• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Как думают эффективные руководители? Или к вопросу об ориентировочной основе действия

    Представьте, что вы руководитель. Думается, что так и есть. И о чем же вы думаете, приступая к организации проекта? Или же будет важнее спросить о том, как именно вы думаете. Да и следующий вопрос: что такое проекты, которые организовывают руководители? Слишком много вопрос для начала, не правда ли? Но мы ответим на все из них. Итак, приступим.
    Изначально определимся и опишем ту сферу деятельности, которую называют проектной. Не секрет то, что проектирования все чаще появляется под прицелом исследовательских интересов и эмпирических поисков. И почему же? Все просто, здесь можно обратиться к общественным тенденциям. Российские исследователи (Громыко, Мамардашвили, Щедровицкий) отмечают, что в социальной сфере все большую распространенность приобретает культура проектного типа, которая характеризуется умением создавать модели будущих изменений в обществе и реализовывать их. Ее распространение повлекло за собой рост количество создаваемых проектов в социальной сфере, научных исследованиях и трансформацию деятельности руководителей в бизнес среде: теперь почти любая задача воспринимается, организуется и решается как проект. Ведь проектная деятельность это комплексный, системный способ организации активности по созданию уникального результата в условиях дефицита времени и других ресурсов. Именно возможность получения уникального результата в ситуации ограниченных ресурсов, как уже говорилось выше, является той самой причиной, по которой проектирование уверенно вошло в каждодневность управленцев и руководителей.
    Итак, определившись с первым вопросом, переходим к следующему. Как думают руководители? В социальной практике чаще принято задумываться над тем, как они действую, как принимают решения, как совершают выбор или же каков стиль управления присущ, но лишь единицы обращаются к тому, что стоит за действиями и поступками. Еще в СССР психологи (Гальперин, 1954, ), занимающиеся исследованием психологии деятельности, доказали ряд очень значимых теоретических положений. Так, например, представления субъекта о той деятельности, в которую он вовлечен, определяют ее эффективность. Говоря о представлениях относительно деятельности, психологи подразумевают ориентировочную основу действия. Подтверждение истинности этого положения мы находим и в других направлениях психологии: в нейролингвистическом программировании считается, что человек существуя в реальности, которую называют «территорией» всегда строит ее образ — «карту». Когнитивная психология стоит на том, что именно «ориентировочная смеха» позволяет человеку быть эффективным, познавая этот мир. Даже самое прагматичное направление психологии — бихевиоризм — описывает такой феномен, как «когнитивная карта», которая позволяет ориентироваться и преодолевать поставленные задачи.
    Возвращаясь к упомянутой уже ориентировочной основе действия, иначе ООД, важно отметить, что это система целостно организованных когнитивных категорий, проще говоря, представлений, образующих схему, которые направляют субъекта, управляющего проектами.
    То есть в любой деятельности, тем более в управленческой, существуют представления о том, как необходимо эту деятельность организовывать.
    И опять мы задаемся вопросом: почему одни руководители становятся успешными, а другие нет? И, конечно, можно найти множество уже известных ответов, но мы рискнем дать свой вариант решения.
    Отвечая на этот вопрос, мы решили с предельным качеством и серьезностью, в силу чего было организовано самое настоящее эмпирическое исследование, главной целью которого было проверить, является ли содержание ООД причиной успешности или неуспешности руководителей. Участниками исследования стали молодые организаторы и управленцы, которые начинают свою карьеру. И сейчас кратко о процедуре: оценив эффективность руководителя, мы обращались к его представлениям и анализировали их.
    Теперь к результатам:
    Нами были получены достоверные различия представлений успешных и неуспешных руководителей.
    Первое различие — взаимодействие. Эффективные руководители отмечали, что отмечали важность взаимодействия с другими субъектами деятельности, например, с клиентами, партнерами, заказчиками, и конечно, с сотрудниками, членами команды. Неэффективные же доказывали необходимость индивидуального выполнения задачи, что является более стабильным и вносит уверенность, ведь при таком подходе все зависит от одного руководителя, а он себя подвести не может.
    И первый здесь вывод: работайте в команде! Возможно, что изначально это будет сложно, затратно, но непременно принесет положительный эффект
    Второе различие — источник запроса. Здесь вырисовывается вот такая картина: эффективные руководители говорят о значимость понимания смысла и результата деятельности, присутствия желания выполнять задачу. Неэффективные же высказывают полное противоречие, а именно то, что чаще всего запрос поступает извне, от начальства, и над желанием его выполнять и смыслом выполнения в целом они не задумываются.
    Второе пожелание вам, управленцы, прежде чем браться за проект, поймите зачем вы будете это делать? Только ли дело в финансовой прибыли? Или может есть более глубинные смыслы и в какой-то мере вы на самом деле сделать мир немного лучше? Поймите, для кого вы это делаете? А с какими чувствами? А может именно вы именно сейчас исполняете чью-то мечту и инвестируете в будущее?
    И далее, третье различие — специфичность. Эффективные управленцы описывали свою деятельность предельно предметно, подчеркивая большинство предметных отличий, характеристик. Неэффективные же в независимости от особенностей выполняемой деятельности всегда описывали ее одинаково.
    Рекомендация номер три: думайте предметно! Как нет одинаковых людей, так и каждая возникающая перед вами задача также имеет свое особое лицо! Чем более дифференцированными будут ваши представления, тем более успешной будет ваша деятельность.
    Четвертая разница — готовность ошибиться. эффективные руководители готовы ошибиться и изменить впоследствии схему, стратегии достижения результата. А неэффективные характеризуются стремлением выполнять деятельность самостоятельно, избегать сбоев и ошибок в деятельности.
    Вот и еще один повод для пожелания. Ошибки неприятны, это известно всем, однако не всем достаточно смелости и мудрости быть готовыми их совершать, а ведь именно ошибки и сбои являются ситуациями личностного роста руководителя и точкой бифуркации для дальнейшего развития проекта.
    Пятое различие — результат или процесс? Думается, что у вас уже есть гипотезы на этот счет. Конечно, эффективные руководители ориентируются на процесс, что определяет их успешность, а неэффективные получают больше удовольствия от процесса, что отодвигает их от уже не столь желаемого результата.
    Ставьте перед собой цели и идите к ней, конечно, счастье в процессе, в самой жизни, в каждом дне, но если забыть то, к чему идти, то можно навсегда остаться путниками и заблудиться. А это уже будет весьма неприятно, не правда ли?
    Шестое различие, заключительное и весьма интересное для размышления заключается в том, что эффективные управленцы о своей позиции говорили как «управляю», а неэффективные — «властвую». Разница понятна, и здесь филологи, возможно, не согласятся, но эти слова не являются синонимами, а несут различный смысл. И вам, именно вам, решать, управляете ли вы или властвуете. Вот весьма небольшая разница, отличающая одних от других.
    Вот мы и ответили на все поставленные нами вопросы. Но именно найденные нами результаты открывают перспективы для дальнейших исследований. А вам, руководители, хотелось бы сказать последнее: «Все в ваших мыслях, ведь именно сознание определяет бытие, а значит и вашу успешность! А то, что успешно в ваших мыслях, будет успешным и в действии. Об этом, кстати, тоже есть ряд занимательных исследований, но уже в следующий раз.

    Психолог Общеобразовательного лицея ТюмГНГУ Самохвалова Элина Вадимовна