• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Инженеры для медицины: получи престижную профессию в опорном вузе региона

    21.07.2020

    Образовательная программа «Биотехнические системы и технологии», профиль «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» в Тюменском индустриальном университете создана и реализуется в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами и международной моделью образования CDIO: задумай, разработай, внедри и эксплуатируй медицинскую технику. Такой инновационный подход позволяет сделать учебный процесс интересным для обучающихся, а будущим инженерам получить востребованную на рынке труда профессию.

    В этом году на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, могут рассчитывать 25 абитуриентов. Вступительные экзамены: физика, математика, русский язык. О преимуществах и особенностях программы мы поговорили с её руководителем — профессором кафедры кибернетических систем Института геологии и нефтегазодобычи, академиком ЛАН РФ, д.м.н, доцентом ВАК по специальности «Приборы, системы и изделия медицинского назначения» Владимиром Барановым, а также студентами и выпускниками.

    О преимуществах

    — Владимир Николаевич, подготовка инженеров для здравоохранения в нашей стране, да и в мире становится всё более актуальной. Расскажите об особенностях программы, как построен учебный процесс?

    Владимир Баранов: Международная концепция инженерного образования CDIO основана на: удовлетворении потребности студента в обучении, повышении его интереса к знаниям и профессиональному самосовершенствованию; улучшении квалификации преподавателей, чтобы каждый из них применял в своей педагогической практике инновационные приемы обучения; а также на создании новых современных лабораторий. Мы находимся на уровне ведущих вузов РФ в области подготовки кадров по медицинской инженерии. В процессе обучения студенты знакомятся с современными достижениями науки и практики, изобретательства, изучают производство новых медицинских изделий, кроме того, мы делаем акцент на потребности нашего региона, усиливаем обучение в области сервисного обслуживания и ремонта медицинской техники.

    Например, преподаватели федерального центра нейрохирургии (ФЦН) МЗ РФ знакомят обучающихся с передовой нейрохирургической техникой, гибридными операционными, рассказывают об особенностях обслуживания и ремонта. Студенты уже с первого курса начинают принимать участие в международных конференциях на базе ФЦН. Налаживают деловые контакты с учеными нейрохирургами международного уровня из стран дальнего зарубежья. Активно изучают английский язык. Дисциплина «Проектная деятельность» как механизм междисциплинарной интеграции способствует формированию инженера, соответствующего требованиям современного социума. Она нацелена на самообразование и саморазвитие студентов, дает уже с первого курса практические навыки для разработки и создания новых оригинальных приборов, аппаратов, систем и комплексов для практического здравоохранения, а особенно для нейрохирургии.

    — Вам удалось совместить техническое и медицинское направления. Как вы считаете, образование в настоящее время должно быть мультидисциплинарным?

    Владимир Баранов: Сейчас востребованы специалисты, работающие на стыке наук. Я считаю, что биологические науки должны стимулировать развитие других, в том числе технических. Многие ведущие страны используют принципы, заложенные в биологии в своих инновационных разработках, в том числе в медицинской технике. Поэтому конвергентные науки сейчас актуальны как в России, так и во всем мире. Мультидисциплинарность обучения реализуется нашими новыми лабораториями. Лаборатория компьютерной томографии имеет современный компьютерный томограф PHILIPS MX 8000 DUAL». Лаборатория биомедицинской аналитической техники оснащена учебной станцией ELVIS II и практикумом «Методы измерения и цифровой обработки биомедицинских сигналов» компании National Instruments (США). Лаборатория медицинской электроники, моделирования и проектирования печатных плат оборудуется промышленными электронными микроскопами и паяльными станциями, учебной станцией ELVIS II с лабораторными практикумами: «Цифровые элементы вычислительной и техники», «Проектирование цифровых устройств», «Обнаружение и исправление неисправностей в электрических схемах» компании National Instruments (США).

    — А если говорить об образовательных дисциплинах, тут тоже превалирует принцип междисциплинарности?

    Владимир Баранов: Да, конечно. Например, на биологии мы изучаем бионику — науку о применении в технических устройствах свойств, функций и структур живой природы. Обучающиеся детально вникают в процесс воплощения идей природы в технические устройства и инженерные сооружения. Например, чертежи и схемы летательных аппаратов Леонардо да Винчи основаны на строении крыла птицы, построение высотных фабричных труб аналогично строению стеблей злаковых растений, конструкция Эйфелевой башни в точности повторяет строение большеберцовой кости человека. Корпорация IBM внедрила новую технологию охлаждения процессоров и компьютерных плат, основанную на принципе кровотока в микроциркуляторном русле живых организмов. Новые принципы полета, бесколесного движения, построения подшипников также разрабатываются на основе изучения полета птиц и насекомых, движения прыгающих животных, строения суставов.

    — Интересно, почему специальность выбирают Ваши студенты, что им больше всего нравится?

    Никита Мясников (группа БАСб-19-1): Я выпускник Колледжа информатики и связи (прим. Многопрофильный колледж) ТИУ по направлению «Информационные системы», и своё будущее всегда связывал только со сферой информационных технологий, информатикой. Направление «Биотехнические системы и технологии» — уникально, потому что связано с медициной, биологическими науками, кибернетикой, а в последние годы симбиоз между человеком и машиной усиливается. Это и протезирование недостающих конечностей, замена органов электронными аналогами, постоянно появляющиеся новейшие методы диагностики организма, лечения и совершенствования, восстановление зрительных и слуховых функций человека посредством подключения электродов к нервам головного мозга и многое другое. Даже мозг человека работает, как компьютер, электроны в мозге производят выстрелы между нейронами, чем создают нейронные связи и формируют память человека, а так же другие навыки, умения, черты личности.

    — А в процессе обучения, что тебе нравится больше всего?

    Никита Мясников: «Проектная деятельность». Она позволяет обучающемуся раскрыть свой креатив, творческие способности, показать как «он видит проект», у нас есть прекрасная возможность представить экспертной комиссии свои разработки, воплотить их в реальность, получить финансирование на свою авторскую идею и запатентовать её, раскрыть себя как изобретателя и научного деятеля. Например, в этом году наша группа представляла такие проекты, как аппаратно-программный комплекс для лазерной нейрохирургии, для выкройки титановых пластин и экспресс закрытия дефектов черепа, лечение эпилепсии и множество других. Если говорить об учебных предметах, я люблю: «биофизику», «биомеханику», «программирование», «сети и базы данных», «основы взаимодействия физических полей с биообъектами», — именно такая тесная совокупность технических и медико-биологических наук меня привлекает. У нас очень интересная и насыщенная научная деятельность: мы участвуем в кейс-чемпионатах и форумах, международных конференциях не только в вузах, но и в Федеральном центре нейрохирургии (ФЦН) МЗ РФ, куда съезжаются специалисты со всего мира из Японии, Франции, Германии, США. В этом году мы приняли участие в конференции «Реваскуляризация головного мозга с мастер-классом по микрососудистому анастомозу» с коллегами из Японии. Также я участвовал в хакатоне по электронным устройствам, который проводила Студенческая инновационная платформа ТИУ.

    — Никита, как ты считаешь, у тебя, как выпускника, обучающегося по данному направлению, хорошие перспективы в будущем?

    Никита Мясников: Да, перспективы перед выпускниками направления «Биотехнические системы и технологии» открываются колоссальные, если говорить простыми словами: это – «непаханое поле», направление только развивается, но очень быстрыми темпами. Там, где не справляется человек, на выручку приходят автоматизированные системы, которые нас уже везде окружают, а если это связано со здоровьем человека, то становится в миллионы раз важнее. От доли секунды зависит жизнь человека, а от таких специалистов, как мы, будущее человечества. Разработка новой медицинской техники, ремонт, эксплуатация, обслуживание – огромное количество возможностей и перспектив для трудоустройства и реализации себя в настоящем и будущем, и, самое главное, с каждым годом у нас становится всё больше коллег, единомышленников, людей, сплоченных одним делом: мы можем обмениваться идеями и двигать научный прогресс.

    О перспективах

    — Владимир Николаевич, а где работают ваши выпускники?

    Владимир Баранов: Согласно нормативным документам, бакалавр БСТб может работать на следующих должностях: инженер и инженер II категории в промышленности и на производстве (инженер-механик; инженер-электроник; инженер-программист; инженер-проектировщик). Выпускников, успешно освоивших программу обучения, ждут на работу в ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» МЗ РФ (Тюмень), в Тюменском кардиоцентре, ГАУЗ ТО МКМЦ «Медицинский город», ООО «ЕДС-групп», ООО «Мединтелл», ООО «Альфаполимед», МСЧ «Нефтяник», ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (Тюмень), ГБУЗ ТО ОКБ № 1 и ОКБ № 2, ФБУ «Тюменский центр стандартизации и метрологии» и других учреждениях Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.

    — Одной из первых выпускниц стала Анна Сафронова — заместитель начальника отдела сервиса медицинской техники ООО «Промедсервис». Анна, Вы поступали, когда направление только открылось, не страшно было?

    Анна Сафронова: Для меня всё сложилось очень удачно. Я с детства обожаю биологию, но идти в медицинский не хотелось. Свою роль сыграли и последние годы обучения в школе, когда мы с нашим учителем физики в рамках внеурочной работы активно паяли, что-то сочиняли, ремонтировали. Мне захотелось оставить это в своей дальнейшей жизни, а именно в этом направлении сочетаются моя любимая биология и техника. Учиться было совсем не сложно: я обожала узлы и элементы медицинской техники, электронику, биофизику, биохимию, медицинские аппараты, приборы и комплексы – массу интересных предметов и направлений. Помимо непосредственно знаний, необходимых мне для работы, я получила представление о работе организма, о методах лечебного воздействия на него. Что и в обычной жизни довольно полезно знать. В будущем я не пожалела о своём выборе. Работа для нас будет всегда. Постоянно открываются новые методы лечения, изобретается новое оборудование, а его нужно и спроектировать, и обслужить, и отремонтировать. Даже сейчас, в условиях пандемии, потребность в таких специалистах как мы крайне высока, сами понимаете, какая огромная нагрузка идёт на технику, и мы, хоть и косвенно, но спасаем жизни людей. Кроме того, мы уже заточены на то, чтобы совершенствовать свои знания, решать новые технические задачи, становиться всё более высокопрофессиональными специалистами, этого требует жизнь, её современные реалии.

    —Ваши советы абитуриентам, будущим первокурсникам…

    Анна Сафронова: В первую очередь хочу пожелать не стесняться своих идей, пробовать их реализовать, в университете вам никогда не откажут в помощи. Ну и оглядываясь назад, хочу сказать, что даже если во время учебы возникнет мысль «да этот предмет и информация мне никогда не пригодится»…Пригодится! Хотя бы для того, чтобы «мозги не заржавели». Ну и легкой учебы, конечно.

    Подробную информацию по направлению вы можете узнать по телефону: 8 800 700 57 71 (Приемная комиссия ТИУ, ул. Республики, 47).

    Справка

    Руководитель программы «Биотехнические системы и технологии» Владимир Баранов опубликовал более 140 научных работ, в том числе 5 монографий, 7 патентов на изобретения и полезные модели в области медицинской техники. Является неоднократным победителем научных конкурсов по разделу «Лазерные технологии», «Первого международного форума «Высокие технологии оборонного комплекса» (Москва). Лауреат 1 степени Тюменского областного конкурса «Лучший инновационный проект».

    Владимиром Барановым разработан и внедрён в промышленное производство и медицинскую практику аппарат лазерной терапии и рефлексотерапии АГИН-01. В настоящее время 4 аппарата применяются в лечебной практике физиотерапевтического отделения ГБУЗ ТО «Перинатальный центр (Тюмень). В 2009 году ему объявлена Благодарность Губернатора Тюменской области В.В. Якушева за значительный вклад в развитие здравоохранения Тюменской области, многолетний и добросовестный труд. В 2015 году Владимир Баранов стал победителем внутривузовского конкурса «Лучший профессор года». Награжден Почетной грамотой Губернатора Тюменской области в 2019 году.

    Беседовала Инна Кальва,
    пресс-служба ТИУ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *