• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Работа в группах как основа формирования проектного способа мышления

    На сегодняшний день развивающееся общество характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, доминированием культуры проектного типа, в основу которой закладывается природное умение мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность, результативность, гибкость и вариативность. В таких условиях требования к специалистам растут, особенно в отношении способностей управлять и организовывать, общество запрашивает проектный способ мышления. В различные сферы профессиональной деятельности требуется все больше проектоспособных людей. В такой ситуации необходимо создавать условия для формирования компетентных в области создания проектов обучающихся.

    Проектирование, как «идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть» представляет собой деятельность, которая совершается, прежде всего, в пространстве ценностей, целей, задач, проблем. Особенностью процесса проектирования выступает способность к превращению мыслимых, осязаемых ценностей в целостные системы культурной идентификации.

    Основные признаки проекта:

    1. Целевая направленность на создание уникального продукта или решение определенной проблемы.

    2. Координация взаимосвязанных действий посредством комплекса взаимосвязанных мероприятий.

    3. Строго определенные временные границы, затраты и ресурсы.

    В педагогических науках проектная деятельность рассматривается как одна из личностно-ориентированных технологий, которая направлена на создание условий для возможно более полной реализации возможностей, для раскрытия его творческого потенциала.

    Таким образом, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную творческую деятельность человека, под которой понимается промысливание того, что должно быть.

    В современных исследованиях считается, что проектирование позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, и еще очень важна способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. В процессе коллективной деятельности участники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Появление совместного продукта, даже не вполне удачно выполненного, имеет большое положительное психологическое и педагогическое значение. При выполнении проекта его участники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

    Последние на сегодняшний день проекты в форме групповой работы в 103, 104, 105 и 106 группах состоялись 07  и 21 ноября. Темы: «Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»» и «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева как итог его философских и художественных исканий».

    Наиболее часто групповая форма работы используется на уроках литературы. Обучающиеся с желанием работают в группах, создают  пусть пока небольшие, но такие значимые для них проекты. На начальном этапе задание они получают от учителя. Но со временем они должны будут сами находить проблему, формировать направление и тему и содержание проекта.