Дополнительное образование: в ТИУ внедряют цифровой профиль компетенций

25.12.2020

«Цифровой профиль компетенций» –  инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории. В Тюменском индустриальном университете он был успешно апробирован в 2019 году на программах Института дополнительного и дистанционного образования (ИДДО). Уже в скором времени технология будет масштабирована для основных программ высшего и среднего профессионального образования. 

Цифровой профиль компетенций позволяет модернизировать педагогический процесс и сформировать индивидуальную траекторию развития компетенций обучающихся относительно требований учебной программы, работодателей и личностного роста. При этом технология универсальна и может быть использована для любой образовательной программы.

Ещё до начала её реализации формируется профиль входного уровня, который наглядно отражает дефициты, определяя области развития компетенций. В процессе обучения данные собираются, интерпретируются и попадают в личный цифровой профиль обучающегося. На их основе предлагаются индивидуальные образовательные траектории.  По итогам освоения программы проводится контроль сформированности компетенций.

«Цифровой профиль – средство, помогающее нам построить общее видение, провести диагностику, в подборе технологий выражается профессионализм преподавателя, глубокое понимание методики работы, заинтересованный подход», –  отмечает начальник отдела проектирования образовательных программ ИДДО Лариса Скоморохова.

Технологии оценки результатов образовательной программы в вузах различны.  ТИУ нацелен на применение образовательного материала и диагностику компетенций с целью непрерывного мониторинга, учёта и накопления информации об их изменении в процессе обучения (формирование индивидуального цифрового следа). Для более детальной проработки диагностика проводится как в группе, так и с каждым студентом в отдельности.

При таком подходе пересматривается сам процесс реализации образовательных программ, изменяется формат занятий. Помимо традиционных лекций и практикумов, задействуются  вовлечённость обучающихся, ориентированность на практический результат.

«Использование цифрового профиля компетенций способствует согласованности планируемых и итоговых результатов обучения, применяемых образовательных технологий, повышению мотивации обучающихся. Слушателям понятны дефицитные компетенции, области их развития, – рассказывает директор ИДДО Юрий Фролов. –   Дополнительные программы мобильные и вариативные, более гибкие к требованиям заказчика и актуализации в связи с изменениями в производстве, где технологии меняются каждые 2-3 года. Содержание программ мы формируем сами, учитывая требования профессионального стандарта. С изменением программы меняется и цифровой профиль компетенций. Неизменным остаётся высокий уровень предоставляемых услуг».

Представители предприятий, как заказчики образовательных услуг, могут принять участие в разработке индикаторов (маркеров) для цифрового профиля компетенций, а также в анализе итогов промежуточных тестирований, согласовать с преподавателем дополнительную работу, вовремя построить маршрут, оценить процесс обучения своих сотрудников, убедиться в качестве образовательных услуг. Благодаря цифровому профилю компетенций, результаты прозрачны и их оценка объективна.

«В настоящее время руководство компаний чётко понимает, какие компетенции должны быть сформированы у их сотрудников, какие результаты необходимо получить на выходе, как будет построен процесс формирования знаний, умений и навыков. Поэтому цифровой профиль компетенций очень важен и в плане взаимодействия с предприятиями. Мы говорим, какие знания можем дать, как их формируем, а в рамках проведённой диагностики показываем, что ещё необходимо каждому сотруднику для успешного выполнения его профессиональных обязанностей», – уточняет Юрий Фролов.

Подводя итог, важно отметить, что именно новое сложное, междисциплинарное образовательное пространство в сочетании с возможностью обучающихся выбрать свой путь обучения приводит университет к необходимости цифровизации результатов обучения. При этом компетентностная модель выпускника ТИУ в динамике до 2030 года – гибкая, с непривязанными ФГОС формулировками компетенций, также учитывает индивидуальные особенности вуза.

Пресс-служба ТИУ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *