«Путешествие в завтрашний день» — газета Тюменская правда №79 от 29.04.04г.

В этом году она называлась «Наука и лицеист в XXI веке». Кон­ференция проводится девятый год подряд, со дня основания техни­ческого лицея при Тюменском неф­тегазовом университете. Год ап­лодисменты друзей победители поднимаются на сцену за дипло­мами и тортами. Попал на этот праздник местного значения и ваш корреспондент. Впрочем, столь поспешное определение торжества пришлось пересмотреть после зна­комств-. с юными дарованиями. Именно им предстоит возрождать науку и промышленность страны. Конечно же, это праздник россий­ского значения. Одиннадцатиклассник Игорь Лукин — один из дипломантов конференции — под­тверждает мои прогнозы.

— Мы вчетвером разработали программу для проверки знаний по английскому языку, — расска­зывает лицеист. — Наша задача — чтобы оценка была объективной, а контрольную работу человек пи­сал без волнения. В программе предусмотрены анекдоты, крос­сворды, ребусы и сведения о стра­не изучаемого языка. Для провер­ки произношения внесено несколь­ко песен на английском языке. В программу включены задания трех видов: грамматические, спеллинг- лексические и синтаксические. Неправильные ответы выделяют­ся красным шрифтом. Отмечает­ся время, затраченное на выпол­нение задания. Есть и рейтинго­вая система для повышения уров­ня мотивации. Она подталкивает учащегося заниматься лучше, что­бы перегнать своего виртуально­го соперника.

— Мы собираемся усовершен­ствовать эту программу, — допол­няет Саша Куркин, второй из слав­ной четверки соавторов. — Пре­дусмотрена подпрограмма, кото­рая будет называться «Teacher» (Учитель). И преподаватель смо­жет дополнять уроки программы своими заданиями…

Ну, и как вам наши питомцы? — не без гордости вопрошает ди­ректор лицея Галина Васильевна Сушинских.

Слов, как говорится, нет. Ваш корреспондент тут же от себя и от имени читателей высказывает го­рячее желание обзавестись ла­зерным диском для самосовер­шенствования в иностранных язы­ках.

— Пока в продаже нашей про­граммы нет, но обязательно бу­дет, — утешают меня юные «ундер- вуды». И стоимость обещают сде­лать невысокой.

Знакомство с будущими уче­ными продолжается. После цере­монии награждения не все даро­вания успели сбежать из зала, чтобы полакомиться сладкими при­зами. Не удалось поймать Машу Дорошеву, которую отметили за доклад о строении кристаллов, Олесю Жукову, изучающую зеле­ные насаждения Тюмени как основной элемент экологической ин­фраструктуры, Галю Шеуджен, ко­торая выступала на конференции с двумя докладами. (Один был посвящен творчеству Тургенева, а другой … — атипичной пневмонии). Темы научного поиска неисчерпа­емы. В секции «Основ безопасно­сти жизнедеятельности, напри­мер, школьники изучают и воз­можность «автономного» существо­вания в чрезвычайных ситуациях, и обязанности граждан страны при техногенных катастрофах, и проблемы терроризма в новом тысячелетии.

Миша Краснолобов рассказывает мне, как под руководством Светланы Николаевны Хромовой, разработал программу компьютерной разблокировки сотового телефона.

— При помощи программы, — безуспешно объясняет пожилому «лирику» юный «физик», — в соеди­нении с компьютером можно менять в телефонах документиро­ванные параметры, которых про­сто так не изменишь — разблокировать сменить код, закачать новые мелодии, игры…

А Валера Семенов свою науч­ную работу назвать таковой кате­горически отказывается. Хотя его труд уже обрел заказчиков. Скром­ный лицеист придумал систему удобного поиска и написал харак­теристику всех специальностей уни­верситета. Теперь на сайте инсти­тута дополнительного образования ТюмГНГУ появится раздел, разработанный …школьником Можно ли после всего этого еще чему бы то ни было удивляться?

Впрочем, руководителю департа­мента науки ТюмГНГУ профессору Илье Моисеевичу Ковенскому все- таки удалось «добить» вашего кор­респондента известием о том, что лучшие работы школьников будут опубликованы в научном сборнике Тюменского нефтегазового универ­ситета. Да уж! Нынешние детки не в куклы играют.

Светлана Викторовна Хохлова, заместитель директора лицея по научной работе, гордится своими питомцами:

— В этот раз в семи секциях, — рассказывает она — прозвучало 82 доклада. В конференции принимали участие юные литературоведы, психологи, языковеды, социо­логи, математики, физики, про­граммисты, химики, экологи и био­логи. Одновременно работал дис­куссионный клуб.

Но ничего сверхъестественно­го в этих успехах преподаватель но усматривает.

— Вся специфика учебно-воспитательного процесса в лицее связана с организацией научно- исследовательской работы детей и развитием соответствующих ка­честв,- поясняет она.

— И какими же особенными качествами должен обладать бу­дущий ученый?

— Целеустремленностью, на­пример. Есть еще такие понятая, как эмоциональная и интеллекту­альная рефлексия, иначе говоря, умение проанализировать себя.

Мы способствуем развитию у ре­бят качеств, направленных на са­моопределение, самореализацию.

— Каков уровень школьных ис­следовательских работ?

— Очень разные работы, ко­нечно. Но ребята стремятся к ус­пеху, «горят», спорят. На заседа­ниях секций разворачивались не­шуточные баталии. Есть работы, которые получат продолжение. Наиболее популярные секции — физики и информатики. Конфе­ренция выполняет не только науч­ные задачи, но и помогает в профессиональной ориентации. Лицеисты определяются в интересах и соответственно выстраивают свою профессиональную траекто­рию. Многие наши выпускники учатся в аспирантуре, работают на кафедрах нефтегазового уни­верситета, где ими гордятся.

— Каково вам с тремястами вундеркиндов, с завтрашней науч­ной элитой? Часто у них «шлея под мантию попадает?

— Дети есть дети. Тяжеловато, конечно. Но очень интересно. Все на свете знать невозможно, по­этому не только учишь, но и час­тенько у них учишься.

Путешествовал в «завтра» Леонид ТКАЧУК.