Шрифт:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

Назад

13.04.2015
0
307
Новости ТИУ

Форма отправки факса

События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
В начале августа 1944 г. германское командование направляет «подводную стаю» «Грайф» (6 подлодок) для действий в Карском море. Из Архангельска 8 августа вышел небольшой конвой «Белое море — Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно — большой транспортный пароход «Марина Раскова». На его борту находились 354 человека: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в т.ч. женщины и дети. На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн грузов. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три новых тральщика американской постройки — «АМ-114», «АМ-116», «АМ-118».
12 августа около 20.00 немецкая субмарина U-365 обнаружила и атаковала конвой БД-5. На «Марина Раскова» у переборки между вторым и третьим трюмом с правого борта раздался взрыв, транспорт дал крен. Тральщики после взрыва развернулись и направились на помощь. Когда «АМ-118» подходил к пароходу, в его кормовой части с левого борта разорвалась точно пущенная торпеда, а через несколько минут вторая, после чего тральщик быстро затонул. Остальные два тральщика развернулись, отошли и остановились с обоих бортов примерно в расстоянии 1-1,5 мили. Плавающие на воде люди с «АМ-118» были подобраны на борт «Марины Расковой», «АМ-116» и «АМ-114».
В 0.45 U-365 атаковала тральщик «АМ-114», раздался мощный взрыв, поднялся огромный водяной столб разрушения, и спустя четыре минуты тральщик затонул со всеми, кто был на его борту. К месту гибели «АМ-114» подошёл катер с тральщика «АМ-116», но из воды подняли только 26 человек. Перед командиром «АМ-116» В.А. Бабановым стала нелёгкая задача: продолжать спасательные операции или выйти из опасного района, оставив на произвол судьбы плавающих на плотах и кунгасах людей. Он решил уйти, спасти тральщик и находившихся в нём людей.
В это время на транспорте «Марина Раскова» с правого борта раздался новый взрыв торпеды и судно начало крениться на правый борт. Капитан и его помощники поспешно сошли с борта в шлюпку, тут же раздался еще один взрыв — судно переломилось и быстро затонуло. В это же время из-под кормы судна всплыла подводная лодка U-365, которая ушла с места боя в надводном положении. Всего командой тральщика «АМ-116» было подобрано по одним данным — 178 человек, по другим — 145.
На трех вельботах, кунгасе и нескольких шлюпках, оставшихся на месте трагедии, находилось более 120 человек с погибших кораблей конвоя. Шторм усилился, и суденышки разбросало в разные стороны. Их поиски продолжались более двух недель кораблями, а также самолетами Беломорской военной флотилии и полярной авиацией. Операция по спасению стала беспрецедентной по своей продолжительности и масштабам. Тем не менее, спасти удалось только 73 человека. Можно только догадываться, что довелось пережить людям, избежавшим смерти во время столкновения с подводной лодкой, побывавшим в ледяной воде и оказавшимся на две недели практически без продовольствия и питьевой воды. Почти половина моряков были тяжело ранены. Люди умирали от ран, от голода, жажды и холода.
Последнюю группу спасшихся с конвоя обнаружил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, летчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он обнаружил кунгас, в котором находилось четырнадцать живых, но уже обессиленных людей, и двадцать пять погибших. Тридцать три часа продолжалась операция по спасению, которая стала беспримерным подвигом экипажа Матвея Козлова. Взлететь с четырнадцатью человеками было невозможно, и Козлов рулил на своем гидросамолете по воде к ближайшему берегу — острову Белый, до которого было около шестидесяти миль…
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 г. была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, организовано проведение международной поисковой операции «Конвой БД-5». На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.

З.Ш.Мавлютова, специалист музея Истории науки и техники Зауралья

Фото из архива Музея истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка