• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Очерк первый: Иван Переплёткин

    Переплёткин Иван

    Переплёткин Иван — обладатель Премии Президента России, призёр Всероссийской олимпиады школьников по географии.

    Каждое утро со всех частей города слетаются на занятия умники-лицеисты в одно из самых роскошных зданий в центре Тюмени – корпус № 15 Тюменского индустриального университета (ул. Республики, дом № 47). В нём и располагается общеобразовательный лицей ТИУ – кузница будущих инженеров. В этом структурном подразделении вуза реализуется основная образовательная программа общего образования (10 и 11 классы) на физико-математическом и информационно-технологическом профилях. А в 2016 году открылся новый профиль – архитектурно-строительный – в процессе слияния двух мощных инженерных вузов Тюменского архитектурно-строительного университета и Тюменского государственного нефтегазового университета и формирования Тюменского индустриального университета, ставшего опорным техническим вузом России. На этом профиле десятиклассники тщательно изучают физику (5 часов в неделю ФГОС, 2 часа – практикум по решению задач повышенного уровня сложности, а также элективные курсы, читаемые доцентами и профессорами кафедр: лабораторный практикум по физике, строительная физика, механические и электромагнитные колебания и волны, экология архитектурной среды города), усиленно готовятся к поступлению на бюджетные места строительного института ТИУ, чтобы стать компетентными инженерами-строителями, радовать жителей города и страны современными, прочными и красивыми зданиями.

    В лицее обучаются талантливые ребята – выпускники 9-ых классов школ г. Тюмени, ЯНАО, ХМАО-Югры, Пермского края, Дальнего Востока, Кировской области. Это будущие ведущие инженеры топливно-энергетического комплекса, интеллектуальная элита страны. Учебный корпус, в котором расположился общеобразовательный лицей, трудно не заметить. Четырёхэтажное жёлтое здание с центральной вставкой и белыми колонами, безусловно, украшает архитектуру нашего города. Вошедший в первый раз в это здание человек восхищается красотой роскошной беломраморной лестницы. Здесь нередко ребята делают селфи, снимают социальные ролики. А иногда делаются памятные свадебные снимки молодожёнов – выпускников лицея.

    …Идёт занятие по географии в 111 группе. Молодая талантливая учительница Альфия Равилевна Бикина заполняет аудиторию своим приятным голосом, свободно владея материалом, искусно побуждает лицеистов к напряжённому интеллектуальному труду. Лицеисты внимательно слушают педагога. И вдруг раздаётся громкий возглас: «Ес!», сопровождаемый ударом со всего размаху ладонью по плоскости стола. Все обернулись на пронзивший рабочую атмосферу урока неожиданно резкий звук. Альфия, вопрошая широко распахнутыми тёмно-вишнёвыми глазами, остановилась.

    –Егор, в чём дело?

    – Да, да, да! – никак не мог успокоиться лицеист. – Альфия Равилевна, представляете, наш Ванька всё-таки сделал это! Ре-бя-та, Ваня призёр!

    Все по умолчанию сразу всё поняли. Егор получил известие с олимпиады по географии из Твери. Для одногруппников не было секретом участие Ивана Переплёткина во Всероссийском туре олимпиады школьников, где он защищал честь лицея и Тюменского индустриального университета. Провожая его, дружная 111 группа просто потребовала от парня не возвращаться без победы. И он это выполнил!

    Вообще-то на занятиях в лицее запрещено пользоваться сотовыми телефонами. Но Егор никак не мог удержаться от соблазна нарушить это правило и взглянуть хоть бы одним глазком в обозначенное по договорённости с Иваном время на сообщение о результатах его выступления. О первом теоретическом туре Иван уже рассказал, результаты обнадёживающие. Что случится на самом сложном практическом туре, никто не знал. И. Переплёткин был уверен в своих силах. Он много работал, совершенствовался в расчётах и сложнейших вычислениях, готовился, консультировался со знатоками, наставниками.

    …Егор левой рукой, пытаясь скрыть это от учителя, осторожно достал из кармана брюк свой сотик. Чуть отодвинувшись на стуле от крышки стола, он, ловко манипулируя пальцами, украдкой посмотрел на дисплей телефона. Нажав на появившееся сообщение, выхватил взглядом текст, но удержаться уже не мог. Это было выше его сил.

    – Ваня призёр! При-зёр!

    Что тут началось! Аудитория застучала, забрякала, наполнилась ликованием, всеобщей радостью и счастьем. Если были бы петарды, они бы точно взлетели к потолку! Эмоции учителя и ребят слились в единый мощный поток – сопереживание успеха одногруппника, со-радость большой лицейской семьи.

    Мы тоже не могли проигнорировать такое знаковое событие для лицея и университета и не поговорить с Иваном Алексеевичем Переплёткиным.

    – Иван, как ты стал лицеистом?

    – В 9 классе выиграл областную олимпиаду по географии и мне вручили именное приглашение от ректора ТюмГНГУ Владимира Васильевича Новосёлова на продолжение обучения в лицее университета. Не скрою, было очень приятно. Примерно в течение двух месяцев я изучал всю доступную информацию о лицее, смотрел странички лицеистов в социальных сетях, на которых ребята выкладывали интересные сообщения, фотоснимки и комментарии к ним. Я задавал им множество вопросов. И, как ни странно, лицеисты не оставляли их без внимания. Это ведь тоже показатель. Однако исчерпывающую информацию получил на всероссийском форуме «Лучшие школы России: рейтинги, отзывы». Меня приятно удивило, что в рейтинге лучших школ России лицей ТюмГНГУ занимал 10 место (на 01.01.2016 г. уже место 8)! Но, самое главное, с какой любовью и уважением к лицею относятся ребята, оставившие свои отзывы и об учителях, и о необычной системе обучения в лицее, и о совершенном братстве лицеистов. Это сыграло большую роль в пользу того, чтобы уйти из своей школы (а мне было там весьма комфортно) и отклонить приглашение гимназии ТГУ, а продолжить обучение в вашем, простите, НАШЕМ лицее, – парень запнулся и смущённо покраснел, – конечно же, нашем лицее! Меня также увлекла страница лицея на сайте университета. Она оказалась очень информативной. Поразило разнообразие жизни лицеистов: олимпиады, конференции, творческие конкурсы. А какая интересная с весьма исчерпывающей информацией оказалась размещённая на сайте газета «Горлица»! Название показалось странным – при чём здесь эта птица? А когда стал учиться в лицее, узнал, что название ученической газеты было придумано первыми лицеистами. Раньше это же был Городской технический лицей при индустриальном институте. Продвинутые учащиеся так и назвали свою газету «Горлица», мол, городской лицей. Здорово, правда?

    Смотришь в лицо этому парню и не перестаёшь удивляться живости и ходу его мыслей, эмоциональной включённости во всё то, о чём идёт речь.

    – А что тебя больше всего привлекло в этом ученическом издании?

    – Описание яркой насыщенной жизни лицеистов и её иллюстрация сочными фотографиями. Я изучил архивы издания за много лет. Было любопытно посмотреть историю развития лицея. И я точно понял, почему вы, Николай Алексеевич говорите, что лицей уникальный. Потому что в нём обучаются уникальные дети. В «Горлице» есть разнообразные рубрики. И мне было интересно заочно познакомиться с их героями – теми взрослыми, которые работают с ребятами. О Дне открытых дверей узнал по радио «Город». Этот праздник, его атмосфера наполнили желанием: только сюда, я тоже хочу, как и эти ребята, стать лицеистом! Не сомневаюсь, что в гимназии ТГУ круто, но здесь в лицее что-то особенное. Когда стал учиться, то понял что. Особенное действительно есть. Это необычная для школьников система обучения. Как в университете! И здесь всё по-взрослому.

    – Иван, ты сказал, что в школе тебе было тоже достаточно комфортно. Это так?

    – Если честно, в школе, мягко сказать, класс был… – парень снова запнулся, напряжение глаз выдало, как мне показалось, что пока это нужно оставить «за кадром». – Мне хотелось перемен…

    – А они случились?

    – Определенно, да!

    Молодой человек снова оживился, в глазах появились типичные для них искорки.

    – И с чего, Иван, они начались?

    – С лидерства.

    – Не понял. Что ты имеешь в виду?

    – Началось всё с «Алых парусов». Лидеров нашлось слишком много, и каждый новоиспечённый лицеист не хотел сдавать свои позиции, хотел быть лидером. Когда мы впервые увидели свои фамилии в списке зачисленных в лицей, а потом встретились в актовом зале с администрацией и познакомились с кураторами сформированных групп, я вдруг понял, что мы, очевидно, все очень разные. Практически никто никого не знал, в зале оказались едва знакомые лица, наверное, встречались взглядами на экзаменах. Но тогда ребятам было не до знакомства – экзаменационный стресс. А я и на экзаменах-то не был. Меня же зачислили по приглашению ректора как олимпиадника. К моей радости, в мою группу попали тоже олимпиадники – Ильяс Гельванов и Евгений Макаренко. Я с ними раньше встречался на олимпиадах. Ребята, кстати, молодцы. Они защищали честь лицея и нефтегазового, а потом и индустриального университета на многих интеллектуальных конкурсах, становясь победителями и призёрами олимпиад, всероссийских и международных научных конференций. И я их уважаю. Парни не задавались, сами уважительно относились к другим. Так вот. Впервые мы встретились в полном составе группой в автобусе, направляясь в загородный лагерь «Алые паруса». И те счастливые три дня обеспечили полное приключений погружение в совершенно новый мир. Для меня это было как американские горки: событие захватывающее, но в тоже время тревожащее. Знаете, некоторые ребята ну очень удивляли. Я и предположить не мог, что можно быть такими открытыми в высказываниях, поступках. Я же всегда стараюсь присматриваться, поэтому в «Алых» был достаточно сдержан. Но свою позицию отстаивал. Но таких своих позиций в «Алых парусах» сталкивалось много. С другой стороны, меня поразило, что в группе так много умных, продвинутых, активных до дерзости (всё-таки в хорошем смысле).

    – Иван, а ты не догадался впоследствии, в чём причина этого уникального социального феномена — обилие лидеров в одной группе?

    – Конечно, догадался. Группы-то в лицее формируются по результатам вступительных испытаний в формате балльно-рейтинговой системы. А у нас группа 101, т.е. в неё попали самые сильные ученики. И оказалось вполне естественным, что большинство ребят с активной жизненной позицией, со своим мнением, привычными для них стратегиями выстраивания отношений. Честно сказать, для некоторых новичков было трудно его изменить даже тогда, когда необходимость была очевидной. С другой стороны, я бы не сказал, что в «Алых» всё развалилось и коллектив не состоялся. Наоборот. Вожатые, настоящие спецы, как-то незаметно, ненавязчиво выправляли становящиеся острыми ситуации. В лагере единство ребят с куратором Лилией Владимировной Бельской, учителем математики, просто зашкаливало! Неприязни ни к кому никогда не возникало. Это не то, что было в школе. В школе .., – вдруг запнулся Иван.– А можно, я не буду об этом говорить. Это уже в прошлом. И мне, извините, неинтересно.

    – Я правильно понимаю, что ты можешь поблагодарить лицей за новый опыт? И он совершенно не похож на прежний. У тебя наступила новая интересная жизнь?

    – Это так. В лицее я cформировал и укрепил в собственных глазах свою сильную позицию. Для меня это было совершенно необходимым. В лицее умная развивающая среда. Замечательные учителя, способные донести смысл не только предметов, но и жизненных взглядов. Например, наша группа с пары слов понимала учебный материал. Но точно пары слов иногда не хватало для объяснения чего-то по-человечески важного. Я иногда удивлялся выдержки учителей. Спасибо им за это. Они не ломали ребят через «педагогическое колено».

    – Иван, на твой взгляд, что самое важное в системе образования лицея?

    – Как ни странно, это не оснащённые современные кабинеты и даже не интересные для меня новые учебные дисциплины. Важны традиции. Они были заложены первыми поколениями лицеистов, которые строго соблюдаются до настоящего времени. Вряд ли в других школах есть такое. Это же интеллектуально-нравственные реликвии, и их много. Я до сих пор вспоминаю ролик, показанный на Дне открытых дверей. По сюжету демонстрируют одежду лицеиста. Галстук стоит 1000 рублей. Брюки, туфли… И вдруг в кадре появляется лицейская жилетка, а потом и текст: «Она бесценна!» Жилетка – это традиционный дресс-код лицеиста. Конечно, у того, кто хочет как-то проявить свою индивидуальность, всегда найдётся идея придумать какую-нибудь фишку к жилетке, например, значок, брошь, некоторые из парней носят не традиционный галстук, а бабочку. Этим нас непрестанно удивлял Евгений Макаренко. Знаете, он всегда оставался лицейским щёголем.

    – Иван, легко ли тебе было вписаться в педагогическую систему лицея? Как ты, например, адаптировался к учебным парам вместо привычных уроков в школе?

    – В начале вообще было круто – у нас же пары, как у студентов! Знаете, такой индикатор взрослости. А потом поняли, что это ещё и очень удобно. Проще готовиться к новому учебному дню – меньшее количество предметов. В школе 6 уроков, но при этом ровно столько же шесть предметов. А в лицее может быть 8 уроков, вернее, 4 пары и только 4 предмета. Фишкой лицея всегда будет балльно-рейтинговая система. Очень сложно было к ней привыкать. В первом семестре, естественно, не всё и всегда было понятным. Хорошо, что учителя помогали, готовили ребят к сдаче контрольных (зачётных) точек. Но вот уже во втором семестре всё было лично для меня вполне прозрачным. И, как говорят студенты-выпускники лицея, одно из самых ценных и замечательных свойств системы – именно подготовка к обучению в вузе, потому что это мини-модель программ высшего образования. И, где бы ни учились наши выпускники – в Москве, Питере, Нью-Йорке, Берлине, Стокгольме, они в большей степени адаптированы к обучению, чем выпускники самых престижных школ.

    – Иван, на твой взгляд, о чём или о ком ты будешь скучать позже, когда выпустишься из лицея?

    Парень немного задумался. Создалось впечатление, что его внутренний взор «прошёлся» по всем уголкам его сознания.

    – По очень доброй атмосфере, неравнодушному отношению взрослых к обучающимся. И ещё очень важно, что в лицее у учителей нет любимчиков, все ученики равны.

    – Может быть, ты говоришь так, потому что сам не был любимчиком? Может, тебе чего-то не хватило, чтобы стать таковым?

    – Нет и снова нет. Я действительно никогда не был и не хочу быть любимчиком. Я вообще за Р А В Е Н С Т В О. Это просто честно.

    – Иван, сейчас я не могу с тобой согласиться.

    – Что вы имеете в виду?

    – В отличие от большинства абитуриентов ты не был таковым, ты же был зачислен в лицей без вступительных испытаний. Кто-то из ребят или родителей может подумать, что у тебя неравные с ними условия поступления.

    – Николай Алексеевич, – засмеялся парень. – Вы же сами всегда нас учили – сверим словари. Меня в лицей пригласили не за то, что я Ваня Переплёткин, мальчик 16 лет. Меня пригласил ректор университета, потому что я Иван Переплёткин – победитель областной олимпиады по географии на основании опубликованных Правил приёма в ТюмГНГУ. И я, как и другие ребята, выдержал своеобразный конкурс. Из сотен участников олимпиады пригласили единицы — только призёров и победителей. Мне кажется, это не относится к неравенству, это совсем другое. Любимчики – это те, к кому снисходительно относятся, нечестно, когда человека нужно порицать, а его проступок или не замечается, или вообще оправдывается. Уверен, это нелепая медвежья услуга. И она вредна по определению. Я не хочу быть таким любимчиком. Мне нужна реальная оценка результатов моих действий, отношений, поступков. Единственное, на что я бы обратил внимание учителей: нельзя игнорировать плохо содеянное. Нужно обязательно обсуждать это с ребёнком и не превращать в публичную порку. На мой взгляд, гораздо полезнее разговор приватный. Как это делали вы, Николай Алексеевич. И вам за это ребята благодарны. Кто был на «разборе полётов», говорят, что для вас его неприглядный проступок – собственная болезненная рана. И вы «лечите» раны-изъяны ребят профессионально. Лицею повезло, что директор – профессиональный психолог.

    – Спасибо, Иван. Твои слова для меня дорогого стоят. Взрослым тоже нужна обратная связь для их индивидуального почерка. Без этого не отточить инструменты педагогического влияния. Спасибо! Иван, какие черты своего характера, если это можно узнать, ты считаешь отрицательными?

    – Отрицательные? Их много. Я знаю, над чем мне ещё придётся работать, и я работаю непрестанно. Мне надо научиться точно ставить цели. Они определённо есть. Но как-то ещё размыты. Если сравнивать с периодом двухгодичной давности, когда я был школьником, то вообще процесс целеполагания хромал на обе ноги.

    – Твои слова удивляют. Из опыта общения с тобой, и не только сегодня, о тебе создаётся впечатление как о человеке основательном и целеустремлённом. Ты поставил цель получить качественное образование и осознанно, целенаправленно искал место для своих возможностей, определив наш лицей. Понимаю, талантливый человек во многих сферах деятельности, безусловно, может смотреть в разные окна возможностей, и это затрудняет реализацию целеполагания.

    – Николай Алексеевич, – засмеялся парень, – не преувеличивайте. Вы же меня не знали до лицея. Лицей у меня развил твёрдую точку зрения, умение высказывать свою позицию. Но здесь же я научился ещё слушать и слышать мнение других. Совокупность приобретённых способностей позволяет мне ставить цель и находить инструменты для их достижения. И за это огромное спасибо нашему лицею. Знаете, этому я учился и на ваших занятиях по конфликтологии, и у Надежды ВладимировныФайзулиной, учителя русского языка и литературы. В моей школе на литературе учили теории, анализу литературных произведений, анализу психологических характеристик героев. И это тоже важно, потому что развивало во мне многие качества. А в лицее учительницу интересовала МОЯ ЛИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ. Здесь интересуются нашим мнением, иногда не соглашаются с ним, иногда разделяют. Занятия проходят в формате живого общения. Но всегда уважают, наделяя ответственностью за свой выбор. Мне нравится, что у нас уважают инициативность, всячески её поддерживают. Администрация идёт навстречу. Где я только не участвовал! Международный проект «Школьная модель ООН» (г. Тюмень, г. Ижевск), интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (15 открытое первенство Сибири, г. Новосибирск), олимпиадное движение. Кстати, олимпиады различных уровней (г. Тюмень, г. Екатеринбург, г. Санкт-Петербург, г. Москва, г. Тверь) я тоже искал сам. Не всегда выступал, как задумывалось. Но такое бывает. Главное, не унывать. В Екатеринбурге проиграл, зато в Москве (олимпиада «Ломоносов», МГУ) получил диплом 2 степени. Здесь задания комплексные. Теория важна, но основное количество баллов можно получитьза умение делать грамотные расчёты, например, вычислить процент добычи нефти за 2014 год странами ОПЕК. Надо было знать эти страны и без калькулятора просчитать. Решать сложные экологические задачи, например, вокруг Москвы нужно построить «зелёный пояс» радиусом в десять раз более самой столицы. Надо было рассчитать площадь этого пояса, учитывая площадь Москвы и её агломераций.

    – Иван, что создаёт тебе ситуацию драйва?

    – Соревновательный дух. Что интересно. Нас ведь в Тюмени тройка олимпиадников по географии, двое ребят из гимназии ТГУ. Наше состязание особо обострилось с прошлого года, я не имею в виду тюменские олимпиады. На областной я был третьим. На всероссийской прошлого года – чуть лучше одного гимназиста. В Питере я был снова вторым. Разница в результатах была очень маленькой. В Перми я снова второй. А в Москве стал первым среди них. У нас практически равные знания. Но если анализировать разбалловку по турам, то по теории у моих коллег лучше знания, но, что касается практических этапов, то тут моя стихия. Сопоставляя результаты на всех олимпиадах, я решил, что в финале Всероссийской олимпиады в Твери должен рвануть и взять реванш. Я, конечно, готовился. На два года (пока мы учимся в гимназии и лицее при вузах) я поставил эту цель.

    – Иван, сформулируй, пожалуйста, в трёх словах, какой ты человек?

    – Какой? Не понимаю.

    – Да, какой ты есть человек? Какими качествами, характеристиками обладаешь?

    – Я просто не люблю о себе говорить, – смутился юноша. – Согласитесь, пусть лучше говорят другие.

    – Тогда назови три своих социальных роли, которые стали для тебя значимыми.

    –Наверное, это лицеист, олимпиадник, хороший товарищ.

    – Сверим словари, – теперь смеяться пришла моя очередь, – хороший товарищ, какой он?

    – Хороший значит верный, честный.

    – А как ты понимаешь, «олимпиадник»? Это что, особая каста?

    – Нет, наверное, это не так. Я, например, не особенный. Есть гораздо умнее, действительно выдающиеся ребята. Кстати, настоящие олимпиадники не очень хорошо учатся. Например, есть ученики, которые много внимания уделяют подготовке к ЕГЭ. Но это очень узко, и мне неинтересно.

    – Да, такое бывает. Я согласен. И мы в лицее встречались с этим. Ещё одному нашему знаменитому выпускнику, обладателю нагрудного знака «Наша гордость. Лицей ТюмГНГУ» Ивану Строшкову, многократному победителю и призёру Всероссийской олимпиады школьников по финансам и кредиту, экономике, которого приглашали на бюджетное место и МГУ, и Высшая школа экономики (он её и выбрал) тоже было неинтересно замыкаться на ЕГЭ, и сумма его баллов была не такой уж и высокой. Если бы он поступал в вуз не по результатам олимпиад, то, пожалуй, бюджетное место прошло бы мимо него. Но, к счастью, твой тёзка Иван сделан из особого ОЛИМПИАДНОГО теста.

    – Совершенно верно. Олимпиадники действительно не всегда имеют добротный аттестат. Совмещать подготовку к участию в олимпиадах и овладевать блестяще школьной программой непросто. Что касается лицея, то здесь достаточно всё сбалансировано. Учителя дают хорошие знания, индивидуальные и мелкогрупповые консультации после занятий – огромный плюс, реальная возможность ликвидировать возникшие по каким-то причинам пробелы в знаниях.

    –Иван, а какую-то роль сыграли твои родители в становлении тебя как олимпиадника и просто замечательного молодого человека, «лицеиста, олимпиадника, хорошего товарища»?

    – Несомненно. Вы однажды сказали, что родителей не выбирают, как и не выбирают детей. Как-то так получилось, что мне повезло с моими близкими. У меня чудесные мама, бабушка, дед. Мне привили все необходимые современному и честному человеку качества. Трудно говорить о себе, о своей степени воспитанности. Я не знаю, что обо мне думают другие. Я могу об этом только догадываться.

    – Иван, воспитанный человек может что-то не простить другому?

    – Я же не святой. Не могу, например, простить прагматизм. Нельзя перешагивать через головы других. Для меня совершенно недопустимыми являются разговоры за спиной.

    –Я правильно понимаю, что ты способен сказать человеку правду в глаза?

    – Естественно. Но, прежде всего, стараюсь увидеть плюсы и закрывать глаза на его недостатки. Но знаю точно, что никогда не допущу разговоров о недостатках других без их присутствия. Этому меня научили родители.

    – Поговорим о твоих ощущениях от участия во всероссийской олимпиаде в Твери.

    – О каждом дне остались совершенно разные впечатления: новая местность, новые и старые знакомые –олимпиадники. Очень интересно встречаться со старыми товарищами из разных регионов, наблюдать за их успехами, каким-то взрослением. – Иван заулыбался. – Не было у пермяка усов, а тут и с бородкой аккуратно подстриженной появился в Твери. Это так. Какая-то удивительно дружественная атмосфера. Представляете, на Всероссийской олимпиаде отношения между участниками оставались дружественными, несмотря на то, что мы соперничали. Кому-то показалось бы странным, но один парень из Пензы очень точно охарактеризовал эту атмосферу: «Мы не соперники, мы географы, мы братья!» И, тем не менее, первый день оказался самым напряжённым. Надо разместиться, увидеться со знакомыми и выспаться. На второй день первый тур олимпиады – теоретический. Было предложено 6 задач. Проверялись основные знания и навыки, которые можно было проверить, вплоть до геральдики.

    – И как твои ощущения после его прохождения?

    – Я был вполне удовлетворён. Но к вечеру понял, что мог бы его выполнить гораздо лучше. Хотя по сравнению с 2015 годом я показал нормальные результаты. Я был семьдесят четвёртым из 210 с результатом 97,7 из 200 возможных баллов. До призового места мне не хватило 2,3 балла. Во многом злую шутку сыграл теоретический тур. Он даёт 100 баллов. Но ещё есть и практический тур – на открытой местности 70 баллов и тест – 30 баллов.

    – В каких условиях проходила встреча географической юношеской элиты?

    – Хочу сразу сказать о том, что была создана деловая и высококультурная среда. К концу олимпиады я стал знаком примерно с 70 юными географами от Мурманска до Дагестана. Жили в загородном комплексе «КОМПЬЮТЕРиЯ» в Тверской области, расположенном в сосновом бору в 31 километре от Твери на берегу реки Тверца– притока Волги. Это база для проведения международных олимпиадiGeo – 2015. Он очень похож на наш лагерь «Алые паруса». И там нам предоставили возможность заниматься спортом, творчеством, активно и культурно отдыхать. По вечерам в свободное время мы пели под гитару, получали настоящее расслабление перед серьёзными испытаниями, сражением на турах олимпиады.

    – Иван, многие говорят, что у России нет будущего. Разделяешь ли ты эту точку зрения?

    – У России нет будущего? Это бред, причём полный.  Будущее есть определённо. По моему мнению, 2/3 участников олимпиадного движения – значительные люди, которые связывают свою жизнь с любимой наукой и видят своё будущее в её развитии на благо России. География – многогранная наука. Это не только карта, глобус. Очень много заданий в олимпиаде по географии на общую эрудицию. В выигрыше остаются (победителями и призёрами в регионах) самые эрудированные. Они знатоки не только географии, но и физики, истории, экономики.

    – Теоретический тур для нас, обывателей, более понятен. Любопытно, как проходил практический тур?

    – 20 апреля, на третий день олимпиады, нам предстояло пройти новое испытание – полевой тур, где мы должны были показать практические навыки из геодезии, геологии, картографии и других отраслей географии.

    – Как ты к нему готовился, как настраивался?

    – Настрой перед туром был у меня боевой, так как больше всего был уверен в хорошем результате именно в этом туре.

    – Расскажи подробнее, как он проходил? И почему он назван полевым?

    – Мне показалось, что на олимпиаде было всё очень чётко организовано. Нас по алфавиту расформировали на 18 групп, в каждой по 15 – 16 человек. По одному отходили автобусы от базы до места проведения практического тура. Никто: ни участники, ни руководители — не знали о месте его проведения. Всё хранилось в строжайшем секрете. Непосредственно перед отправкой на тур мы собрались достаточно большой группой на площади перед базой, одна из участниц играла «мотивационные», если так можно выразиться, песни под гитару, и это придавало всем определенный настрой на тур. Наша группа во время отправки оказалась одиннадцатой. Так получилось, что я оказался группе, где был исключительно мужской коллектив – ни одной девушки (для справки: соотношение юношей и девушек – 12 к одному). Нам зачитали инструктаж, выдали маршрутные листы, и мы приступили к выполнению задания. При этом запрещалось даже стоять ближе, чем на метр друг от друга, про средства связи вообще молчу…

    – Насколько сложен был маршрут?

    – Конечно, сложен. Это же олимпиада! Он состоял из восьми точек, к каждой из которых нас (группу) сопровождали организаторы. Во время переходов разрешалось обмениваться впечатлениями только об уже пройденной точке.

    – Очень любопытно, а в чём суть точек?

    – Первая точка была посвящена историческому пути из Москвы в Санкт-Петербург. И суть заданий сводилась к расчетам по карте и знанию старинных мер расстояния, а также работа с курвиметром. Соорганизатором «точки» стала компания NAVITEL, спонсор Всероссийской олимпиады школьников. Я был уверен, что выполнил задания данной точки хорошо (впоследствии на награждении выяснилось, что у меня стоял максимальный балл!) Эта точка придала дополнительную уверенность в себе и в своих силах для выполнения заданий оставшихся семи точек. Точка 2 была посвящена гидрологии и проходила на мосту через реку Тверца. Как и в первой точке, я был уверен, что сделал большинство заданий. На следующих трех точках нас ждало еще одно неожиданное, пожалуй, незапланированное организаторами испытание – это капризы погоды. Начался дождь, который потом перерос в сильный град, что заметно осложнило наш путь и решение заданий на точках. К примеру, у одного участника сдуло маршрутный лист в реку. Организаторы быстро исправили положение. Писать при ливне было крайне неудобно и приходилось ложиться боком на землю, тем самым защищая лист ответов от намокания. Погода, однако, не стала главным фактором того, что именно эти три точки у меня не очень удались. Сначала точка 3, где проверялись знания сельского хозяйства в Центральном Федеральном округе. Затем четвертая, посвященная прохождению лугов Тверской области и пятая (пришлась на пик непогоды) – по лесным сообществам и биогенезам местности. Банально говоря, я просто-напросто большинство ответов писал исходя из логики, а не из знаний, которыми в этих отраслях не обладал. Погода затем наладилась, и следующая шестая точка, посвященная ориентированию, прошла на «ура». Седьмая точка, наиболее сложная и по объему выполнения заданий, и по их типу, была на петрографию.

    – Как всё сложно. И как школьнику овладеть такими непростыми категориями, а самое главное – научным направлением? Петрография, что за зверь-то такой неизвестный? В чём сущность задания на этой точке?

    – Необходимо было, рассмотрев конкретные образцы пород, определить, что это, их тип, происхождение, возраст и геологическую эпоху/период (примерно). Здесь же проверялись знания на влияние каждого из четвертичных оледенений. Я был приятно удивлен, так как готовился к этой тематике. А вот восьмая точка заключалась в долгих расчетах объёма стока воды в реке Тверца на трех участках от истока до Торжка, от Торжка до базы и от базы до Твери (устья). По карте Тверской области без указания топонимов надо было с помощью курвиметра определить длины участков (зная примерное нахождение контрольных пунктов на карте), затем уже непосредственно произвести расчеты, определив скорость течения. Здесь возникли проблемы из-за досадной ошибки, но за минуту до конца я успел исправить и получить верный ответ. Вот так закончился практический тур – испытание навыков и психологического состояния участников олимпиады. По окончании тура нас ждала кухня, а прошли мы пешком на саму базу 6,5 км.

    – Вам сразу объявили результаты, или пришлось долго томиться в ожидании?

    – Вторая половина дня – это было сплошное время ожиданий результатов и некая «прикидка» собственного «идеального максимума» и «минимума». Мои значения очень разнились, и поэтому я решил не беспокоиться о результате и проводить время в душевных разговорах, шутках и беседах о том,кто откудаприехал. Но наступило 22 апреля, пятый, предпоследний день олимпиады. С самого утра был проведен долгий разбор заданий. Здесь стоит отметить рубрику «казусные» ответы участников. Так я еще давно не смеялся (как и все там присутствующие, я думаю). Далее я планировал подать апелляцию на задание аналитического тура про экологию Москвы. Однако после ознакомления с результатами я увидел, что мой балл в сумме даже превышал «идеальный максимум», о котором я говорил выше. Таким образом, я отменил свое решение идти на апелляцию. Сначала не мог поверить, что я предварительно уверенно закрепился в списке призеров, но осознание этого пришло лишь на следующий день. Стоит рассказать об атмосфере, которая сложилась непосредственно после опубликования протокола: во-первых, это толпа людей, расталкивающая друг друга и желающая увидеть результат, а во-вторых, это кардинально разные эмоции участников. Были и объятия от радости и горя, и даже возгласы «Я в запой! На этом все!». Но все же было больше радости, ведь по сравнению с прошлым годом многие уже опытные участники добились долгожданного результата, до которого не хватало чуть-чуть (таким человеком в какой-то мере был и я). Вообще, опыт выступления на всероссийском уровне решает многое, потому что готовность к уже пройденным подобным испытаниям дает некий позитивный настрой.

    Вечером нас всех ждал прощальный костер, где царило единение всех участников вне зависимости от их результата и региона (я имею в виду соперничество Москва – регионы и частую взаимную нелюбовь и даже пренебрежительное отношение участников). Этот вечер же сплотил абсолютно всех и закончился он уже под утро, когда уже мы сами организовали стол и песни под гитару. Никому не хотелось уезжать и расставаться со ставшими уже родными стенами загородного комплекса и друг с другом. Однако это все же неизбежный процесс, и на следующий день после церемонии награждения все постепенно разъехались…

    – Иван, что дальше, какие перспективы? Куда, в какой вуз ты принесёшь свой олимпиадный интеллект?

    – Я поставил цель получить специальность в области разработки нефти и газа. Олимпиадные знания по географии, картографии пригодятся в будущей профессии. Возможно, по окончании нашего индустриального университета буду работать по специальности в НИИ. Мне это очень интересно. Я хочу, чтобы у меня «мозги кипели» от решения наисложнейших интеллектуальных задач. Это сродни олимпиадному драйву.

    – Иван, если бы ты стал директором лицея, какое напутствие ты бы сказал при расставании на выпускном вечере лицеистам?

    – Никогда не сдаваться. Как бы ни было трудно. Всегда быть уважительным к другому человеку, потому что он тоже личность, – снова тень прошлого накрыла его сияющую улыбку. – И ещё, ни в коем случае нельзя терять своё лицо, честь и достоинство. Все конфликты регулировать путём договора и мирной беседы.

    Иван, конечно же, мог использовать свой шанс как призёр всероссийской олимпиады и поступить на профильные специальности, где ЕГЭ по географии засчитывается как 100 баллов. Но молодой человек, НАШ ЧЕЛОВЕК, не мог поступить иначе. Сейчас он учится в Тюменском индустриальном университете на кафедре прикладной геофизики. И рядом с ним всё те же лицеисты. Только сейчас они стали по-настоящему взрослые…