Дмитрий Захаров: Транспортное моделирование – эффективный инструмент принятия управленческих решений

03.04.2019

В разное время студенты и специалисты кафедры Эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета принимали участие в разработке Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) города Тюмени (2016-2017) и Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) Тюменской агломерации (2018). С 2012 года на кафедре выполнено 11 проектов по заявкам партнёров, четыре проекта по поручению городской Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, более 30 научно-исследовательских работ. О самых значимых из них рассказал заведующий кафедрой ЭАТ, кандидат технических наук Дмитрий Захаров. 

— Дмитрий Александрович, вы сами, как заведующий, с чем связываете высокую заинтересованность города в деятельности кафедры ЭАТ?

— Прежде всего, с созданием в вузе лаборатории Транспортного моделирования, инициатором которой выступил доцент нашей кафедры Сергей Александрович Ярков. В 2011 году он убедил нас приобрести испанский программный комплекс Aimsun для развития в вузе направления «Транспортное планирование и моделирование». И не просто убедил, а подал заявку на грант Ассоциации выпускников, благодаря которому мы начинали развивать лабораторию. Вуз направил нас на стажировку в Германию. Тогда мы с Денисом Александровичем Чайниковым и Сергеем Александровичем Ярковым побывали в германских муниципалитетах, проектных и научно-исследовательских институтах,  вузах. Начиная с 2012 года, стали активно продвигать эту работу. Начали с одного из самых проблемных перекрёстков — на пересечении улиц Мориса Тореза, Герцена, в районе ТЦ «Рентал», ещё до ввода в эксплуатацию ТЦ «Галерея Вояж». Уже первые наши работы, связанные с моделированием дорожного движения в центре города, были представлены на отраслевом совещании Администрации, представителям профильных департаментов и депутатам Тюменской городской думы.

— Тогда представителей Института транспорта пригласили в городскую Комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения?

— Тогда на комиссии обсуждался сложный вопрос по изменению схемы организации дорожного движения в районе улиц Первомайской, Герцена, Вокзальная, Смоленская — где сейчас построена дорожная развязка, на пересечении улиц Первомайской и Запольной. До начала её строительства обсуждался вопрос об изменении дорожной схемы в этом районе. Предлагалось несколько разных мнений от профильных комитетов, отделов, ГИБДД. Александр Викторович Моор, тогда глава Администрации города, дал поручение Институту транспорта разработать транспортную модель района, дать обоснование. Мы выполнили это задание, выяснив, что при изменении схемы ситуация в данном районе улучшится, но в соседних — ухудшится. В итоге было принято решение не менять схему, а дождаться строительства и ввода в эксплуатацию дорожной развязки. Так мы получили первое боевое крещение на уровне городской комиссии по безопасности дорожного движения. Следующая комиссия – новое поручение. Выполнить модель ввода выделенных полос для маршрутных транспортных средств по улицам Широтной и Пермякова, оценить эффект для общественного, личного транспорта.

— Чем вам запомнился этот проект?

— Мы рекомендовали ввести выделенные полосы параллельно с путепроводом через Транссиб по улице Монтажников, чтобы минимизировать негативные моменты для владельцев личного транспорта. Но большинством голосов комиссия приняла решение ввести их раньше, в летний период, когда транспортные потоки не самые большие, чтобы люди привыкли, выбрали общественный транспорт для перемещения.  Территория города, которая учитывалась в данной транспортной модели, охватывала район улиц Широтной, Пермякова, 50 лет Октября, Монтажников. То есть, это был крупный проект, мы осознанно пошли на этот шаг, хотели показать наши компетенции – применили микромоделирование, которое отличается большей точностью и степенью детализации.

— Какие значимые для города проекты разрабатываются на кафедре в настоящее время?

— Мы сосредоточились на трёх ключевых проектах. Они все ещё продолжают действовать, поэтому об окончательных итогах говорить рано. Первый проект связан с созданием в Тюмени интеллектуальной транспортной системы, элементы которой – часть  автоматизированной системы управления дорожным движением. Уже внедрённая АСУДД в Тюмени сегодня проходит по улицам Тобольский тракт – Дружбы – Алебашевская – Профсоюзная – Трактовая – Мориса Тореза — Червишевский тракт. Мы изучаем вопрос эффективности создания АСУДД в центральной части города, выполнили площадную модель на несколько улиц, расположенных параллельно.

По предварительным результатам, в утренний час пик наблюдается незначительный – 5-9 % по разным показателям эффект. Вечерний час пик мы ещё не моделировали – это задача ближайшего будущего. Когда будем понимать эффект в комплексе, насколько снизится время поездки, время ожидания, средняя скорость, его можно будет сопоставить с затратами. Мы хотим дать городу эффективный инструмент для принятия дальнейших управленческих решений.

— Несколько исследований на кафедре посвящены концепции «Медицинский город».

— Осенью прошлого года по телевизору показывали встречу Президента РФ с губернатором Тюменской области. Александр Викторович Моор рассказывал главе государства о тюменском проекте «Медицинский город». Владимир Владимирович обещал федеральную поддержку, таким образом, целый ряд крупных медицинских объектов может быть введён  в эксплуатацию гораздо раньше, чем планировалось при областном финансировании. А это означает, что они раньше станут центром притяжения потоков транспорта, пассажиров, пешеходов. Мы взялись оценить, достаточно ли существующей и планируемой дорожно-транспортной инфраструктуры и оптимальны ли сроки ввода новых дорожных объектов в эксплуатацию. Возможно, потребуется корректировка ПКРТИ. Мы считаем, например, что нужно менять сроки строительства трёхуровневой развязки на пересечении Червишевского тракта, улиц Юрия Семовских и Мельникайте на въезде в Медгород.

В декабре прошлого года, кроме того, вступил в действие ФЗ 443 «Об организации дорожного движения», согласно которому органы власти сейчас должны анализировать ввод новых объектов капитального строительства с точки зрения их влияния на эффективность организации дорожного движения, иными словами, возникновение транспортных заторов. С этой точки зрения наш проект, я думаю, тоже будет интересен городу и региону.

Вторая часть проекта касается дорог, парковок, пешеходных тротуаров, остановок внутри «Медицинского города». Зная количество транспорта, пешеходов, мы будем понимать, хватает ли для больницы парковок, тротуаров, где их лучше расположить, как пойдут пешеходы. С визуализацией, как утром и вечером медицинский персонал и посетители будут заходить/выходить, комфортно это будет или нет.

— А третий проект?

— Мы хотим понять, как будет развиваться транспортная система города в среднесрочной перспективе до пяти лет, когда в Тюмени заработает единое парковочное пространство (ЕПП). Как изменится транспортный спрос на разные виды транспорта (общественный, личный, автобусы, такси) с учётом грядущих изменений – введения большого количества платных парковок, появлением каршеринга, развитием велоинфраструктуры (согласно ПКРТИ, к 2020 году в Тюмени будет проложено уже 440 км велодорожек), возможно, внедрением  АСУДД. За счёт комплекса этих мероприятий для поездок в центр города люди будут чаще использовать общественный транспорт, нагрузка на улично-дорожную сеть снизится, эффективность использования АСУДД повысится. Возможно, это гипотеза, снова будет необходимо скорректировать ПКРТИ, отказаться от некоторых дорогостоящих мероприятий. Если  через пять-семь лет транспортный спрос снизится, нам будут не нужны, например, громоздкие надземные пешеходные переходы в центральной части города.

— Кто непосредственно занимается данными разработками? Коллектив кафедры?

— За весь период с начала работы через лабораторию Транспортного моделирования прошли более 40 студентов, порядка десяти преподавателей кафедры. Но сейчас основную работу выполняют четыре инженера «Технополиса», они же аспиранты ТИУ,  я и два преподавателя. Это доценты и руководители образовательных программ Сергей Александрович Ярков, Сергей Александрович Эртман.

Антонина Борисович,

фото Дениса Ханыкова,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *