Генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу о современном инженерном образовании

17.01.2017


РуссуНиколай Александрович Руссу, Генеральный директор АО «Мостострой-11»:

«Современный инженер это не просто инженер, обладающий техническими знаниями, это сегодня и экономист, и юрист, и психолог. С теми навыками, которые  студент получит в вузе, потом будет легче работать на производстве».

Николай Александрович, на Ваш взгляд, какие новые подходы к инженерному образованию необходимы сегодня, чтобы молодые специалисты – выпускники вуза могли быстро и эффективно встроиться в производственный процесс?

Жизнь движется вперед, есть много изменений, которые происходят в строительстве – это современные технологии и оборудование, новые подходы к проектированию и сопровождению проектов. В вузах не всегда есть необходимая база. И многие предприятия, в том числе Мостострой-11, заинтересованы в том, чтобы предоставлять свои площадки для практики студентов. Нужно, чтобы студенты уже в начале обучения в вузе, когда они еще не знают на 100%, в каком направлении хотят работать, имели возможность пройти практику на реальных предприятиях. Чем они хотят заниматься в будущем – проектированием, сопровождением проектов, строительством? Именно на практике ребята могут посмотреть работу разных специалистов – мастера, прораба, инженера, работника технического или планово-экономического отдела, выбрать для себя направление и системно изучать это направление на всем протяжении учебы. Поэтому мы стараемся привлекать студентов разных вузов для прохождения практики на базе нашего предприятия, и на ранних стадиях уже определить, чем они хотят заниматься. По нашему опыту, на третьем курсе 70% ребят определяются с направлением работы.

С какими вузами сотрудничает Мостострой-11?

У нас есть большой проект с СибАДИ, мы ведем там две группы уже третий год.  Студенты из этих групп проходят у нас практику по различным специальностям, чтобы определиться с дальнейшим направлением и уже последние два года уверенно готовиться к той специальности, которую они для себя выбрали.

Студенты Тюменского индустриального университета проходят у нас производственную практику. В 2016 году 23 студента прошли практику на базе АО «Мостострой-11». Кроме того, в составе стройотрядов ТИУ на наших объектах работал 51 боец.

За один-два месяца практики студенты могут увидеть практически полный цикл работ: от сооружения основания и строительства опор, пролетных строений  (это и металл, и железобетон) до укладки асфальта. И не просто увидеть, но и принять участие в работах, конечно, под нашим пристальным вниманием, поэтому идти нужно от того интереса, который возникнет у студента во время практики. Строительная отрасль многоплановая — это и мостостроение, и автомобильно-дорожное строительство, и гражданское строительство – везде есть своя специфика.  Определиться заранее для студента очень важно. Побывать, например, на строительстве здания, увидеть весь процесс  — от основания фундамента до чистовой отделки. Вот тогда уже студент может понять, что такое гражданское строительство. Я считаю, что образование  должно быть  в том направлении, в котором молодой специалист хочет и может развиваться.  Зная досконально свою профессию, впоследствии можно будет обучиться и чему-то другому, получить новую специализацию.

Как Вы считаете, какими навыками — профессиональными и личными  — должен обладать современный инженер, чтобы качественно выполнять те задачи, которые ставит перед ним предприятие?

Современный инженер это не просто инженер, обладающий техническими знаниями, это должен быть сегодня и экономист, и юрист, и психолог – если ты работаешь с людьми.  Со многими  навыками, которые  студент получит в вузе, потом будет легче работать на производстве.

Какое-то время назад был период, когда упала планка высшего образования — появилось большое количество коммерческих вузов, и люди туда шли за дешевыми дипломами, а не за знаниями. Сегодня требования ужесточаются, и мы считаем, что те направления, которые сейчас реализуются  в области высшей школы, правильные. В частности, это увеличение доли практических занятий. Подготовка качественного инженера включает большой спектр вопросов — это и теория, и практика, и желание самого студента, его внеучебные наработки, самообразование.  И, конечно, его стремление реализовать себя в выбранной профессии. И когда все это совпадает, к нам приходит практически готовый специалист, которого можно будет направить, что-то ему подсказать. Но бывает и так, что нам приходится вести полную переподготовку, так как выпускник приходит не готовый к своей профессии. И чтобы таких случаев не было, нужна тесная связь вуза и предприятия — будущего работодателя.

В каких направлениях может строиться сотрудничество предприятия и вуза?

Мы предлагаем свою производственную базу. У нас есть все ресурсы, для того, чтобы дать студенту полное понимание его будущей профессии.  У нас есть свое производство – это металл, железобетон, пластиковые конструкции, у нас есть проектный институт, которые ведет проекты по гражданскому строительству, дорожному строительству, мостовому строительству. У нас есть наши производственные подразделения, которые работают по всей территории Российской Федерации. Это очень интересные, уникальные объекты, которые мы сегодня возводим. Мы готовы предоставить базу для дипломных проектов, привязанных к реальному производству, так как меняется оборудование, технологии, мы готовы все это показывать и рассказывать об этом студентам. Думаем, что впоследствии молодые специалисты своей работой и ответственным отношением к делу вернут вложенный в них труд и наши затраты.

Какие инженерно-строительные специальности сегодня востребованы?

Сейчас есть дефицит мостостроителей. Мы сегодня у себя на предприятии обучаем около 20 человек. Образование у них – дорожное строительство и промышленно-гражданское строительство. Конечно, специализация другая, но мы по опыту видим, что эти люди могут управлять производством. Мостовиков же готовят в специальных вузах. Но если будет связь между университетом и предприятием, когда студент может и учиться, и подрабатывать  на предприятии, как мы в свое время, когда были студентами, то мы сможем дать им основные азы мостостроения, которые можно получить только на производстве – это и исполнительная документация, и геодезический контроль, и контроль качества.

Если ставить вопрос о создании в Тюмени специализированной кафедры мостостроения  — будет ли это востребовано в долгосрочной перспективе?

Первоначально – мостостроение – это очень узкая специальность, в России осталось только два вуза, которые готовят специалистов для мостостроения, настоящих мостовиков. Наша профессия крайне ответственная, в плане того, что мостовые конструкции возводятся  порой в очень опасных условиях. Это и сложные специфические инженерные расчеты на проектирование, это и специальные технические знания —  все это в полной мере дается только в профильном вузе.

Поэтому мы решили идти по пути дополнительной профессиональной подготовки специалистов-мостовиков на базе нашего предприятия. И, конечно, можем ориентировать на эту специализацию и будущих выпускников Тюменского индустриального университета  – во время прохождения практики. И тогда уже получится, что студент, во-первых, находится реальной производственной атмосфере и перенимает навыки у опытных специалистов. Во-вторых,  лабораторные и практические занятия мы готовы привязать к реальному производству, обозначить актуальные темы, закрепить наших инженеров-специалистов за группой. Все эти мероприятия как раз и помогут подготовить студентов с хорошим практическим образованием. И не только мостовиков, но и дорожников и специалистов гражданского строительства.

АО «Мостострой — 11» возводит уникальные объекты по всей России и в СНГ. Есть ли возможность у студентов пройти практику на этих объектах?

Да, есть. Более того, скажу, что такого опыта, как на нашем предприятии будущий специалист не получит больше нигде. Мы готовы предоставлять практические занятия, практическое обучение с наглядными примерами, с выездами на объекты, с показом сложных объектов и сложных операций.  В Казахстане, например,  мы монтировали 1400 тонн 8 домкратами – это уникальная технология. До нас в России ее даже не было. Или такой стратегический объект, как мост через Керченский пролив, где мы забиваем оболочки на 80 метров – таких работ до нас тоже не было в стране, и не знаем, будет ли кто-то дальше делать подобное или нет. Эти уникальные объекты и работы, как раз и дают сильную мотивацию студенту, когда он может сказать — да, мне это нравится, и я хочу этому делу себя посвятить. А мы со своей стороны можем подсказать, на что обратить больше внимания, чтобы выйти из вуза высококлассным востребованным специалистом-инженером.

Николай Александрович, благодарю Вас за беседу.

Беседовала Ольга Дереча,

отдел по информационной политике

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *