Очерк второй: Владимир Лебедев

Владимир Лебедев

Знакомьтесь, Владимир Лебедев, будущий инженер-нефтяник.

Инженер – это призвание, творчество или строгое выполнение замысла других? Каким багажом знаний должен обладать выпускник школы, чтобы поступить в технический вуз и освоить необходимый уровень компетенций инженера, востребованный современной наукой и производством? Можно ли стать настоящим инженером, если эта специальность кем-то навязана и не входит в круг личных интересов молодого человека? Именно эти и многие другие вопросы были заданы лицеистам Тюменского индустриального университета на брифинге, посвящённом 60-летию ТИУ.

Ответы были самые разные. Кто-то из лицеистов утверждал, что инженерная деятельность – это интересная сфера применения своих интеллектуальных ресурсов, и они мечтают после окончания лицея продолжить обучение в нашем вузе. Патриотически ориентированная молодёжь высказывала мнение, что стать инженером – это реальная возможность соучастия в грандиозном проекте преобразования нашей страны из ресурсной в индустриально-развитую, обладающую современными технологиями державу. Дискуссия разгоралась, мнения сталкивались, иногда дебаты достигали точки кипения и могли стать малоуправляемыми.

– Вынужденная необходимость? Да, инженер высоко оплачиваемый, востребованный специалист. Работая инженером, ты будешь обеспечен материально,– как всегда логично и точно, но горячо, с напором выразил свою мысль Егор. – Я не допущу, чтобы моя семья прозябала в нищете. И у меня есть для этого основание: голова на плечах и желание получить высокую квалификацию по престижной профессии. Я и в лицей пришёл из школы, чтобы подготовиться к поступлению на бюджетное место в индустриальный!А здесь стану хорошим инженером.

– Не удивил,– с долей сарказма выкрикнули из зала. – Только о бабле и думаешь!

– Почему бы и нет? Мне позиция Егора нравится.По-мужски рассуждает. Заслуживает уважения то, что он реально оценивает ситуацию на рынке труда и самое главное – свои возможности, с пониманием ответственности за будущую семью уже сегодня, – как модератор брифинга я, подойдя к парню, протянул руку для рукопожатия. – И Егор не просто замер в ожидании, мол, его всему научат, вложат в клювик готовое.

– Он всегда в действии при непрестанном желании получить высокую квалификацию инженера,– сделав многозначительную паузу, продолжил. –И всё-таки интересно, какими качествами должен обладать современный инженер? Однажды на Учёном совете ТИУ ректор О.А. Новосёлов, обозначая свои ориентиры изменений в вузе, конкретизировал свою позицию:«Прошло время, когда инженер по звуку стружки, отлетающей от фрезы станка, определял правильность заданных параметров. Сейчас эта компетенция не нужна. Современные станки с 3D–принтером выпускают не просто детали.Машины! А у нас на производстве всё ещё зелёные станки. Нужны кадры новой формации для новейшей эпохи индустрии. И нам их готовить!» Из того, что сказал Олег Александрович, кстати, лицеист первого выпуска, снова возникает вопрос: инженер – это человек с призванием, творец новой истории страны, кто он?

– Сверим словари, –слово взял Владимир Лебедев, человек незаурядный, обладатель множества престижных наград за участие в олимпиадах и научных конференциях, защищавший честь лицея на всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах. При этих словах ребята в зале просто грохнули от радости, посмотрев в мою сторону. Володя, многозначительно выдержав паузу, продолжил. – И как учит нас Николай Алексеевич, – улыбнулся парень, – сверим словари. Согласитесь, инженер – достаточно массовая профессия. Если говорить о типичном инженере-исполнителе, которых великое множество, то в этом случае он действительно должен обладать, что естественно, прочными знаниями и высокой степенью исполнительности и ответственности. Этот специалист должен быть компетентным в вопросах, решаемых в рамках своей должности.  «Правильно говорит», – пронеслось у меня в голове.

– Но если взять инженера, смотрящего на несколько рубежей выше, то это нечто особое или, точнее, некто особенный. Это и творчество, и интеллект, техническая продвинутость, если хотите, призвание, –посмотрев в мою сторону, засмеялся парень. – Сверим словари: призвание от слова призыв. Это когда у человека просто руки чешутся что-то разобрать и досконально разобраться.Всмотреться в корень, найти суть, чтобы сделать нечто особенное, этакое техническое открытие или банально – рационализаторское предложение.

«Молодец, –думаю я, –вот такие ребята и создают будущее нашего региона, нашей страны. Умница!»

Мы ещё долго дискутировали на эту тему с лицеистами. Сожалею, что не пригласили на этот брифинг видных инженеров – выпускников ТИУ, а их много! И они могли бы помочь молодёжи разобраться в этом, казалось бы, таком простом, но оказавшимся остром вопросе. Безусловно, в лицее профориентационная работа организована системно, встречи с ведущими учёными-инженерами традиционны. Профессора и доценты выпускающих кафедр, молодые знатоки инженерии встречаются с лицеистами в рамках элективного курса по профориентологии, знакомят с особенностями образовательного процесса в современных учебных аудиториях, лабораторном корпусе университета. Для того, чтобы лицеистам точно ориентироваться в выборе будущей профессии, организуются встречи с профессионалами, работающими на предприятиях топливно-энергетического комплекса, строительных и промышленных площадках города. А то, что Владимир Лебедев уникальный молодой человек, так в этом никто и не сомневается! Его позиция всегда отличалась обстоятельностью, сдержанностью в эмоциях, про таких людей говорят, что они фильтруют каждое слово. Наверное, этому тоже нужно учиться, слово-то не воробей, вылетит – не поймаешь! К сожалению, сегодня понимание этого стало редкостью в молодёжной среде.

Молодым людям часто не хватает ответственности за свои слова и поступки. По всей видимости, взрослые часто игнорируют эту сторону формирования их личности. Да и интернет приучает к оголтелой безответственности сидящих у компьютера. Скрываясь за монитором и часто оставаясь инкогнито, подростки привыкают ни за что не отвечать: ни за слова, обращённые к кому-то на той стороне социальной сети, ни за выложенные фотографии, ролики. Но это далеко не так. Кажущаяся порой скрытность вдруг становится открытой. За всё приходится платить. За детско-подростковую беспечность тоже. К счастью, к Володе это совсем не относится.

– Володя, на мой взгляд, отличительной особенностью твоего персонального «поведенческого почерка» является выраженное чувство ответственности. Ты когда-нибудь сожалел о совершённом или не свершившемся из-за взятой тобою паузы? – Этот вопрос задал я Владимиру, когда прошло много времени с того брифинга. И молодой человек уже не лицеист, а студент Тюменского индустриального университета, будущий инженер-газовик.

– Не жалею. Даже если что-то случалось не так, как задумывалось, и что-то пошло не так, как хотелось, понимал, что это лишь один из вариантов, который я не просчитал.Не более того. Надо произвести расчёты из тех условий и данных, которые предоставила жизнь, – не по возрасту рассудительно подметил парень.

– Володя, твоя рассудительная ответственность гармонирует ли с другими твоими качествами?Какие качества обеспечивают психологический баланс твоей персоне?

– Попробую выделить. Я раньше об этом не задумывался. Полагаю, что это начитанность/эрудированность, умение рационально ставить задачи и самокритичность.

– Интересно, а кто из окружающих тебя людей внёс значимую лепту в формирование именно этих системообразующих качеств твоей личности? Как это произошло?

– В своей основе эти качества закладывались примерно до 7-го класса. И, можно сказать, шёл я к этому разными путями. Первый, скорее, не совсем осознанный, мне помог пройти дед. Как и всем детям, мне дарили конструкторы, разные энциклопедии, мультики. И поскольку дед был на пенсии, да к тому же являлся незаурядным человеком (он бывший лётчик), то помог мне развить основы этих качеств через игры.Дальше хуже,– засмеялся Володя. – А может, и нет. Всё зависит от того, как на это смотреть. Возможно, потому что дети уже в начальной школе начинают значительно «своевольничать», мне ставили нормативы, называемые «час чтения» и «час писания». Соответственно, после выполнения которых можно было заниматься чем угодно.

– Интересно, кто же из твоих близких оказался таким продвинутым педагогом, как академик Шалва Амонашвили или всемирно известный Януш Корчак?

– Это педагогическая задумка была плодом творчества остальных членов семьи, то есть мамы, папы и бабушки. Уж по поводу воспитания у них был полный консенсус! Отец считал, что плохо, если много «нянек», потому что у каждой своё видение воспитания и ребенок просто будет всеми манипулировать. Папа всегда придерживался мнения, что заниматься воспитанием должен кто-то один и в процесс воспитания другие вмешиваться не должны. Они могут потом указать, где воспитатель был не прав, но не в присутствии ребенка. Ограничение одно – чрезмерно не баловать ребёнка. И этого правила в нашей семье строго придерживались.

– У каждого родителя свой почерк. Какой почерк у главного законодателя в вашей семье? Если я не ошибаюсь, это твой папа?

– Жесткий, – не задумываясь, ответил молодой человек.

– Володя, ты не шутишь? Это действительно так?

– Жёсткий, но не жестокий. Не могу сказать, что для меня это было легко. Но знаю точно, что полезно.

– Володя, а ты повторишь модель отца в воспитании будущих своих детей?

–Нет. Я буду более демократичным.

– Интересно, а как ты понимаешь демократичность в воспитании?

У ребёнка могут быть свои механизмы саморазвития, родителями не всегда понятные и разделяемые. На мой взгляд, ребёнка нужно просто аккуратно подтолкнуть. А не навязывать свои нереализованные желания. И делать это умело. Мне, например, десять лет прививали «любовь к танцам». Но это было определённо не моё. Лучше бы мне разрешили заниматься другим – важным для меня на тот момент.

– Володя, ты считаешь, что для тебя это время было утраченным?

– Нет, что вы! Польза, несомненно, есть. Я достаточно гармоничен физически, выступал на разных конкурсах, преодолевал стрессы… Но, это не мой путь. И я не хотел делать хореографическую карьеру. Так получилось, что просто упустил СВОЮ возможность, время для самосовершенствования. Но моему мнению не доверяли. И это, убеждён, не демократично. Я буду стараться услышать своих детей.

–Скажи, отец подвергает критике твой образ жизни сегодня?

–А то! Режим дня. Я действительно часто путаю день и ночь. Может, потому что я по своим биоритмам сова? Родители до сих пор борются с этим, но не всегда успешно. Они считают, что организация моего труда тоже неидеальна, некоторые дела оттягиваю до последнего дня.

– И какие инструменты «борьбы» они используют?

–Разные. Например, в этом году в тренировочных целях отправили одного в Москву. Экзамен прошёл «на отлично»: нигде не потерялся, никуда не опоздал, – о серьёзном отшутился парень.

– Володя, ты хотел назвать ещё какой-то третий фактор своего психологического баланса. Извини, я тебя перебил.

– Ну и последний. Он связан с характером. У меня были друзья, которые были далеко не глупыми людьми. Поэтому я старался держать соответствующую им планку, нечто вроде дружеского соперничества. Я у них многому учился. И пытался предвосхитить их результаты-действия, оказавшись хоть на сантиметр, но выше. Это была хорошая школа становления моей личности.

– А было ли что-то тебе присущее, что могло стать препятствием в реализации собственных замыслов?

– Знаете, я иногда погружаюсь в себя, всматриваюсь. Для меня это важно.Я должен знать свои ресурсы и пределы собственных возможностей.

– И всё-таки, всматриваясь, ты находил пороги своему развитию?

– Естественно.Кто ищет, тот всегда найдёт, – улыбнулся Володя. – А если серьёзно, то однажды понял, что делаю работу зачастую медленнее других. Наверное, это можно характеризовать неким качеством.Вам, как психологу, более понятным. Я не всегда разговорчив.Свободно и много общаюсь только с близкими друзьями или по очень интересным темам, во время обсуждения которых бываю немного даже вспыльчивым.

– Не может быть! Я в тебе этого не видел!

– Николай Алексеевич, я научился быть очень сдержанным, тем более на публике. Но это не означает, что я всегда таков. Наверное, тем, кто мне близок, я открываюсь с другой, и не всегда лучшей,своей стороны.По мнению папы, моим ключевым несовершенством является то, что часто считаю свои дела самыми важными, дела же семейные – второстепенными. Я думаю, что папа прав.И у меня это пройдёт, когда появится своя семья.

– А твоё отношение к этим качествам?

– Философское,– не задумываясь, ответил Владимир.

–Это интересно. Качества, которые тебе иногда мешают, могут быть непреодолимы у других. И у тебя есть свой философский взгляд на них. Расскажи, если можно, подробнее.

– Насчёт первого – своей медлительности.Имея в наличии много разных дел, я, вероятнее всего, сосредоточусь на одном из них.А остальные сделаю позже.Либо совсем не выполню.

– А как же чувство ответственности?Не вступает ли это в противоречие с тем, что ты говорил ранее?

– Считаю, что делать нужно всё ОК. Если не так, то лучше отказаться и вообще не начинать. И, естественно, если это значимо для кого-то или чего-то, то своевременно известить о своём решении не участвовать, что это не моя история. Ну очень редко, когда я пытаюсь сделать поверхностно много дел сразу. Это действительно не про меня и мне не присуще. А второе меня сильно не интересует. Как есть, так есть.

– Володя, давай с тобой поиграем, как на наших занятиях по психологии. Если у тебя нет желания отвечать на вопрос, выполнять предложенное задание, ты, если не забыл, всегда можешь сказать «нет». Мне интересна твоя оперативность в принятии решений в достаточно экстремальной ситуации. Ты же сам сказал, что «надо производить расчёты из тех условий и данных, которые предоставила жизнь». Если была бы возможность моделировать свою личность, какие бы качества из названных мною известных людей, ты бы взял для«улучшения портрета своей личности»?Ну что, сыграем? – с интересом посмотрел я в глаза парня.

– Поиграем! И даже не думайте, – засмеялся парень, –что скажу «нет»!

– Итак, начнём «срисовывать с других, подрисовывая себе». Какое качество ты можешь скопировать у В.В. Путина?

– Дипломатичность, – быстро ответил парень.

– А у В.В. Жириновского?

– Уверенность.

– Что возьмёшь усвоего отца?

– Рассудительность.

– А от мамы?

– Трудолюбие.

– Интересно, а от Евгения Плющенко?

– Его целеустремлённость.

– Знаешь Ника Вуйчича?

– Конечно, знаю. От Ника–сильный характер.

– Хорошо. А от Марии Шараповой?

– От Марии–увлечённость своей работой.

– Так, а от Билана?

– Упорство.

– От Дмитрия Нагиева?

– Его коммуникабельность.

– Тебе, наверное, ближе всех Жорес Алфёров. А что срисуем у него?

– Рассудительность.

– Но ты уже её срисовал от своего папы. Не много ли рассудительности?

– Нет. Рассудительности много не бывает. Это же не пустая болтовня. Рассудительность, – твёрдо ответил Владимир.

–Слушай, а ты Сергея Козлова знаешь?

– Ну конечно. Это же наш земляк, всемирно известный писатель. Очень интересные пишет книги на духовные темы. Если не ошибаюсь, многие переведены на иностранные языки. Снято даже два или три фильма по его романам.

– Молодец, ты настоящий читатель! А чтобы ты скопировал для себя от нашего земляка?

– У Сергея –богатое воображение.

– А другого Сергея, но Шойгу?

– Деловитость.

– Володя, а почему ты решил для окончания школьной программы поступить в лицей ТИУ?

­–Это показалось мне заманчивым: более серьёзный подход к образованию, углублённое изучение предметов и, в общем,лицей –учебное заведение, которое, очевидно, должно иметь высокие стандарты в учебной и внеучебной деятельности. Для меня было важным вписать себя именно в такие рамки, проверить своё соответствие им.

–Что привнесли в твою жизнь два года обучения в лицее?

–Много новых знакомств с талантливыми людьми, насыщенность яркими моментами жизни. В лицее оказалось значительно проще проявить себя из-за вариативности предлагаемого. К тому же учебная программа моделирует ту, что будет в университете. Есть даже основы некоторых будущих предметов. Лицей – хорошая проба вписывания себя во взрослую жизнь.

–Какие новые качества личности у тебя появились за годы обучения в лицее и,по твоей версии, почему? Какие качества у тебя стали более совершенными? Кто тебе в этом помог?

–Новые? Наверное, я научился правильно задавать вопрос «зачем?». Для кого-то он окажется демотивирующим. Однако на самом деле взрослый человек неосознанно его задаёт перед принятием решения о каком-то поступке. Лишь убедив себя в правильности понимания и его необходимости, человек обретает настоящую убеждённость, которая помогает достигать целей. Это я усвоил, как ни странно, на уроках математики у Татьяны Владимировны Сафаргалиевой. Учитель физики Наталья Анатольевна Слинкинанаучила меня не относиться к предметусухо, а решать задачи творчески.Это, пожалуй, первый из уроков, которые мне преподали в лицее. В свою очередь, одногруппники научили меня проще относиться к учёбе. Невозможно было остаться равнодушным и к различным обсуждениям на таких парах, как обществознание или английский язык, где обычные проблемы приобретали в разговоре хоть и деловой, но живой и интересный характер, благодаря чему я научился проще находить темы для повседневных разговоров.

–Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

–Честно говоря, не могу припомнить именно яркого эпизода, который чему-то бы научил, скорее, могу лишь выразить своё отношение к нему. И наоборот, те эпизоды, которые влияли каким-либо образом на мировоззрение, либо незначительные, либо заставляют о чём-либо жалеть. А я не занимаюсь самокопанием.

–Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты? Почему ты так думаешь?

– Николай Алексеевич, очень сложный вопрос. Мне кажется, она ещё не очень чётко вырисована.И, тем не менее, я всегда двигаю работу, которая мне нравится, вперёд. А вместе с тем и людей, к ней причастных. Я хотел бы мотивировать людей своей деятельностью и помогать им. Сегодня инертных людей предостаточно. Я их не осуждаю, понимаю, что им пока не встретился убеждённый в чём-то значимом, убеждающий человек. Мне бы хотелось стать таковым.

– Володя, а тебе самому встречались такие «убеждаторы»?

– Все, с кем я учился, так или иначе оставили свой след. Кто-то хороший, а кто-то и противоречивый, до конца мною не осознанный. С некоторыми я продолжаю учиться и по сей день. Например, соперничающие друг с другом в знании предметов активисты Маракулин Андрей и Вальман Никита;невероятный эрудит Миша Курдынко; умеющий разрядить даже самую напряжённую обстановку Олег Меленчук; наш президент Катя Кодолова, отличный организатор и спортсменка, которая к тому же смогла приобщить к баскетболу половину парней в группе. Это и самый активный староста, и публицист Катя Деева; «скрытый лидер» Ваня Ригель; отличные певицы Настя и Маша Замякины и многие другие. Конечно же,мною были названы не все.Но не расставляя приоритетов, скажу, что без каждого знакомого мне лицеиста лицей был бы для меня другим местом, чем-то более чуждым. Из учителей я уже упомянул учителя физики Наталью АнатольевнуСлинкину и учителя математики Татьяну ВладимировнуСафаргалиеву, которым я благодарен за достигнутые успехи. Стоит вспомнить и самого активного, на мой взгляд, педагога, учителя английского языка Елену Григорьевну Миронову, которую не всегда просто понять, зато она проводит очень много мероприятий, которые делают лицей лицеем. Признаюсь, что этот вопрос является для меня одновременно и наиболее простым в плане того, что о нём много чего можно рассказать, и наиболее труднореализуемым.

– В лицее проходят не только учебные занятия, но и многое другое. Какое событие, встреча, мероприятие подтолкнуло тебя всмотреться в себя, о чём-то задуматься. Почему это произошло?

– Из всего многообразия интересных коллективно-творческих событий и дел я решил выделить адаптационную смену в «Алых парусах», так как это было первое мероприятие после празднования 1 сентября, которое я встретил с лицеистами. Именно там мы узнали настоящую важность командной работы, когда можно довериться другому или найти компромисс среди множества предлагаемых решений.Мы поняли, что личность опирается не только на внутренние, но и на внешние силы. Высокий уровень сплочённости коллектива отличает лицей от обычных школ, он же помогает быстрее интегрироваться во взрослую жизнь.

–А кто в большей степени выполнял эту задачу в твоей семье?

–Основную часть времени меня воспитывала бабушка, приучала к порядку в ведении дел. Семейные ценности как в любой среднестатистической семье: уважать старших, помогать близким, понимать и поддерживать их в трудное время. Поэтому я не считаю, что они были чем-то «прорывным», скорее всего, это было нечто само собой разумеющееся.

– Володя, а что является в твоём характере стержневым? Назови три своих качества, составляющих твой духовный стержень. И почему для тебя это важно?

–Наверное, главное, что движет меня в жизни – некий интерес, как в кино, которое наполнено захватывающими событиями. Чтобы оно было хорошим, надо, чтобы сами герои творили сюжет, а не окружающая обстановка подталкивалаих к чему-то. Поэтому есть осознание, что бы ни происходило в жизни и как бы ни реагировали другие, только от тебя зависит результат твоих действий.И даже из плохих событий можно усвоить какой-либо урок. Но есть, конечно, такие ситуации, которые предлагают на выбор только наименее худший вариант или сталкивают между собой моральные качества личности. Например, распространённая ситуация, когда чувство справедливости и честности сталкиваются друг с другом. Подобные события выводят обычного человека из равновесия. Именно тогда и проявляется некий волевой фактор, духовный стержень. То есть я не считаю это чем-то, что можно описать лишь тремя составляющими, как хороший калькулятор, который включает в себя множество операций. Тем не менее, я думаю, что наиболее сильную личностную «рану» могу нанести себе только я сам, поэтому серьёзно отношусь к выбору такого личностного аппарата, как духовный стержень. Среди близких людей всегда можно найти поддержку, когда путаешься, и, в свою очередь, поддержать их. Именно поэтому семья и настоящие друзья – важнейшая ценность, формирующая личность и помогающая ей на жизненном пути.

– Если бы у тебя очень близкий спросил, стоит ли поступать в лицей, чтобы ты ответил и почему?

–Без самой минимальной доли сомнения поступай! Лицей – это иной уровень понимания коллектива и окружающих людей, это оценка и поддержка твоих трудов, своеобразная правильная направляющая во взрослую жизнь. Здесь человека не только учат, но и воспитывают. Настоящего лицеиста можно отличить от других обучающихся как более уверенного в себе, так и более образованного.В обычных школах большинство школьников относятся к учёбе только как к необходимости, а не как к чему-то интересному или как к критерию успешности. А мнение большинства обычно оказывает некое неосязаемое давление. Я бы точно порекомендовал, сказав, что в лицее интереснее, здесь есть некое ощущение вызова твоим личностным силам. И ты не останешься «один на один» со своими переживаниями. Всегда найдётся твой ровесник или старший наставник, который, если ты ему позволишь, поможет справиться с ситуацией. В лицее у тебя всегда есть право выбора, но и ответственность за него. Всё по-взрослому.

–Как ты думаешь, как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили эмигрировать, то ты воспользовался бы этим шансом?

–Насчёт далёкого будущего я не загадываю. Да и зачем жить какими-то ожиданиями? Так легко разочароваться. А вот делать всё от тебя зависящее в данный момент – важно. Так образуется некий задел на будущее, проще будет чего-либо добиться. А по поводу будущего страны лучше знать правительству. Но определённо, что на данный момент Россия бьёт по себе изнутри. И поскольку есть осознание того, что мы великая держава, в которой много образованных людей, так не может продолжаться вечно.Если бы была веская причина для эмиграции, наверное, да, уехал. Например, если государство не будет предоставлять социальную защиту, то в нём будет опасно находиться. В противном случае, когда ты приносишь пользу обществу и наоборот, то зачем нарушать гармонию? Тем более у россиян другой менталитет.В России уютно, это же Родина!

–Что тебе симпатично в россиянах – твоих ровесниках?

– Целеустремлённость, умение весело проводить время, эрудированность и многое другое.

– Ачто всё-таки тебя в них раздражает?

–Мне просто ужасно не нравится, когда кто-то с уверенностью говорит о том, чего не знает.Не нравятся и невоспитанные люди без чувства такта, не соблюдающие элементарные нормы этикета. Немного раздражает социальная вялость человека.

– Многие молодые люди мечтают о своей дальнейшей жизни. Попробуй нарисовать социально-психологический портрет «твоей половинки», с которой ты хотел бы связать свою жизнь, воспитывать детей?

–Интересный вопрос. Главное, чтобы мы понимали друг друга.И с «половинкой» было интересно.А личностные качества глобально моделировать не моё право.

–Допускаешь ли ты развод в своей жизни? Что может стать причиной этого?

–Скорее по глупости.Если бы мы вступили в брак, не подходя друг другу, то зачем портить себе жизнь. Разве это не глупость? Не XVIII век всё-таки…

–Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения? Как это проявляется?

–Большое количество однообразной работы. Соответственно, усталость; люди, совершающие поступки, совершенно не согласующиеся с моими представлениями о морали, и то, что я указал выше.Если это будет касаться только меня и не иметь серьёзного характера, то просто уйду от источника раздражения.При этом естественно, немного повозмущавшись.

– Володя, ты достаточно успешный молодой человек.А бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этого? Как ты с этим справляешься?

–Вероятнее всего, это просто усталость или моя зацикленность на одной проблеме. В таком случае просто сделаю перерыв, передохну, после этого проблемы решаются намного быстрее.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь? Почему?

–Я реалист, что-то среднее между оптимистом и пессимистом. Оптимист может игнорировать некоторые вещи, которые порою оказываются важными и существенными. А я не полагаюсь на удачу слишком сильно. Тем не менее, эти реалистические взгляды позволяют мне принимать больше правильных решений, которые действительно радуют.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

–Я живу вместе с родителями, поэтому иногда возникают сложности. У нас мнения бывают противоположными. Однако, они – моя семья, которая вырастила и воспитала меня таким, какой я есть. Поэтому и чувства мои по большей части положительные. Не сильно люблю раскидываться сантиментами…

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступил?

–Очевидно, по всем законам жанра надо сначала восстановить репутацию, а затем настроить людей против обидчика. Мало ли, что он ещё учудит и против кого,– улыбнулся Владимир. –Так поступают и отдельные члены социума и даже целые государства.

–А сейчас, пожалуйста, без лишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебепрезидент страны написал бы письмо с благодарностью, если бы у него было больше времени.

–Скромность, нескромность,– этот вопрос у парня вызвал лёгкое чувство раздражения. Вот, дождался и я его со стороны Володи! – А решать всё равно президенту и общественности.Благодарность не вручается сама себе.Это знак признательности от других людей, за решения которых я не в ответе.

–Согласен. Давай сменим тему. Говорят, что современная молодёжь нечитающая. А как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление? Чем бы ты на него хотел быть похожим? Что ты для этого предпринимаешь или только собираешься предпринять?

–Сейчас я читаю мало художественной литературы. В основном учебную, историческую, иногда мемуары. Даже последние художественные книги были в большей степени исторической направленности, например, романы Ремарка «Чёрный обелиск» и «Три товарища», «Битва железных канцлеров» В. Пикуля. Остальную художественную литературу я читал или в детстве, или по школьной программе, как «Одиссея капитана Блада», фантастику: «Хроники Амбера», всего «Властелина колец» и многое другое. В этом плане мне больше нравятся компьютерные игры с их сюжетами, так как в них можно переносить часть своих качеств на качества героя произведения. Я не могу выделить в плане особого впечатления какого-либо отдельного героя, потому что все они по-своему уникальны и мне нравятся разные события, которые с ними происходили, разные черты характера. Например, смекалка того же Блада, который перехитрил гарнизон форта, заставив развернуть пушки в другом направлении от взятого кораблём курса. Я стараюсь, так скажем, прожить собственную книгу, ни на кого в целом из этих героев не похожую.

–Немного шутки. Если бы ты нашёл лампу Алладина, о чём бы ты попросил джинна?

–Чтобы он переселился в другую лампу, – засмеялся Владимир.

–Интересный ход мысли.Почему?

– Немодно нынче жить в древних лампах.Интересно, что произойдёт, будет ли работать джинн в таких условиях.Лампа неплохой трофей, антиквариат, Индиана Джонс бы одобрил.А если серьёзно, то попросил бы удачи.

Пожелаем Володе и всем другим молодым талантливым людям удачи. Она им тоже пригодится. Удачи, силы духа, жизнестойкости, упорства.