«Путешествие в завтрашний день» — газета Тюменская правда №79 от 29.04.04г.
В этом году она называлась «Наука и лицеист в XXI веке». Конференция проводится девятый год подряд, со дня основания технического лицея при Тюменском нефтегазовом университете. Год аплодисменты друзей победители поднимаются на сцену за дипломами и тортами. Попал на этот праздник местного значения и ваш корреспондент. Впрочем, столь поспешное определение торжества пришлось пересмотреть после знакомств-. с юными дарованиями. Именно им предстоит возрождать науку и промышленность страны. Конечно же, это праздник российского значения. Одиннадцатиклассник Игорь Лукин — один из дипломантов конференции — подтверждает мои прогнозы.
— Мы вчетвером разработали программу для проверки знаний по английскому языку, — рассказывает лицеист. — Наша задача — чтобы оценка была объективной, а контрольную работу человек писал без волнения. В программе предусмотрены анекдоты, кроссворды, ребусы и сведения о стране изучаемого языка. Для проверки произношения внесено несколько песен на английском языке. В программу включены задания трех видов: грамматические, спеллинг- лексические и синтаксические. Неправильные ответы выделяются красным шрифтом. Отмечается время, затраченное на выполнение задания. Есть и рейтинговая система для повышения уровня мотивации. Она подталкивает учащегося заниматься лучше, чтобы перегнать своего виртуального соперника.
— Мы собираемся усовершенствовать эту программу, — дополняет Саша Куркин, второй из славной четверки соавторов. — Предусмотрена подпрограмма, которая будет называться «Teacher» (Учитель). И преподаватель сможет дополнять уроки программы своими заданиями…
Ну, и как вам наши питомцы? — не без гордости вопрошает директор лицея Галина Васильевна Сушинских.
Слов, как говорится, нет. Ваш корреспондент тут же от себя и от имени читателей высказывает горячее желание обзавестись лазерным диском для самосовершенствования в иностранных языках.
— Пока в продаже нашей программы нет, но обязательно будет, — утешают меня юные «ундер- вуды». И стоимость обещают сделать невысокой.
Знакомство с будущими учеными продолжается. После церемонии награждения не все дарования успели сбежать из зала, чтобы полакомиться сладкими призами. Не удалось поймать Машу Дорошеву, которую отметили за доклад о строении кристаллов, Олесю Жукову, изучающую зеленые насаждения Тюмени как основной элемент экологической инфраструктуры, Галю Шеуджен, которая выступала на конференции с двумя докладами. (Один был посвящен творчеству Тургенева, а другой … — атипичной пневмонии). Темы научного поиска неисчерпаемы. В секции «Основ безопасности жизнедеятельности, например, школьники изучают и возможность «автономного» существования в чрезвычайных ситуациях, и обязанности граждан страны при техногенных катастрофах, и проблемы терроризма в новом тысячелетии.
Миша Краснолобов рассказывает мне, как под руководством Светланы Николаевны Хромовой, разработал программу компьютерной разблокировки сотового телефона.
— При помощи программы, — безуспешно объясняет пожилому «лирику» юный «физик», — в соединении с компьютером можно менять в телефонах документированные параметры, которых просто так не изменишь — разблокировать сменить код, закачать новые мелодии, игры…
А Валера Семенов свою научную работу назвать таковой категорически отказывается. Хотя его труд уже обрел заказчиков. Скромный лицеист придумал систему удобного поиска и написал характеристику всех специальностей университета. Теперь на сайте института дополнительного образования ТюмГНГУ появится раздел, разработанный …школьником Можно ли после всего этого еще чему бы то ни было удивляться?
Впрочем, руководителю департамента науки ТюмГНГУ профессору Илье Моисеевичу Ковенскому все- таки удалось «добить» вашего корреспондента известием о том, что лучшие работы школьников будут опубликованы в научном сборнике Тюменского нефтегазового университета. Да уж! Нынешние детки не в куклы играют.
Светлана Викторовна Хохлова, заместитель директора лицея по научной работе, гордится своими питомцами:
— В этот раз в семи секциях, — рассказывает она — прозвучало 82 доклада. В конференции принимали участие юные литературоведы, психологи, языковеды, социологи, математики, физики, программисты, химики, экологи и биологи. Одновременно работал дискуссионный клуб.
Но ничего сверхъестественного в этих успехах преподаватель но усматривает.
— Вся специфика учебно-воспитательного процесса в лицее связана с организацией научно- исследовательской работы детей и развитием соответствующих качеств,- поясняет она.
— И какими же особенными качествами должен обладать будущий ученый?
— Целеустремленностью, например. Есть еще такие понятая, как эмоциональная и интеллектуальная рефлексия, иначе говоря, умение проанализировать себя.
Мы способствуем развитию у ребят качеств, направленных на самоопределение, самореализацию.
— Каков уровень школьных исследовательских работ?
— Очень разные работы, конечно. Но ребята стремятся к успеху, «горят», спорят. На заседаниях секций разворачивались нешуточные баталии. Есть работы, которые получат продолжение. Наиболее популярные секции — физики и информатики. Конференция выполняет не только научные задачи, но и помогает в профессиональной ориентации. Лицеисты определяются в интересах и соответственно выстраивают свою профессиональную траекторию. Многие наши выпускники учатся в аспирантуре, работают на кафедрах нефтегазового университета, где ими гордятся.
— Каково вам с тремястами вундеркиндов, с завтрашней научной элитой? Часто у них «шлея под мантию попадает?
— Дети есть дети. Тяжеловато, конечно. Но очень интересно. Все на свете знать невозможно, поэтому не только учишь, но и частенько у них учишься.
Путешествовал в «завтра» Леонид ТКАЧУК.