    Con 2017 года в Тюменском индустриальном университете активно развивается стратегический проект «Инженерный StartUp». Por ejemplo, появилась Студенческая инновационная платформа (CIP), а вместе с ней конкурс поддержки бизнес-проектов «СИП-АП». Почему предпринимательство важно для студентов опорного вуза, и как оно внедряется в образовательный процесс, рассказал директор департамента внеучебной деятельности Дмитрий Новицкий.

    — Дмитрий Владимирович, проект «Инженерный StartUp» предполагает механизм внедрения инновационных проектов в учебные модули студентов. В каком формате это осуществляется, и каких студентов по итогу будет выпускать вуз?

    – В процессе создания проекта «Инженерный StartUp» наша команда разработчиков закладывала в основу проекта важнейшую в современном мире функцию – трансформационную. Трансформироваться как с позиции существования проекта с постоянным учетом новых трендов и тенденций, так и способствовать трансформации университета. Последний аспект имеет первостепенную важность в условиях стремительного развития цифровой экономики, наблюдаемых технологических изменений, изменения структуры рынка труда, преобразования самой системы образования.

    Нынешнее и будущее десятилетие специалисты характеризуют аббревиатурой VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В таких условиях требования к выпускнику университета многократно возрастают, а становление такого выпускника требует новых подходов и серьезных ресурсов.

    Начиная со второго потока СИП, то есть начала 2018 del año, мы апробируем формат технологического предпринимательства и считаем, что при окончании университета наш выпускник кроме знаний по своей основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками и сформированным предпринимательским мышлением.

    Важно заметить, что само понятие «предпринимательство» является многозначным, в том числе предпринимать какое-либо действие, направленное на изменение существующих процессов, и получение выгоды или прибыли при реализации этого изменения. Наша команда симпатизирует определению предпринимательства профессора Гарвардской школы бизнеса Говарда Стивенсона: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых ресурсов». При такой трактовке предпринимательские навыки и предпринимательское мышление востребовано не только предпринимателями в рамках бизнеса, но выпускниками университетов, наемными работниками при построении карьеры, чиновниками и менеджерами в процессах управления, даже в личной жизни.

    Мы можем наблюдать уже наступившие изменения в области форм, инструментов и механизмов вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, в том числе закрепленное законодательством право и возможность защитить свои выпускные квалификационные работы в виде стартапа. Такая форма защиты ВКР позволяет получить объективную и независимую оценку бизнес-гипотезы, привлечь ресурсы, партнеров и инвесторов для дальнейшего развития проекта, в конечном итоге самореализоваться в той же области инженерии, по которой обучающийся получает специализацию, но заняв другую позицию в системе распределения труда, а именно не наемного рабочего на предприятии, а позицию поставщика изменений этому же предприятию через новых идеи, решения и технологии.

    – То есть выпускник не только в теории рассмотрит свой проект, но и максимально приблизит его к реализации?

    – Абсолютно верно. Сегодня обучающийся может определиться с интересующей его областью инженерии, исследовать ее на предмет трансформации и потенциальных улучшений, проверить свои гипотезы и получить положительные результаты НИРа или НИОКРа. Однако дальнейшего внедрения полученных результатов не происходит, в результате чего индустрии недополучают необходимых изменений, а обучающийся и университет не могут излечить выгоду из полученных результатов.

    Осенью 2018 года СИП заключил соглашение с Российской венчурной компанией (РВК) о реализации курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанного РВК совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики («Университет ИТМО») и Московским государственным университетом им. M.. Lomonosov. Мы получили портфель методических рекомендаций и проанализировали опыт применения данного курса на других университетских площадках. К настоящему времени мы адаптировали курс под наш университет, наши цели и задачи, сделав упор на командную проектную работу, применение таких форм и методов, как case-study, контекстное обучение и междисциплинарность. Отдельный акцентзнакомство обучающихся с фронтирными исследованиями, трендами и технологиями в сфере индустрии 4.0 и цифрововизацией с возможностями их применения. Курс реализуется на трех образовательных программах нашего университета, как уровня бакалавриата, так и магистратуры. Созданные и сформированные проекты попадут на конкурс бизнес-проектов «СИП-АП», где смогут получить оценку, обратную связь и условия для дальнейшего развития.

    – Получается, вуз поможет студентам реализовать задумки?

    – Да, начиная со стадии знакомства с последними технологическими новшествами и формирующимися рынками, далее через генерацию идей, постановку бизнес-гипотезы, ее проверку и апробацию. Конечная стадия – упаковка проекта с финансовыми, маркетинговыми и правовыми инструментами и выход на рынок.

    – Значит, студент окончит университет не просто магистром по какой-либо дисциплине, а ещё и предпринимателем?

    – Да, наш выпускник будет инженером-предпринимателем, обладающий инженерным мышлением и предпринимательскими компетенциями, способный не только увидеть новые возможности, но и воспользоваться ими.

    – Дмитрий Владимирович, как бы Вы оценили результаты внеучебной деятельности ТИУ в 2018 году и, en particular, потоков СИП прошлого года? Что получилось, чем гордитесь?

    – Учитывая скорость наступающих изменений и необходимость им соответствовать, о какой-либо гордости говорить преждевременно. 2018 год был насыщенным, мы апробировали новые форматы создания и формирования бизнес-проектов; увеличили в два раза количество участников конкурса бизнес-проектов «СИП-АП»; диверсифицировали направления работы, дополнив основное направление – технологические предпринимательство еще инженерным и традиционным; укрепились в статусе региональной площадки, получив заявки не только от других образовательных учреждений нашей области, но и с других регионов; заключили соглашение с РВК и адаптировали курс. Это лишь малая часть огромной проделанной работы.

    Не менее значимым я считаю появление «историй успеха»кейсов, которые можно презентовать и тиражировать. Por ejemplo, у нас были проекты, зашедшие на первый поток СИПа, но не сумевшие получить необходимые ресурсы из-за недостаточно глубокой проработки и отсутствия части компетенций. Авторы не сложили руки, посвятили себя и все свободное время на улучшение своих продуктов, самообразованию, участию в наших профильных образовательных мероприятиях и на последующих потоках стали победителями, презентовав свои прототипы и MVP (прим. минимальный жизнеспособный продукт). Теперь наша задача – создать необходимые условия для их благополучного выхода на рынок.

    Также мы имеет положительный опыт проведения первого в регионе мероприятия в формате Study Group (исследовательских сессий) – многодневного трека по решению кейсов индустриального партнеракомпании «Траснефть-Сибирь», в честь которого назвали мероприятие «Study Group Transneft». Благодаря ему один студенческий проект на втором «СИП-АП» стал абсолютным победителем. То есть за счёт того, что на «Study Group» ребята решали конкретные проблемы конкретного предприятия.

    Creo, «Study Group» для профессоров, profesores asociados, молодых учёных должен быть как «Клавиши весны» для творческих людей. Внерабочей, внеаудиторной деятельностью, которая разгоняет мозговую активность, заставляет быть в курсе актуальной проблематики и разрабатывать востребованные решения.

    Пока могу гордиться только своей командой. Вопросы генераций идей, формирования проектов, создания необходимых условий для их динамичного развития, дальнейшая упаковка результатов в презентабельный вид, воспринимаемый рынком – это кропотливый труд.

    – Сколько потоков СИП планируется в 2019 año?

    – Традиционно мы проводим каждый год по два полугодовых потока, заканчивающихся конкурсом бизнес-проектов «СИП-АП», в котором может принять участие любой желающий, соответствующий определенным требованиям. Как уже было сказано ранее, мы работаем по трем направлениям: технологическое, инженерное и традиционное предпринимательство, где в каждом направлении мы привлекаем профильных экспертов, в том числе эксперты из «Опоры России», представители общества рационализаторов и другие.

    – Появятся ли в вузе новые направления внеучебной деятельности?

    – Внеучебная деятельность должна происходить от инициативы студентов. Они должны сами увидеть свою заинтересованность, свой конечный результат. Наша задачаподвести их к этому. Они должны понять, насколько им нужно и важно самоопределиться и сделать эти проекты. Это задача студенческих проектных офисов и наша в том числе.

    В любом случае все традиционные мероприятия сохраняются. Мы – вуз, который любит традиции. Нашему фестивалю «На клавишах весны» уже практически пятьдесят пять лет. Это один из старейших фестивалей в регионе. Многие выпускники, которые стали известными бизнесменами, проходили через него. Поэтому менять и отменять его мы пока не планируем. Всё остальное у нас – ожидание инициатив от обучающихся. Наша функция – создать условия, чтобы у ребят рождались идеи.

    Яна Гринфельд,

    el servicio de prensa de la TIU

    2 responses to “Dmitry Nowicki: «Современный выпускник кроме основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками»

    1. Boris dice:

      Buenas tardes! Хочу иметь портфель методических рекомендаций.(Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и университет им. Bauman).
      culo. каф.ТУР Б.Елькин.

      • Dmitry dice:

        Buenas tardes. Приглашаю на встречу, где проговорим цели и задачи которые хотите решить с помощью этих методических рекомендаций. Возможно мы предложим вам более интересные варианты взаимодействия.

    Contesta

    Su dirección de correo electrónico no será publicado. Campos requeridos están marcados *