• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Вероника Ефремова: «Высшая инженерная школа – это будущее опорного университета»

    27.04.2018

    В Тюменском индустриальном университете стартовал новый глобальный проект Высшая инженерная школа. Уже в сентябре 2018 года в Школе по программам бакалавриата и магистратуры начнёт обучаться будущая инженерная элита России. Цель Школы – создание экосистемы, формирующей инженеров, способных конструировать инструменты управления будущим, среди принципов – открытость, цифровизация, экологичность и созидание. И.о. ректора опорного вуза Вероника Ефремова ответила на вопросы, почему необходима трансформация университета, на что направлен проект и каковы перспективы его реализации.

    — Вероника Васильевна, почему сегодня назрела необходимость трансформации университета?

    — Мы живем в быстро меняющемся мире. Сегодня совершенно иные скорости развития технологий, сама жизнь ставит перед нами новые цели. Система образования, в целом, и наш университет, в частности, столкнулись с такой проблемой, что существующие образовательные программы теряют свою актуальность ещё в процессе их реализации. Это значит, что выпускник зачастую выходит с компетенциями, которые были востребованы на начальном этапе его обучения, а мир уже шагнул вперед. Цифровая эпоха диктует необходимость разработки инновационного формата подготовки инженеров, наполнение его новым смыслом и новыми компетенциями. Нам необходимо пересмотреть подходы к разработке образовательных программ, изменить принципы образовательных пространств, методы и технологии обучения, то есть университету необходимо трансформироваться.

    — С каких процессов начнётся трансформация университета?

    — Над разработкой стратегии трансформации Тюменского индустриального университета мы работаем уже второй год. Совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО были проведены две стратегических сессии, во время которых проектные команды создавали образ будущего университета и всех базовых процессов: образования, исследований и инноваций. В рамках этих сессий предлагались различные идеи и модели трансформации. В итоге было принято решение приступить к реализации проекта по созданию высшей инженерной школы. Объектом трансформации нами был выбран образовательный процесс, как один из важнейших в университете. Сегодня мы разрабатываем и внедряем модель образования инженеров, способных создавать инструменты управления будущим.

    — В настоящее время множество образовательных моделей, которые реализуются в российских вузах, в том числе опорных. В чём «изюминка» данного проекта?

    — В нашей Школе будут реализовываться программы бакалавриата и магистратуры, основанные на принципах проектного обучения, а не на дисциплинарном подходе. В основе обучения лежит не только решение инженерной задачи, а комплексный подход на возможные пути достижения проектного результата. Для бакалавриата это последовательное усложнение проектных задач, которые будут решать студенты по принципу «от простого к сложному». При этом мы изменим сам подход к наполнению образовательной программы. Ключевые модули в рамках учебного процесса будут сопровождать или поддерживать проекты, реализуемые в течение семестра, наполнять смыслом проектную работу. Студенты сами будут иметь возможность выбирать, какие дисциплины необходимы для реализации их проекта. Таким образом, основная особенность Высшей инженерной школы в том, что образование осуществляется не через трансляцию знаний, а через реализацию проектов. Кроме того, по модели «Liberal Art» предусмотрены свободные дисциплины, направленные на развитие инженерного творчества и формирующие выпускника как разносторонне развитую личность. Учебный процесс будет способствовать формированию навыков работы в проектной команде, способности нестандартно мыслить, оценивать возможное влияние результатов проекта на экосистему. Такой бакалавриат дает возможность студентам взглянуть на отрасль в целом, расширить профессиональный кругозор. Наша образовательная программа предусматривает и развитие soft-компетенций. Для этого разработан специальный модуль, позволяющий студенту выбрать траекторию своего личностного развития. Неотъемлемой частью обучения студента Школы станет вовлечение в общественную, творческую, научную и предпринимательскую деятельность.

    — А если говорить о магистратуре?

    — Принцип новой магистратуры – это модульность. Этот подход мы решили апробировать на магистерской программе «Цифровая трансформация региона». Учебный процесс будет организован по формату глубокого погружения, предусматривающего несколько модулей в течение семестра, когда работа ведется в проектной команде. Проекты магистров будут направлены на комплексное решение актуальных проблем, например, цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли. В этом заложен ещё один принцип – для поступления на программу необходимо иметь степень бакалавра и опыт работы на производстве. Также в проекте могут принять участие магистры другой специализации, желающие обновить свои компетенции в иной сфере деятельности. Главное, каждый претендент проекта должен четко сформулировать свою инженерную проблему реального производства, над решением которой и будет работать в период обучения. Проектная деятельность подразумевает применение современных инструментов для того, чтобы будущий магистр мог формировать видение картины будущего и самостоятельно управлять процессом изменения. Три-четыре дня в месяц предусмотрена аудиторная насыщенная работа, всё остальное время магистранты занимаются самообразованием с использованием дистанционных технологий, массовых он-лайн курсов. Каждый модуль магистратуры будет являться законченным блоком, формирующим определённые компетенции. Получаемые при решении проблемно ориентированных проектов в магистратуре компетенции позволят выпускнику активно участвовать в процессах изменения производственных, бизнес- и технологических циклов.

    — Расскажите, на кого направлен проект?

    — Данный проект направлен на ту часть обучающихся, которые заинтересованы в индивидуальном развитии как профессиональной, так и личностной траектории, кто готовит себя к быстро меняющемуся миру. Основная цель Высшей инженерной школы в том, чтобы подготовить человека, способного адаптироваться к изменению технологий и профессиональной среды, и умеющего встраиваться в систему разделения труда будущего.

    — Какие результаты вы ожидаете от проекта?

    — Пилотный проект должен стать инициатором изменений всех образовательных программ. Проект не будет закончен после его реализации в Высшей инженерной школе: по тем же принципам будут разработаны новые программы, принципы отбора студентов, преподавательского состава, новые технологии преподавания будут транслированы на все образовательные программы университета. Высшая инженерная школа помимо новых принципов организации образовательного пространства, предусматривает и развитие нашего вуза как университета современного, использующего новые цифровые платформы для администрирования образовательного деятельности и концепции всех остальных процессов. Это гринфилд, т.е. проект «с нуля», который должен, в конечном итоге, обеспечить трансформацию всего опорного вуза региона.

    — На каком этапе находится реализация проекта сегодня и что в ближайших планах?

    — Проектным комитетам предстоит большая работа. Необходимо разработать образовательные программы, критерии отбора обучающихся и привлечения профессорско-преподавательского состава, проект реализации образовательного пространства, необходимого для осуществления проектных методов обучения. Для обучения и работы мы заложили принцип 24/7, создаваемое пространство должно способствовать развитию инженерного творчества: мобильные рабочие места, дизайнерские решения в оформлении, прозрачные стены и много света. Пространство должно предусматривать возможность межгруппового общения, быть общим для всего университета.

    Принципы отбора участников образовательной программы бакалавриата должны предусматривать проектную сессию для студентов первого курса, во время которой они будут решать кейсы или инженерные задачи. Вторым этапом станет написание эссе, это позволит выявить наиболее мотивированных студентов, которые готовы учиться по-новому. Также будут организованы проектные сессии для преподавателей, предусматривающие ознакомление их с принципами функционирования школы. Таким образом, Высшая инженерная школа будет решать ещё одну задачу — развитие профессиональных компетенций сотрудников. Для обучения мы планируем приглашать экспертов в области реализации проектной работы и в области решения инженерных задач. Много работы посвящено отбору кейсов, учебных проектов, проектных задач, которые должны стать основой образовательных программ.

    Кроме этого, в рамках подготовки планируется знакомство с опытом реализации  программ ведущих вузов. Это Национальный университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

    Хочу отметить, что на этапе создания Высшей инженерной школы принять участие в разработке её концепции могут все сотрудники университета.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *