• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Имитационное моделирование – один из инструментов создания Smart City

    14.11.2017

    Имитационное моделирование – один из инструментов создания «Умного города». Об этом гостям пресс-клуба НЕФОРМАТ рассказал заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Дмитрий Захаров.

    На очередной встрече на тему: «Интернет вещей» и эффективность городской инфраструктуры Тюмени: планы и перспективы» Дмитрий Александрович выступил как руководитель проекта «Умная дорога» (в рамках проекта Smart City ТИУ).

    По его словам, имитационное моделирование транспортных потоков – инструмент, который во всем мире используется достаточно давно.

    «Тюмень стала применять его одной из первых в России. Это уже говорит о том, что в нашем городе используется самый передовой опыт», — сказал он, говоря о разработках кафедры в области Smart City.

    В качестве примера специалист привёл модель «Улица Мельникайте в Тюмени – магистраль непрерывного движения».

    «По нашим расчётам, при реализации этого проекта, параметры дорожного движения (средняя скорость движения,  среднее время задержки) в утренний час пик улучшаются в три раза, вечером – в два раза. Привожу только два показателя из 20», — сказал Дмитрий Захаров. – И теперь уже общественность и органы власти, с учётом этих цифр, должны решить, насколько это городу необходимо».

    В Германии, по его словам, без соответствующего запроса на имитационное моделирование муниципалитет не принимает ни одного решения в дорожной сфере.

    «У нас налажено достаточно тесное взаимодействие с администрацией города, МКУ «Тюменьгортранс». Наши студенты проходят в этих организациях практику. Наша лаборатория всегда открыта для пожеланий и рекомендаций. Всю тематику дипломного проектирования мы формируем, согласно запросу наших партнёров. Все дипломные работы выполняются на актуальные для города темы в области организации, безопасности дорожного движения пассажирского общественного транспорта», — рассказал Дмитрий Захаров участникам круглого стола.

    К числу актуальных объектов относятся, например, строящиеся в Тюмени аквапарк, «ЗапСибНефтехим» в Тобольске – любой центр притяжения, хоть новый микрорайон или гипермаркет.

    «Помимо основных процессов строительства, мы должны понимать, какую нагрузку получит с ним улично-дорожная сеть, общественный транспорт, что необходимо сделать для того, чтобы, как максимум, улучшить качество транспортного обслуживания населения, как минимум – не потерять того, что было создано ранее», — отметил зав.кафедрой ЭАТ.

    По его словам, любой инфраструктурный проект, а Тюмень славится их большим количеством, можно и нужно подкреплять соответствующими расчётами по имитационному моделированию. Касается ли это светофоров, схемы дорожного движения, реконструкции автомобильных дорог, изменения количества полос, движения по направлениям и т.д.

    Кроме транспортных потоков, специалисты кафедры ЭАТ занимаются моделированием движения пешеходов. Одним из таких проектов является, в частности, smart-park «Ямская слобода», который в скором времени появится рядом с общежитием по улице Нагорная, 6 (реализуется во взаимодействии разработчиков Smart City и участников проекта «Архитектурный образ региона», который также входит в Программу развития опорного университета до 2020 года – ред.).

    «Моделирование пешеходных потоков – тот инструмент, который особенно востребован при организации крупных спортивных и других массовых мероприятий, — отмечает Дмитрий Захаров. — Чемпионат мира по футболу, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани — все подобные мероприятия организуются так, чтобы обеспечить качественное обслуживание их участников. Для этого применяется имитационное моделирование, транспортных и пешеходных потоков».

    По мнению спикера, современными технологиями охвачены практически все сферы жизни Тюмени. Но для кардинального прорыва в развитии городской инфраструктуры необходима консолидация усилий общества, органов власти, жителей, других заинтересованных сторон. Качественный скачок также обеспечат новые научные разработки, в области транспорта, в том числе.

    Умные светофоры, дороги, парковки, по словам главного спикера встречи, профессора ТИУ Олега Данилова, могут появиться в Тюмени уже через десять лет. «По моему мнению, совершенно разумный для этого срок. Но уже через три года всё очень сильно изменится», — сказал на пресс-клубе руководитель проекта Smart City.

    Умные автомобили- беспилотные транспортные средства ждут нас чуть позднее. По словам Дмитрия Захарова, исследовательские группы в Европе по-разному оценивают сроки их появления. «Существует мнение о 75% переходе на беспилотные транспортные средства уже к 2030 году», — уточнил он.

    «И мы, может быть, с неким запозданием, в силу природно-климатических условий к этому тоже придём. Эта тема тоже не за горами», -добавил зав.кафедрой ЭАТ.

    Отметим, 8 ноября на площадке Тюменской областной научной библиотеки имени Д.И. Менделеева состоялось очередное заседание пресс-клуба НЕФОРМАТ.

    Напомним, Тюменский индустриальный университет выступил с инициативой разработки Smart City-Тюмень в 2016 году. Проект «Создание инновационного кластера в сфере компетенций Smart-City, IoT/IIoT и BigData» включен в Программу стратегического развития опорного университета до 2020 года.

    1 августа 2017 года и.о. ректора ТИУ Вероника Ефремова утвердила план реализации проекта Smart City. В числе его разработчиков -16 учебных кафедр опорного вуза (ведущая – АТСиДМ), а также Колледж информатики и связи.

    В настоящее время в ТИУ ведется разработка концепции Smart City, дорожной карты, определены основные направления  реализации проекта. По ним сформированы рабочие группы, назначены руководители.

    Антонина Борисович,

    фото Дениса Ханыкова,

    пресс-служба ТИУ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *