• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • О кафедре

    Рады вас приветствовать на сайте кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Тюменского государственного нефтегазового университета!

    Кафедра осуществляет целевую подготовку инженеров специализации — Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

    Форма обучения
    4 года (дневное) — бакалавр; 5 лет (дневное) — инженер; 6 лет (заочное полное); 3 г. 10 мес. (на базе специального образования); 2 г. 10 мес. (на базе высшего технического образования).

    Заведующий кафедрой РЭНГМ — д.т.н., профессор Грачев Сергей Иванович.

    Преподаватели кафедры «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»:

    1. Грачев С.И. профессор,д.т.н.,зав.каф.
    2. Шешуков Н.Л. профессор,к.т.н.
    3. Пахаруков Ю.В. профессор, д.т.н.
    4. Алексеев Г.А. доцент,к.т.н.
    5. Безносиков А.Ф. доцент, к.т.н.
    6. Каширина К.О. доцент, к.т.н.
    7. Кононенко А.А. доцент, к.т.н.
    8. Королев М.С. доцент, к.т.н.
    9. Коротенкто В.А. доцент, к.т.н.
    10. Леонтьев С.А. доцент, к.т.н.
    11. Штурн Л.В доцент, к.т.н.
    12. Саранча А.В. доцент, к.т.н.
    13. Сафаров И.А. доцент, к.т.н.
    14. Стрекалов А.В. доцент, д.т.н.
    15. Стрекалов В.Е. доцент, к.т.н.
    16. Телегин И.Г. доцент, к.т.н.
    17. Левитина Е.Е. доцент
    18. Забоева М.И. ст.преподователь
    19. Устюжанина Л.А. ст.преподователь
    20. Фоминых О.В. ассистент
    21. Дегтярев В.А. ассистент
    22. Дунаев С.А. ассистент
    23. Сумин А.Н. ассистент
    24. Синцов И.А. ассистент
    25. Краснова Е.И. ассистент
    26. Сабитов Р.Р. ассистент
    27. Самойлов А.С. ассистент

    Профессорско-преподавательский состав ведет научно-исследовательские работы по следующим основным направлениям:

    1. Гидродинамические исследования нефтяных, газовых и газоконденсатных залежей.
    2. Разработка залежей нефти и газа в сложнопостроенных коллекторах.
    3. Конструкции скважин в криогенных условиях.
    4. Повышение нефтеотдачи и интенсификации притоков нефти и газа.

    Выпускники кафедры работают в крупнейших нефтегазодобывающих компаниях России — «Газпром», «Лукойл», «Сибнефть», «Славнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и зарубежных компаниях, таких как «Shell», «Halliburton», «Shlumberger», а также в научно — исследовательских и проектных организациях: ВНИИнефть, Гипротюменьнефтегаз, НижневартовскНИПИнефть, СибНАЦ, СибНИИНП, СургутНИПИнефть, ТюменНИИгипрогаз, ТИНГ, ХМАОНАЦ. Они заслуженно характеризуются как специалисты высокой квалификации и многие из них являются в настоящее время руководителями министерств, ведущими менеджерами компаний и нефтегазодобывающих предприятий.

    Наши выпускники обладают следующими знаниями, умениями и навыками:

    1. демонстрируют глубокие естественнонаучные, математические и инженерные знания и детальное понимание научных принципов профессиональной деятельности;
    2. имеют критическую осведомленность о передовых знаниях в профессиональной сфере;
    3. используют творческий подход для разработки новых оригинальных идей и решения инженерных задач;
    4. умеют применять новые и новейшие технологии в сфере своей специализации;
    5. умеют интегрировать знания различных областей и решать задачи, требующие абстрактного мышления и оригинальности анализа;
    6. умеют эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды по междисциплинарной тематике, а также руководить командой;
    7. владеют иностранным языком на уровне, позволяющем работать в иностранной среде с пониманием культурных, языковых и социально- экономических различий;
    8. понимают значение вопросов безопасности и здравоохранения, юридических аспектов, ответственности за инженерную деятельность, влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду;
    9. понимают необходимость и повышения квалификации в течение всего периода профессиональной деятельности.

    Это обеспечивает количественный и качественный состав кафедры (6 профессоров, 15 доцентов, 2 старших преподавателей, 9 ассистентов).

    Значительное влияние на уровень подготовки студентов оказывает система ранней специализации, впервые в практике российских нефтяных вузов разработанная в ТюмГНГУ. Изменения структуры учебного плана позволили после третьего курса проводить практику на месторождениях Западной Сибири, названную производственной. Благодаря этой практике студент овладевает всеми рабочими операциями и приемами эксплуатации скважин, повышает уровень профессиональных знаний и осознает необходимость изучать общенаучные и общетехнические дисциплины.

    Для реализации программы ранней специализации в ТюмГНГУ организованы курсы подготовки операторов по добыче нефти и газа, имеющих допуск на право работать на месторождениях. Подобная подготовка студентов также осуществлена впервые в практике нефтяных вузов страны.

    Кафедрой РЭНГМ взят курс на разработку оригинального программного обеспечения и использования в учебном процессе современных информационных технологий. Особенность разрабатываемого на кафедрах подхода по реализации информационных технологий заключается в том, что большинство интерактивных лабораторных работ имеют реальную основу в виде действующих стендов или макетов оборудования, установленного в лабораториях кафедры. Это обеспечивает в процессе обучения полную идентификацию данных натурных исследований с результатами, получаемыми в процессе выполнения виртуальных лабораторных работ.

    На кафедре имеются программные продукты зарубежных и отечественных компаний Shlumberger, «Сургутнефтегаз» и др.:

    • по обработке результатов гидрогазодинамических исследований скважин и пластов;
    • по расчету параметров работы горизонтальных скважин;
    • по расчету показателей разработки нефтяных месторождений.

    Для обеспечения учебного процесса с их применением на кафедре существуют компьютерные лаборатории: исследования скважин и пластов, физики пласта, сбора и подготовки скважинной продукции, научно-исследовательских и проектных работ студентов и аспирантов. Для проведения лекций с применением информационных ресурсов используются мультимедийные аудитории.

    Кафедра принимает участие в международных программах по обмену студентами. Например, ежегодно по этой программе обучаются студенты в Институте нефтегазовой техники ТУ г. Клаусталь (Германия) с получением итоговых сертификатов и дальнейшим прохождением производственной практики на предприятиях КСА «Deutag Drilling GmbH». Реализуется программа получения «двойных дипломов» для бакалавров в области «Petroleum Engineering» на английском языке в Техническом университете г. Клаусталь (Германия).

    В 2008 г. ТНК-ВР, ТюмГНГУ и зарубежные нефтегазовые институты (г.г. Абердин, Лондон, Хьюстон) создают в Тюмени магистерскую программу мирового класса, нацеленную на комплексное изучение геологии и геофизики нефти и газа.

    Кафедра «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» является выпускающей кафедрой Тюменского государственного нефтегазового университета. Осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую и организационную работу и воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

    За кафедрой РЭНГМ закреплены дисциплины в соответствии с рабочими учебными планами:

    Для специальности НР

    • Моделирование разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений
    • Интенсификация притока и КРС
    • Разработка нефтяных месторождений
    • Скважинная добыча нефти
    • Методы повышения нефтеотдачи
    • Исследование скважин и пластов
    • Сбор и подготовка скважинной продукции
    • Эксплуатация шельфовых месторождений
    • Геология и разработка месторождений нефти и газа Западной Сибири
    • Проектирование разработки нефтяных и газовых месторождений
    • Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
    • Разработка нефтяных и газовых скважин
    • Подземная гидромеханика
    • Физика пласта

    Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

    Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом.

    Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

    Основная образовательная программа подготовки инженера предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

    цикл ГСЭ — Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
    цикл ЕН — Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
    цикл ОПД — Общепрофессиональные дисциплины;
    цикл СД — Специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
    ФДТ — Факультативы.

    Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной образовательным стандартом.

    Срок освоения основной образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

    -Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные -153 недели
    -Экзаменационные сессии не менее 24 недели
    -Практики: не менее 18 недель

    в том числе: ознакомительная — 3 недели
    учебная — 3 недели
    производственная — 6 недель
    преддипломная — 6 недель
    -Итоговая аттестация, включая подготовку
    и защиту выпускной квалификационной работы не менее 16 недель
    -Каникулы (включая 8 недель)
    последипломного отпуска) не менее 38 недель

    Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

    Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не превышает в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия па факультативным дисциплинам.

    Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 7-10 недель, в том числе 2 недели в зимнее время.

    Библиотека ВУЗа должна иметь достаточное количество современных учебников и учебных пособий по всем циклам дисциплин и постоянно восполняться научной литературой и периодическими изданиями нефтегазового профиля.

    Библиотечный фонд содержит следующие журналы:
    Ведомость МТЭА, Газовая промышленность, Геология нефти и газа, Известия ВУЗов, Геология и разведка, Известия ВУЗов, Нефть и газ, Нефтегазовая вертикаль, Нефтегазовое строительство, Нефтегазовые технологии, Нефтепромысловое дело, Нефть и капитал, Нефть России, Нефтяное хозяйство, Потенциал, Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море, Транспорт и хранение нефтепродуктов, Трубопроводный транспорт нефти, Фактор, Euroil, Gaz du Monde, Journnal of Sedimentary Research, Offshore, Oil and Gaz journal, Petroleum Engineer International, Petroleum Technology, SPE Drilling and Completion, Word Oil.

    Заданные результаты обучения отвечают профессиональным требованиям к уровню подготовки выпускника по направлению 130530.65, которые являются следующими:

    Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в государственном образовательном стандарте

    Инженер по нефтегазовому делу должен знать:

    -свойства исходного сырья, материалов и реагентов, влияние их свойств на ресурсосбережение и надежность технологических процессов;

    -способы осуществления основных технологических процессов;

    -прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования; основы разработки малоотходных, энергосберегающих экологически чистых технологий;

    -аналитические и численные методы анализа математических моделей нефтегазовых процессов;

    -методы проектирования технологических процессов, обеспечивающих получение эффективных решений при строительстве или реконструкции предприятий отрасли;

    -передовые методы ремонта технологического оборудования и средств автоматизации технологических процессов;

    -методы расчета технико-экономической эффективности при выборе технических и организационных решений;

    -экономико-математические методы при выполнении экономических расчетов в процессе управления;

    -методы организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления;

    владеть:

    методами определения оптимальных и рациональных технологических режимов работы оборудования;

    -методами управления действующими технологическими процессами, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка;

    -компьютерными технологиями и методами проектирования технологических процессов, обеспечивающих получение эффективных решений при строительстве и реконструкции предприятий отрасли;

    -методами проведения стандартных испытаний по определению физико-химических свойств углеводородов, материалов и реагентов;

    -методами осуществления технического контроля, разработки технической документации по соблюдению технологической дисциплины в условиях действующего производства;

    -методами анализа причин возникновения неполадок в производственном процессе и разработки мероприятий по их предупреждению;

    -методами разработки технологических и технических зданий на новое строительство, реконструкцию предприятий, обоснования технологической схемы производства и охраны труда, обеспечения экологической чистоты производства;

    -принципами выбора наиболее рациональных способов защиты порядка действия коллектива предприятия (цеха, отдела, лаборатории) в чрезвычайных ситуациях.

    Таким образом, вся постановка учебного процесса, начиная с учебных планов и рабочих программ и заканчивая методологией ведения учебных занятий с применением современных средств и инноваций обучения, позволит обеспечить учебному процессу достижение вышеперечисленных результатов профессионального инженерного обучения.