Очерк седьмой: Екатерина Деева

Деева К.

Катя Деева: инициатива, выбор, ответственность

— Егор, не тяни. Когда объявишь результаты? – надменно поджав губки, спросила Анастасия не по годам выглядевшего взрослым парня из 111 группы – Егора Сёмочкина.

Прошло более двух месяцев, как он провёл своё интернет-исследование в социальной группе «Лицей ТюмГНГУ», выявляя самого популярного лицеиста года. Была создана интересная методика и сконструирован социально-психологический портрет (некий образ) самого популярного лицеиста по 15 заданным параметрам.

Исследователями был составлен список из 50 возможных личностных качеств, причём они были весьма различны: от нейтральных, отрицательных до позитивных. У каждого человека свой взгляд на индикаторы популярности. В результате юный исследователь составил рейтинг качеств, выделив 15 составляющих «портрета популярности», чаще других встречающихся во мнениях. Дальше Егор предложил 200 лицеистам сопоставить собственное мнение обо всех обучающихся лицея с предложенным портретом, выбрав из них пятерых, которые, на их взгляд, в большей степени соответствовали сконструированному образу. Вот его-то и ждали ребята. Было интересно, кто занял первую строку в рейтинге популярных личностей лицея.

И этот момент наступил. В актовом зале на торжественной церемонии награждения лучших лицеистов года «Виват, лицей!» вышел автор исследования Егор Сёмочкин. Все замерли в ожидании. Молодой человек умело держал весь зал в напряжении. Как заправский ведущий, а он и был таковым, управлял эмоциями собравшихся. Всё ярче разгоралась интрига. Зал загудел. То там, то здесь по зрительному залу пробежал шумок: «Это Иван Ригель», «Нет-нет, это будет Катя Кодолова», «Бросьте, это Юля Андреева», «Да нет же, это Женька Макаренко!». И это естественно, в лицее очень много талантливых, уважаемых, популярных личностей. Всех не перечесть.

– Да не тяни уж! Объявляй! – кто-то нетерпеливо выкрикнул из зала.

Егор Сёмочкин в последний раз игриво обвёл взглядом первые ряды зала и наконец, наполнив воздухом весь объём лёгких, как можно громче объявил фамилию победителя. Он назвал Екатерину Дееву, обучающуюся 111 группы, вице-президента лицейского самоуправления, многократного победителя и призёра всероссийских и международных научных конкурсов, обладателя золотой медали международной интенсивной интеллектуальной олимпиады «Прорыв», видного игрока интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Зал просто взорвался от аплодисментов! Сидящие рядом с девушкой одногруппники бросились её поздравлять. «Молодость, открытость, раскрепощённость», – промелькнуло у меня в голове…

Когда мы с Егором обсуждали результаты исследования, то парень сказал, что такого финала следовало бы ожидать. Катя участников первой пятёрки рейтинга популярных личностей опередила со значительным отрывом.

– Егор, скажи, пожалуйста, ты не сожалеешь, что Катя и тебя обогнала в этом рейтинге.

– Ни в коем случае, Катя этого признания заслуживает объективно. Она одарена не только своим интеллектом, но и организаторскими способностями. Она великолепна. Знаете, мастер общения, отдушина в компании и признанный лидер всеми лидерами лицея.

– А тебя не смущает, что этими качествами обладает девушка. И президентом самоуправления тоже была девушка?

– Нисколько. Я даже рад этому, но в лицее стало исключением из правила. Насколько я помню, это был единственный прецедент. Обычно президентами и вице-президентами становились представители сильного пола. Но в этом варианте девчонки дали фору всем парням, которые оказались с ними неконкурентоспособными.

Да, как-то странно у нас в этом году получилось, что на выборах президента лицейского самоуправления победила тоже девушка и тоже Катя, Екатерина Кодолова. Это был замечательный лидерский дуэт двух умных, креативных, очень симпатичных девушек. Девчонки не просто мирно сосуществовали. Они действовали умно, оперативно, слаженно и по-женски, вернее, по-девичьи красиво. И я разделяю радость ребят от этого выбора. Мне захотелось его обсудить с героиней.

– Катя, каков процент уверенности был в том, что именно ты возглавишь рейтинг самого популярного лицеиста года?

– Никакой. Может, самый малый, – не задумываясь, ответила девушка.

– Почему? Ты сейчас демонстрируешь скромность? Но её, к сожалению, в социально-психологическом портрете, составленном самими же лицеистами, не оказалось.

– Николай Алексеевич, это нескромность. Это объективность. Я же сама выполняла и защитила несколько научных работ по формированию позитивного имиджа подростка (лицеиста). И, если можно так выразиться, уже достаточно профессионально разбираюсь в этих вещах. Что касается меня, то, по моим ощущениям, я не дотягиваю до этого статуса. Есть более значимые ребята в лицее. Например, Катя Кодолова. Её энергии можно позавидовать, она бьёт ключом. Во мне этого нет, я имею в виду энергичность такой мощи. Ваня Ригель – человек-идея, человек-солнце, сплошной позитив, артистизма ему не занимать, а ума-то! Можно брать и раздавать всем пригоршнями, и ему самому останется. Но выбрали ребята меня. И я их выбор уважаю. Но он ко многому обязывает.

– Катя, твоё жизненное кредо, каково оно?

– Делать то, что любишь, и любить то, что делаешь.

– Красивая фраза. Но что за ней скрывается?

– Как ни удивительно, терпение. На одном интересе далеко не уедешь. Жизнь такая сложная штука. Всю жизнь, как бы нам этого ни хотелось, одними интересными делами заниматься не получится. Но вот правом выбора деятельностей обладать нужно. Необходимо научиться выявлять позитивные стороны того, с чем ты сталкиваешься, увидеть то, за что можно хотя бы не полюбить (это уж слишком), но влюбиться. – Катя засмеялась. – Я говорю сложно?

– Напротив. Очень понятно. И в этом, Катя, действительно есть здравый смысл. Из твоих слов я понял, что нужно уметь уважать то, чем занимаешься, найти и развить к этому интерес. Я разделяю эту позицию. Очень тоскливо бывает человеку, который занимается неинтересным делом и смотрит на часы, когда же подойдёт время ставить жирную точку. Поэтому он работает «на отвяжись». Когда у тебя возникает идея, с какими трудностями по её реализации ты встречаешься?

– Поначалу трудно, если ты работаешь с незнакомыми людьми, потому что трудно доверять. Проще сделать самой, чем кому-то поручить.

– Почему?

– Это я чётко осознала в 9 классе. А в 10 уже поработала над собой. На рубеже 10 и 11 классов поняла, что важно, чтобы не только ты развивалась, но и развивалась твоя команда, те, с кем ты взаимодействуешь, выполняя конкретное дело. Важно работать командой, которая, согласитесь, сильна возможностями каждого, слитых в единый поток, направленный на результат.  Я достаточно терпеливый человек. Очень важно насладиться не только результатом, но и той дорогой, которая к нему ведёт. Ставлю долгосрочные цели на 5–10 лет. Но не забываю и про промежуточные.

– Приведи пример.

– Поступив в лицей, я решила: буду стремиться так самореализоваться, чтобы поступить на бюджетное место в университет. Результат – ЕГЭ в сумме 220 баллов.

– Ты не сожалеешь, что потратила ресурс своего времени, отведённого жизнью на то, чтобы достичь такого достаточно высокого результата, с которым для тебя были открыты многие двери. У тебя же в образовательном капитале редкий и ценный на сегодня вексель – сертификат с результатом ЕГЭ по физике. Представляю, сколько тебе потребовалось потратить времени, чтобы его достичь!

– Нет. Абсолютно нет. Для меня важно развиваться не однобоко, а комплексно, многосторонне. Я хочу погружаться и погружаюсь в науку, но одновременно не оставляю без внимания другие сферы своих интересов. Поэтому не замыкалась на подготовке к ЕГЭ, не стала их жертвой. У меня была очень насыщенная жизнь: общественная работа, исследовательская деятельность, наконец, интеллектуальные игры. Можно было бы отработать больше времени по подготовке к ЕГЭ. Но для меня это было бы некомфортно и скучно. Мне это быстро надоело бы. Но я нашла способ себя замотивировать. Я стала готовить к ЕГЭ девочку с бо-оль-шими проблемами. Мне понравился процесс репетиторства. С одной стороны, ты сама должна знать предмет на порядок лучше репетируемой, и я готовилась к занятиям с ней, а получалось, что готовлюсь сама к процедуре сдачи ЕГЭ. А с другой – у меня появилась возможность зарабатывать деньги. Не красть, не просить, а заработать. Не ждать, когда мама в клювике принесёт то, что мне нужно. Са-а-ма!!! Не надеясь ни на кого. У меня есть руки и голова, которые от природы мне даны не для того, чтобы есть и ковырять носу. Но ещё и думать, действовать. Хорошо думать. И быть предприимчивой. Я сдала экзамены по правилам дорожного движения и вождению, получила права. Денег не было на бензин. Надо заработать. Я нашла законные способы, не обостряя с кем бы то ни было отношения. С законом в том числе. Меня научили его уважать. Сейчас я работаю в «Алых парусах».

– Куда тратишь деньги?

– У меня есть традиция – с каждой зарплаты покупать маме цветы. У нас в семье как-то не было приято дарить цветы. И я решила, что это станет знаком, выражением моей любви к маме и желания её порадовать. Кстати, я в первый раз встречала маму с тётей в аэропорту на машине. Подарила дорогим дамам букеты. Мама сияла от радости и счастья. А когда увидела, что я их подвела к машине, всё поняла. Сюрприз удался. Но это надо было видеть! У мамы вмиг улыбка слетела с лица. Появилась чудесная гримаса: смесь радости, страха, любопытства, интереса и понимания, что меня надо поддержать. Было очень смешно. Мамочка поняла в тот момент, что я по-настоящему взрослая. Две недели, пока мама отдыхала, я чистила дом, дачу, получила права, разобралась с машиной. Кстати, когда отъехали от аэропорта, мама вцепилась за ручку. Это не ускользнуло от меня. И я тихо, но уверенно, спокойно сказала: «Мама, я хорошо вожу машину». Проехав со мной несколько сотен метров, мама успокоилась.  У меня тоже бывают ситуации, когда возникает сильный стресс. И в мозгу что-то переклинивает. Но я с этим разбираюсь. Потом будут эмоции. Но это потом.

–Ты сейчас говоришь о ситуации, когда вы с мамой только приземлились в аэропорту Таиланда, а вам сообщили, что совершенно внезапно папа ушёл из жизни? Как вы справились с этим? Чужая страна за тысячи километров, вокруг чужие незнакомые люди и такая утрата?

– Да, это было очень тяжело. Я пыталась сосредоточиться и управлять ситуацией. Мама не могла в тот момент регулировать себя. Пока летели в самолёте мы поддерживали друг друга. А вот как только мы приземлились в Тюмени, я поняла, что мама остро нуждается «в паузе». Я должна всё сделать сама.

– У тебя возникает эмоциональное выгорание?

– Да. В тот непростой период нашей жизни выгорание наступило. Вообще-то типичным для меня бывает, что,попав в засаду, которую мне даёт жизнь, обычно держусь. Убеждаю себя в том, что в любом случае будет всё хорошо. Но мне в тот момент нужно посмотреть хороший фильм, набраться энергией позитива. А в тот раз проблема затянулась. Тяжесть давила от того, что я осознавала, как никогда должна поддержать маму и не имею права сдуться. Мама, потеряв мужа, друга, плечо мужчины, не должна думать, что всё кончено и со мной тоже что-то может произойти именно сейчас. Было сложно. Ресурсов становилось всё меньше и меньше. Но я держалась. А нутром осознавала, что если я что-то неординарное не сделаю для выброса накопившегося негатива, если не выреву, не выкричу его, просто может произойти что-то непоправимое. Снегурочка и та в сказке растаяла. Наша жизнь сложнее. И я поняла, что прямо сейчас пойду бить тарелки.

– И где ты их била?

– На набережной. Купила тарелки и хлестала их со всего размаху. И знаете, помогло.

– А что потом?

– Потом? – засмеялась девушка. – Потом я быстренько собрала осколки и совершенно иная вернулась домой, вернулась к маме.

– Катя, несомненно, родителей дети любят. Бывает наоборот, но это исключение из правил. Из твоих слов о Елене Юрьевне я понял, что к тебе это не относится, и ты не есть то недопустимое исключение. Но что касается чувства уважения, то тут другая история. За что ты уважаешь свою маму?

– Маму я уважаю за моё воспитание. В этом процессе, безусловно, принимали участие и папа, и мама. Я безмерно им за это благодарна. Я не знаю, как им удалось так сделать, но если я говорю, что приду в 23.00, значит, я прихожу ни на минуту позже. Если я гуляла ночью, то родители знали, где я и с кем. Это что касается воспитания. А вообще, маму уважаю за силу духа.

– Катя, сверим словари, что ты имеешь в виду?

– Это умение не опускать руки даже тогда, когда тебе их опускают. Мама всегда идёт вперёд.  И в общении со мной у мамы хватало терпения наблюдать, как делаю ошибки и поддерживать (попробуй несколько раз, и получится), когда были неудачи. Я уважаю маму за личный пример.

– Когда мы говорим о личном примере, то понимаем, что очень важно его увидеть, заметить, обратить внимание, осознать ценность этого опыта, чтобы копировать, как это делает сканер, точно, даже краска может быть бледной, но очертания точны. Это же копия. Ты сама наблюдала за родителями, или они тебя наставляли?

– Я не знала, как это было. Я просто читала всё!

– Ты имеешь в виду, что считывала рисунок поведения близких?

– Нет, что вы! Я действительно читала настоящие книги. И училась у их героев.

– Интересно, а ты помнишь первую прочитанную книгу?

– Как ни странно, помню. Первая прочитанная мною книга была «Гулливер». Когда другие дети читали в этом возрасте «Маша и медведь», я читала эту. Мама меня приучила читать. Она сама никогда не расставалась с книгой.

– Доверяешь ли маме?

– Есть вещи, которыми маму лучше не грузить.Если я вижу, что мама устала и, как вы говорили на занятиях, не в ресурсе, мозг не тот, я беру паузу, у меня есть,  кому высказаться.

– Катя, допускаешь ли ты ситуацию беременности вне брака?

– Нет. Однозначно. Очень важно, чтобы у ребёнка были оба родителя. Я видела, как растут дети в других семьях. Ребёнок – это огромная ответственность. И ты отвечаешь за то, каким он вырастет. Ты должна быть уверенной, что человек, который находится с тобой рядом, должен точно осознавать, что он делает. И ты должна смотреть на него не просто как на любимого человека, мужчину, а взглянуть на него как на потенциального отца будущего ребёнка. И должны быть настоящие чувства. Если они таковы, то могут скрепиться. Я знаю, уверена, что не должна допустить этого.

–Почему?

– Не знаю. Есть какие-то вещи, которые я не знаю. И есть вещи, которые формируются годами.

– Есть ли у тебя друзья свободолюбивые, которые не придерживаются правил?

– Когда я была веганом, люди ели мясо, я нет. И меня это не смущало. Это их дело. Я им не навязывала свою точку зрения. У каждого есть выбор. Я думаю, что у них есть право присоединиться ко мне, но есть и право на свой путь.

– Интересно. А как ты стала веганом?

– Я просто очень люблю себя держать в узде, ставить рамки. Вдруг в один определённый момент поняла, что нужно что-то новое, напряжённое. И как-то утром, проснувшись, подумала, а не стать ли мне с сегодняшнего дня веганом? Слабо? В интернете часто предлагают сделать вызов себе: «А сможешь прожить месяц без алкоголя? Без курения? Без…? Стать сыроедом?»  И мне это понравилось – быть сыроедом. Но не на всю жизнь, – засмеялась девушка.

– Как реагировали родители?

– Конечно, мама забеспокоилась. Иногда меня подтачивала: «Ты не ешь молоко, масло. У тебя всё плохо…». Я случайно сломала ногу, а мама тут же, мол, не хватает кальция. Ноу меня-то информация была другая: в арахисе кальция значительно больше, чем в молоке. Но для меня это уже пройденный этап.

– А ты хотела, чтобы тебе всегда и во всём везло?

– Знаете, покажусь, наверное, странной. Но я не люблю, когда просто везёт. Я должна быть в теме, я должна сама сделаться, сделать, сотворить. Я должна быть сильной и готовой выстоять. От неудач никто не застрахован. Нужна закалка. В моей семье до 2000 года было всё ОК. Но после произошёл кризис. Папа потерял много. Это его сломало. Появилась я, и мама вынуждена была многие вещи взять на себя. И у неё это получалось. Мужчины привыкают к хорошему. Вернее, к ненужному для своего развития. В отношениях в семье, не сомневаюсь, руководить должен мужчина. Я хочу, чтобы мужчина«не залипал» на проблемах, а решал их. И такие есть.

– Катя, почему решила поступить в лицей?

– Я же училась в школе «Лира». Это учебное заведение для музыкально, вообще творчески одарённых ребят. В 8 классе я сказала, что не буду сдавать физику. Какая физика в этой школе! И как можно в ней подготовиться к этой сложнейшей дисциплине? Для ребят музыкантов, например, скрипачей, пианистов физика, как и другие точные науки, вообще не значимы. Но через год я осознала, что физика для меня вдруг открылась другой стороной. И представляете, ОНА мне необходима. Я хочу изучать точные науки. Но что делать в «Лире», захотевшей стать не совсем лиричной девушке? Я точно понимала, что физики там нет по определению. Нужно уходить. Но куда? И мама подсказала пойти на подготовительные курсы в пролицей нефтегазового университета, чтобы, возможно, продолжить обучение в 10 классе в лицее. В тот момент мне нужно было больше простора, места. Я начала ходить на подготовительные курсы. Нужно же понять, это точно моё? Я должна быть уверенной, что мне в лицее понравится. Я успешно сдала вступительные испытания и попала в СВОЮ среду, где много людей способных, талантливых и я могу развиваться.

– Катя, есть ли у тебя недостатки?

– А то! Да ещё какие! – засмеялась девушка.

– Ты так бодренько говоришь, что создаётся впечатление, что они тебе нравятся.

– Как вы догадались? Нравятся. У меня же есть право выбора: отказаться, исключить, устранить их, примириться или превратить в достоинство.

– А если конкретнее…

– Во-первых, я часто «тяну одеяло на себя». На данный момент я этого не допускаю. Я поняла, как и для чего, почему нужно это в себе исправить. Прежде всего потому, что зашкаливающая инициатива одного способна погасить желание другого проявить себя. Нужно понимать, зачем мне это нужно (тянуть одеяло)? Может, нужно отказаться, чтобы у другого, менее смелого, инициативного появился шанс попробовать, что-то исправить, «показать своё лицо», а не оставаться в тени. Знаете, сколько гасится интересных людей, потому что у них нет возможности пробиться из-за людей, тянущих одеяло на себя. И мне это неприятно. Я это остро поняла в лагере «Алые паруса», когда стала работать вожатой, прочувствовав всю полноту педагогической ответственности.

– А во-вторых что? Какой ещё недостаток есть у тебя?

–Перфекционизм и лень.

– Какое противоречивое сочетание.

– У меня был период, когда не было сил пинать себя. Вот сейчас я снова в том ресурсе. Я продуктивный человек. У меня есть большие планы. И я их обязательно достигну.

– Катя, ты успешный выпускник лицея с огромным багажом достижений. Почему ты решила продолжить своё образование в университетском комплексе нефтегазового, а сейчас индустриального университета?

– У меня даже мысли не было куда-то уехать. Мне нравится наш город, я полюбила университет, он стал для меня родным. Мы даже с мамой не обсуждали это. Это было «по умолчанию»…