• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Ilya Anisimov: Тюмень – оазис для эксплуатации электромобилей

    31.01.2019

    Tyumen – один из немногих городов страны с достаточно благоприятной для эксплуатации электромобилей инфраструктурой, а для Урало-Сибирского регионадаже в некотором роде оазис. Это утверждает кандидат технических наук, доцент Института транспорта Тюменского индустриального университета Илья Анисимов. Он возглавляет группу ученых, engineers, которые в сотрудничестве с Государственным аграрным университетом Северного Зауралья, компаниейМобилСервис”, федеральной Ассоциацией развития электромобильного транспорта и инфраструктуры решают задачу постепенного замещениягрязныхмашин на углеводородном топливе экологически чистыми и бесшумными.

    Журналист «Российской газеты» Анатолий Меньшиков поговорил с Ильёй Анисимовым о ближайшем транспортном будущем.

    “OASIS” – не для красного ли словца? Увидеть электромобиль на улице и по сей день в диковинку. Чем же наш город выгодно отличается от других?

    Ilya Anisimov: Наличием сети электрозаправок. В общественное пользование предоставлено шесть таких “columns”, причем все они сегодня обслуживают клиентов бесплатно. В Тюмени их больше, чем во всем УрФО. В других регионах Западной, Восточной Сибири станций для подзарядки также крайне мало. У нас бизнес в лице компаний “Tyumenenergo” и СУЭНКО понял, что на подходе новая эра автомобилизации и мешкать не стоит. Свою роль сыграло и решение администрации областного центра приобрести для опытной эксплуатации электробус. А для него также нужны электрозаправочные установки.

    Тут важно разорвать замкнутый круг. Электромобили соотечественники остерегаются приобретать в значительной мере из-за отсутствия сервисной инфраструктуры. А ее не спешат создавать, поскольку потребителей мало. Yes, You can say, что легковых авто нового типакапля в море. В Тюмени их около 60. Однако еще сравнительно недавно эти машины можно было пересчитать по пальцам, так что темпы прироста неплохие.

    На нас еще давят психологические стереотипы. В царской России автомобиль представлялся многим игрушкой для богатых. То ли дело тогдашнийвнедорожник”, лошадкабезотказная, только корми ее сытно. В свое время и компьютеры были роскошью, и сотовые телефоны. Казалось, они для избранных. I, владелец классического авто, прежде относился к его собратьям с электродвигателем без энтузиазма. А теперь подумываю, не приобрести ли электрокар.

    Обратимся к опыту Китая, мирового лидера по использованию электротранспорта. В 12-миллионном Шеньчжэне на маршруты выходит около 17 тысяч электробусов. Скоро и парк такси будет представлен исключительно электромобилями. Компании, реализующие в КНР легковые авто, обязали ежегодно наращивать долю электрокаров в общем объеме продаж. Сейчас это 10 per cent, затем планку увеличат до 20.

    Ilya Aleksandrovich, но даже подержанные аккумуляторные машины стоят, как новые престижные модели иномарок. А бесплатная раздача электроэнергии скоро прекратится. Пока водитель не ощутит выгоду, он останется верен старому доброму двигателю внутреннего сгорания.

    Ilya Anisimov: Yes, все это так. Но с учетом высокой стоимости горючего электродвигатель позволяет экономить солидные средства. Colleague, живущий в пригороде, заряжает автомобиль от домашней сети. У него на 10 тысяч километров пробега ушло три тысячи рублей. На бензин он потратил бы во много раз больше.

    В электромобиле аккумулятор дороже всех прочих элементов конструкции вместе взятых. Технологи последовательно увеличивают его емкость и срок службы. Прогресс тут налицо, цена же пока кусается. Когда я в Великобритании общался с коллегами из университета Лидса, узнал об интересном маркетинговом ходе, практикуемом в стране. Покупатель сразу оплачивает стоимость авто, за исключением аккумуляторовна них предоставляется рассрочка на длительный период, причем с таким расчетом, чтобы человек постепенно оплатил стоимость второй батареиона предоставляется немедленно после окончания гарантийного срока первой. Стоит, think, внедрить эту схему в практику отечественных продаж новых электромобилей.

    Важно разорвать замкнутый круг: электромобили в России остерегаются приобретать из-за отсутствия сервисной инфраструктуры, а ее не спешат создавать, поскольку потребителей мало

    У сибиряков сегодня в пользовании преимущественно бэушные Nissan Leafэто пока оптимальный вариант по цене-качеству. Встает проблема утилизации аккумуляторов. Мы работаем над тем, чтобы продлить их жизнь. По предложению нашего коллеги инженера Дениса Дедюхина создаем опытный образец уличного буферного устройства из нескольких аккумуляторов, остаточная емкость которых позволяет накапливать достаточно энергии для подзарядки электромобиля. Ночью мини-станция будет аккумулировать энергию от сети уличного освещения, а днем отдавать ее. В этом году намерены получить эффективный прототип изделия, затем довести идею до коммерциализации.

    Среди других разработокзарядно-пусковое устройство, адаптирующееся к температуре уличного воздуха, суперконденсатор, позволяющий запустить авто при разряженном аккумуляторе.

    Мы говорим о десятках тысяч электробусов в китайских городах и пока лишь о единственном – in Tyumen. Да и тот экспериментальный…

    Ilya Anisimov: Судя по отзывам эксплуатанта, ПАТП, эта отечественная модель электробуса за время работы в Тюмени неплохо себя зарекомендовала, в том числе в зимних условиях. Прежде чем закупать партию машин, перевозчик хочет убедиться в достаточности ресурса батареи, для чего требуется пара лет. Будущее, не сомневаюсь, за общественным транспортом на электрической тяге. Let me remind you, что осенью главы правительств стран Таможенного союза договорились о солидарных усилиях по развитию электротранспорта, предоставлению преференций его производителям.

    Обращу внимание на удачный старт проекта международной компанииоператора онлайн-сервиса такси. В двух крупных городах мира организована доставка пассажиров электромобилями типа минивэнов. Это дороже автобуса, но дешевле такси. Принцип следующий. Зарегистрированный пользователь системы сообщает, когда и куда ему нужно добраться. Водитель машины, которая движется в нужном направлении по своему гибкому маршруту, заезжает за клиентом. Лично я охотно бы воспользовался такой услугой.

    Из разговора с замначальника главного управления строительства Тюменской области Андреем Чистяковым, куратором автотранспортного направления, I got it: региональные власти в недалекой перспективе видят Тюмень городом с развитой сетью общественного транспорта, сервисами индивидуального планирования поездки, каршерингом и такси на базе электромобилей. Это радует.

    А на примере Турции мы видим, сколь широкое распространение могут получить электроскутерыпассажирские, грузовые и прочие. Они же, Obviously, и до Сибири дойдут?

    Ilya Anisimov: У нас они появились. И количество этих легких транспортных средств, доступных по цене многим гражданам, будет, похоже, стремительно расти. Самокаты, велосипеды, скутеры с электроприводамизримое свидетельство наступления новой эры автомобилизации в широком значении этого слова. Яркий пример: один зарубежный стартап по аренде электросамокатов за пять лет вылился в бизнес с оборотом в миллиард долларов.

    Электрические машины различной спецификации придут и в сельское хозяйство. По инициативе ученых Государственного аграрного университета Северного Зауралья и в партнерстве с ними мы разрабатываем для малых земледельческих, парниковых хозяйств электрического сельхозробота, который по заданной программе должен обследовать участок для замера влажности, кислотности почвы, проанализировать данные, внести требуемый объем удобрений по принципу точного земледелия. Лабораторный образец испытали, приступаем к конструированию полноразмерного прототипав определенном смысле автопилота.

    Темой самоуправляемых автомобилей мы тоже занимаемся. В университете Лидса успешно протестировали систему интеллектуального регулирования скорости автомобиля на основе спутниковой навигации, геопозиционирования. Превысил водитель скоростьмашина сначала рекомендует ему притормозить, а при нежелании сама ограничивает обороты двигателя. Однако навигационные карты обновляются не так часто, как хотелось бы, не учитывают текущие изменения. For example, при ремонте шоссе, когда требования к проезду изменяются. Тут бы умной машине самой распознать дорожные знаки. Мы научили ее делать это посредством видеокамеры с использованием нейронных сетей. True, только днем при хорошей погоде. Ночью, в дождь и снег система слепа, так что следующая задачанаучить ее видеть в неблагоприятных погодных условиях.

    The press-service of the TIU

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *