• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Аргументы и Факты в Западной Сибири № 49, 2013

    Вариант успешности
    Лицею нефтегазового университета 20 лет

    В 1993 году лицей создавался как кузница профессионально ориентированных абитуриентов для Тюменского индустриального института. За 20 лет успешной деятельности структурного подразделения вуза многое изменилось в обществе, но ориентиры лицея остались неизменны.

    Задуманное удалось

    Сейчас трудно представить, что в конце восьмидесятых — начале девяностых прошлого столетия вузы страны чуть ли не калачом заманивали абитуриентов в свои стены. Индустриальный институт тоже не стал исключением, но стенать над недобором на инженерно-технические специальности не стал, создав городской технический лицей. Получив аттестат зрелости, его выпускники продолжали обучение в ставшем родном вузе. Учились играючи, поскольку лекции, семинары, сессии освоили еще в десятом классе.
    За два десятилетия не раз менялись образовательные программы в соответствии с государственными стандартами, корректировались профили, но неизменным оставалась комфортная среда обучения.
    Первый директор лицея Леонид Бобер, не один год пестовавший талантливую молодежь на кафедре учебного телевидения ТИИ, скрупулезно продумал все ступени адаптации школьников к вузовским реалиям. Нацеливался он при этом не только на строгую дисциплину, но и на всестороннее развитие личности лицеистов. С первых дней обучения они активно включались в смотры, конкурсы, олимпиады как внутри лицея, так и в масштабах вуза.
    Создавая корпоративный дух, Бобер с первых дней ввел дресс-код. Лицеисты поначалу сопротивлялись фирменным жилеткам, но когда увидели такую же и на директоре, дебаты прекратились раз и навсегда.
    Леонид Петрович, впрочем, всегда пользовался непререкаемым авторитетом у своих подопечных. И не потому, что был строг и справедлив. Он автоматически включался в каждое лицейское действо, успевал поддержать словом и делом и преподавателей, и лицеистов. Сопричастность, естественно, не оставалась незамеченной.
    Поздравляя виновников торжества с праздником, ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов не преминул подчеркнуть роль первого директора в формировании лицейских традиций. Отметил Владимир Васильевич и тот факт, что в дальнейшем эти традиции успешно продолжили Галина Сушинских, Юрий Сердитов, Николай Голиков, возглавляющий сейчас общеобразовательный лицей.
    Юрий Георгиевич, кстати, в своем приветствии собравшимся тоже вер-нулся к истокам.
    — В начале девяностых руководством индустриального института было принято решение создать в регионе абсолютно новое инновационное образовательное учреждение. Путь становления, безусловно, был сложен, но сейчас можно смело утверждать, что все задуманное удалось! — констатировал заслуженные учитель РФ.
    Не менее лестно отозвался о лицее и директор департамента образования Администрации г.Тюмени Андрей Степанов, признавшийся, что не первый год наблюдает за развитием нестандартного образовательного учреждения и по-доброму завидует коллективу преподавателей и лицеистов.
    За 20 лет лицей выпустил плеяду талантливых учеников, которыми гордятся город, регион, страна, подчеркнул Андрей Эдуардович.
    — Мы благодарны за сотрудничество, профориентационную работу, по-зволяющую ребятам сделать осознанный выбор профессии. Здесь созданы все условия для развития творчества, инициативы, инновационной деятельности.

    «Инкубатор талантов»

    Сегодня лицей не случайно называют «инкубатором» талантов. Директор, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ Николай Голиков убежден, что быть ребенком в наше время сложно, но еще сложнее детей воспитывать. Именно поэтому лицеистов он не воспитывает — при каждом удобном случае просто-напросто беседует по душам. Психологу по образованию интересно достучаться до детских сердец так, чтобы ребята сами осознали последствия своих поступков, сами выбрали для себя тот образовательный маршрут, который непременно приведет к успеху.
    — Мы не можем повлиять на уровень жизни наших детей, но я абсолютно уверен, что образовательное учреждение может и должно влиять на основные жизненные компоненты: здоровье соматическое, психическое, социальное, духовно-нравственное, — делится сокровенным Николай Алексеевич. Согласен, понять и принять это не всегда просто, но зато как интересно потом с ребятами работать! Юноши и девушки к нам поступают умные, креативные, во всем талантливые. Но талантам тоже нужна поддержка. Талант нужно увидеть вовремя, вовремя поддержать. В стенах лицея ведь не случайно так много возможностей для самореализации. Юноши и девушки могут проявить себя в творчестве и спорте, социальных проектах и предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и форумах. Они активно ищут свое «я», а в союзе с преподавателями это, как показывает практика, получается куда эффек-тивнее.
    Сомневаться в сказанном не приходится. В копилке достижений лицеистов победы на самых престижных конкурсах и состязаниях. Иван Строшков, к примеру, стал призером Всероссийской олимпиады по обществознанию, экономике, аудиту. Резеда Назмутдинова победила в олимпиаде по татарнскому языку и литературе. Сборная команда лицея дважды награждалась большим научным кубком «Луч. Научная команда Тюменской области». О медалистах по итогам учебного года и вовсе говорить не приходится. Нынче, например, одиннадцать питомцев лицея получили золотую медаль, трое — серебренную.
    Варианты успешности выпускников в лицее во все времена принято просчитывать заранее. В этом наверняка кроется залог успеха и самого образовательного учреждения.
    Татьяна Поваренкина

    Мнение

    Хабиба Садыровна Шагбанова, доктор филологических наук, профессор, директор центра «Лингва» ТюмГНГУ:
    — Мои дети выучились в лучшем учебном заведении, в лицее ТюмГНГУ. Дочь Чулпан окончила с отличием нефтегазовый университет, продолжает учиться в аспирантуре в работает в родном вузе. Горжусь сыном Ильшатом, выбравшим наш университет.
    Лицей стал творческой мастерской, психологический климат которого создает условия для самореализации личности каждого ребенка. Результаты, достигнутые преподавателями лицея, я вижу в вузе: лицеистов отличает доброта, отзывчивость, инициатива, ответственность. Лицеисты воспитываются на примерах своих учителей дипломатичности, гибкости ума.