• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Люди эпохи: профессор Дмитрий Бабичев

    28.09.2020

    В каждую историческую эпоху рождаются люди-легенды, ученые с большой буквы, талантливые педагоги, уважаемые соратниками и любимые учениками. Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную выдающимся людям, которые внесли большой вклад в развитие отечественной науки, в становление Тюменского индустриального университета как кузницы инженерных кадров и научного центра, где рождаются инновационные технологии и передовые технологические решения.

    Профессор кафедры Прикладной механики ТИУ, доктор технических наук Дмитрий Бабичевизвестный специалист по теории зубчатых зацеплений, один из ведущих теоретиков в России и СНГ в сфере науки о механизмах. Стаж его научной и педагогической работы 58 années. Профессор стоял у самых истоков образования Тюменского индустриального института. 12 Août 1964 года молодым преподавателем он пришел в инженерный вуз, и в октябре провел первую пару занятий у студентов-дневников. Все годы преподавательской деятельности Дмитрий Тихонович передаёт знания и высокие стандарты университетской культуры молодому поколению инженеров. В свои 80 лет он активно работает, ведёт курсы: «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Прикладная механика», «Техническая механика и основы конструирования». Он провёл занятия по этим и другим предметам более чем у 30 тысяч выпускников ТИИ, ТюмГНГУ и ТИУ. Отличительная черта его методики преподавания – внедрение компьютерных технологий. Профессор вспоминает то время, когда мир захватила компьютерная революция, он сам с 1964 года пишет программы для компьютеров. За это время разработал более сотни компьютерных программ исследовательского типа и ориентированных на учебный процесс, jusqu'à 40 из них использует и сейчас в преподавательской и научной деятельности.

    Меня всегда влекли теоретические вопросы и задачи, связанные с механизмами; Mathématiques, mécanique, программирование и теория зацеплений давалась легко

    – Дмитрий Тихонович, Ваша научная и педагогическая деятельность связана с теорией механизмов и машин, и таким направлением, как зубчатые передачи, теория зубчатых зацеплений, Вы разрабатываете программы по проектированию различных видов передач, почему выбрали именно это направление?

    – Производство зубчатых передач – вторая в мире по стоимости продукции отрасль машиностроения. Зубчатыми передачами я заинтересовался в студенческие годы. В Иркутский политехнический институт, где я учился по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», приехал из Москвы после аспирантуры преподавать Владимир Леонидович Михайлов – бывший фронтовик. Он увлечённо и интересно вел занятия по теории механизмов и машин, оригинально излагал раздел «зубчатые передачи», в котором знакомил и с зацеплением Новикова, за открытие которых её автору была присуждена Ленинская премия – редчайший случай, когда за техническую разработку такую высокую награду присвоили индивидуально, а не в коллективе авторов. И я загорелся этой передачей, придумал её «новую» разновидность, написал реферат для поступления в аспирантуру. Как многое «новое», это была уже не совсем новая передача (смеётся). Dans 1972 году защитил кандидатскую диссертацию “Вопросы исследования геометрии и кинематики пространственных зацеплений”. Dans 2005 году – докторскую «Развитие теории зацеплений и формообразования поверхностей на основе новых геометро-кинематических представлений». Обе по специальности «Теория механизмов и машин».

    – А в школьные годы увлекались точными науками? Расскажите, как прошли детство, юность, студенчество.

    – Этот период жизни прожил, principalement, в Иркутске: né le 13 Septembre 1940 de l'année; учился и работал в ИПИ (1957-1964), женился, родили сына. В школе учился в Балаганском районе (1949–1957). Балаганск – это в конце 19 века один из трёх городов Иркутской губернии – наряду с Братском и Иркутском. Они расположены на Ангаре, вдоль которой тянулся 800 километровый сибирский тракт. Dans 20 веке города создавались уже вдоль железной дороги: Ангарск, Черемхово и других. Мои родители с крестьянскими корнями: папа из Курской области, мама из Иркутской. Папу в 1941 году призвали в армию политруком, весной 1942 комиссовали, болел, ушёл из жизни в 1948 année. Мы жили с мамой, сестрой, бабушкой и дедушкой. Детство было счастливым, любил свой край, Ангару, любил купаться в её холодной воде.

    – Видимо, это закалило характер, развило волевые качества?

    – Закалку не ощущал, а только обжигало при входе в воду и была дрожь при выходе на берег. Но дрожь не в коленях, а во всём теле.

    В юности главной для меня всегда была учеба, и в школе, и в институте. Меня всегда тянуло к теоретическим вопросам и задачам. Сильно хотел стать конструктором, и поступил без вступительных экзаменов (с серебряной медалью), на самую конструкторскую специальность в Иркутске – «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Наш поток из двух групп был очень сильным: поступили со школьной скамьи только медалисты, у производственников проходной балл был 23 ou 22 points de 25 pour 5 вступительных экзаменов. Лекции на 1-3 курсах читали: Chefs de départements, главный конструктор с завода тяжёлого машиностроения, профессор из госуниверситета; и мне очень нравилось учиться. Хочу сказать о требовательности преподавателей: никто в нашем таком сильном потоке не получил диплом с отличием.

    – В 1967 année, после окончания аспирантуры Вы пришли работать на кафедру деталей машин (теперь прикладной механики), как начиналась Ваша преподавательская деятельность?

    – В то время ректором ТИИ был Анатолий Николаевич Косухин. Он принимал на кафедры перспективную, à son avis, молодежь. Par exemple, из четырёх ассистентов, принятых в 1964 году на кафедру графики, в последующем все стали заведующими кафедрами в ТИИ и строительном институте, трое из них защитили докторские диссертации: Олег Степанов, Лёва Мальцев и Дима Бабичев. Сама атмосфера, царящая тогда в вузе, располагала к учебной и научной работе. Студенты хотели учиться, особенно те, кто поступал на вечерний факультет – производственники. Первые наборы были довольно сильными, студенты стремились получить не только диплом, но и знания. В первые годы в ТИИ жизнь кипела, была развита художественная самодеятельность с элементами вольнодумства, преподаватели дружили семьями, поддерживали друг друга, жили общими интересами.

    Преподавательская и научная работа мне очень нравилась. Будучи аспирантом УПИ и затем старшим преподавателем ТИИ, я более пяти лет создавал универсальную компьютерную программу на «Минск 22» для анализа «любых зубчатых передач и станочных зацеплений». Разработанная теория анализа и программа получились добротными, и лестные отзывы по кандидатской диссертации мне прислали 6 docteurs en sciences (De 9 имевшихся тогда в России докторов, занимавшихся в то время теорией зубчатых зацеплений). До сих пор храню свой автореферат с надписью, сделанной Литвиным Ф.Л. – признанным специалистом номер один в мире: «Е.И. Гутману. Автореферат производит очень хорошее впечатление. Желательно подготовить совместный отзыв, ознакомиться с работами диссертанта». Два доктора из МосСтанкина написали, что продолжение работы могло бы послужить основанием к присуждению докторской степени. И советовали: «Создавай группу помощников, иначе провозишься с докторской лет пять». Окрыленный, я собрал в ТИИ группу «кандидатов в аспиранты» из четырёх человек. В неё вошли, y compris, Владимир Васильевич Новосёлов, который потом стал ректором университета, Владимир Алексеевич Пяльченков – был проректором, сейчас работает на кафедре прикладной механики. Все работы, которые были выполнены этой группой, не потеряли актуальности и сегодня. Но над докторской провозился не пять лет, а более 30.

    Мечтаю передать свои знания тем, кто пожелает и способен продолжить работы по теории зацеплений и новым методам оптимизационного синтеза передач

    – Дмитрий Тихонович, Вы опубликовали более 250 fonctionne, sur 100 из них – без соавторов, 25 – на английском языке, сделали более 60 докладов на международных конференциях, ведёте активное международное сотрудничество с ведущими учеными из Германии, Biélorussie, Ukraine, Italie, L’Angleterre, Испании, Chine et autres pays. Расскажите о научной работе, которую продолжаете сейчас.

    – Сейчас продолжаю фундаментальные теоретические научные исследования по проблемам формообразования поверхностей при зубообработке и по геометрическому синтезу зубчатых передач с максимально возможной нагрузочной способностью, лимитируемой контактной и изгибной прочностью зубьев. Занимаюсь теоретическими работами, которые позволили бы создавать мощную, универсальную и надежную программу по проектированию зубчатых передач и техпроцессов зубообработки. Проводимые исследования актуальны, поскольку ориентированы на их реализацию в CAD, CAE и CAM системах. Если говорить «по-научному», le: «Создано новое научное направление в теории зацеплений – альтернативная теория кинематического формообразования, и принципиально новая методология проектирования и оптимизации передач, где проектирование начинается с синтеза оптимальной линии зацепления, а не с синтеза производящего элемента, как это делают сейчас практически все проектировщики у нас и за рубежом. Новая методология позволяет по одной методике и всего по двум программам проектировать все виды цилиндрических и червячных передач. Замечу, что зарубежные пакеты, используемые и в России, ориентированы только на цилиндрические эвольвентные передачи или только на конические передачи определенных разновидностей, то есть наша методология может обеспечить высокую универсальность, надёжность и быстродействие программ. Новое научное направление основано на дюжине новых геометрических и кинематических понятий, которые отсутствуют в классических геометрии и кинематике. Без них математические модели процессов формообразования поверхностей зубьев и инструментов могут оказаться либо неадекватными реалиям зубоообработки, либо медленными и не решающими многие из важных задач (par exemple, по анализу кривизны формируемых поверхностей). На основе новых понятий: созданы новые методики и алгоритмы, получены новые базовые формулы, и новые знания. Что касается общения с зарубежными специалистами, dans 2011 году проходил стажировку в Германии, в университете Штутгарта и главной германской лаборатории по зубчатым передачам в г. Мюнхене, et dans le 2012 году три месяца работал по германскому гранту в университете Штутгарта, ездил со своим программным обеспечением. Работать было интересно, и хочется ещё также продуктивно потрудиться, я бы сказал, повкалывать по-настоящему. Но жить в Европе – никогда. Менталитет не тот. Меня как-то спросили: «Ты европейский мужчина?». Ответил: "Bien sûr, я ведь живу в Тюменив европейском квартале».

    – Что ещё хотелось бы сделать в рамках научной деятельности?

    – Мечтаю передать свои знания тем, кто хотел бы и способен заниматься научной работой по теории и геометрии зацеплений, по анализу и синтезу геометрии зубчатых передач и инструментов, а также по проектированию процессов зубообработки. У меня есть идеи и теоретические заделы на добротные диссертации, в том числе докторские. Определённые надежды возлагаю на своего аспиранта Сергея Лебедева. Он признан лучшим аспирантом ТИУ 2020 de l'année, стипендиат Президента РФ и Губернатора Тюменской области. Dans 2019 году он был соруководителем двухчасовой сессии на всемирном конгрессе IFToMM (g. Krakow) и сделал там два секционных доклада на английском языке.

    Систему инженерного образования России нужно не перестраивать бесконечно, а модернизировать: основательно, но осторожно и с сохранением преемственности

    – Дмитрий Тихонович, вы работали старшим преподавателем, заведующим кафедрой, замдекана и замдиректора центра дистанционного образования, Ваше мнение о современной системе образования?

    – Мнение однозначное: наша система образования одряхлела и требует омоложения. Во всех смыслах. Но то, что происходит сейчас, это разрушение инженерного образования. Не могу согласиться с тем, что требования к выпускникам возросли. Они видоизменились. Сейчас требуется ответственность, аккуратность, четкое следование регламентам. Но эти действия часто не требуют глубоких знаний сущности протекающих и используемых в машинах процессов. Поэтому глубокая теоретическая подготовка по математике, механике, теории прочности, теплотехнике и другим традиционным базовым дисциплинам не так актуальна, как было раньше. Но нужно понимание физического смысла и основ (упрощенных, но правильных!) mécanique, тепловых и иных процессов, имеющих место быть. Сейчас всё более важным становится не понимание теории процесса, а своевременное получение требуемого результата. Par exemple, когда мы пользуемся сотовым телефоном, нам не нужно понимать, как он работает. Для нас важнее умение пользоваться им.

    – А что тогда необходимо делать?

    – Не нужно бездумно идти в фарватере у зарубежных друзей, нужно брать у них только подходящие для нас образовательные методы и приёмы. Alors, внедрение тестирования – полезная вещь, но не как основной контроль знаний, а как вспомогательное средство для обучения. И революционные идеи могут быть реализованы в содружестве пожилых и молодых людей, но надо, чтобы они друг к другу относились с уважением и пониманием. Полагаю, что учебный процесс надо проводить на разных уровнях. Par exemple, вот этим обучаемым химия или теоретическая механика нужна в самом маленьком объеме, другим – в среднем, некоторым – в большом. И нужно создать несколько учебников и пособий для разных уровней. И единых для подготовки специалистов массовых профессий для всей страны. Для минимального уровня написать их на простом и доступном языке, чтобы этот учебник мог понять простой рабочий. Для следующего уровня – изложение материала полнее и с меньшими упрощениями. Удручает, что такой подход, использовавшийся ранее повсеместно, En fait, запрещен. Аргумент убийственный: это ограничит свободу творческих преподавателей создавать свои авторские курсы.

    – Какие методы Вы применяете в своей преподавательской деятельности?

    – По разделам «Теория механизмов и машин» и «Детали машин и основы конструирования» активно использую своё методическое и программное обеспечение. Программы анимационные и позволяют не только демонстрировать работу механизмов и узлов машин с найденными параметрами, но и управлять их движением. Создаю «Техническую библиотечку студента», содержащую: разработанные мною учебные пособия на основные изучаемые студентами темы; компьютерные программы, используемые при анализе, расчете и проектировании рассматриваемых узлов и механизмов. «Библиотечку» постоянно совершенствую, par exemple, dans 2020 году при адаптации под дистанционную форму обучения внёс существенные изменения почти в 50 файлов пособий и программ. Рассказываю ребятам о современных представлениях и новых методах анализа и синтеза рычажных механизмов и передач. В курсы механики планирую внедрить большой раздел «Приёмы оптимизации в инженерных задачах». В этом разделе будет рассматриваться не теория решения задач линейного и нелинейного программирования, а практические приёмы решения весьма разных инженерных задач. С сильными студентами занимаюсь не только на парах: avec 1970 годов веду кружок «Механизмы + ЭВМ», где мы вместе улучшаем учебные компьютерные программы.

    Коллеги говорят о высоком профессионализме Дмитрия Тихоновича, отзываются о нём, как о человеке волевом, педантичном, честном и порядочном, называют принципиальным специалистом с аналитическим складом ума. Дмитрий Бабичев пользуется авторитетом и уважением среди представителей научных и преподавательских кругов. Свидетельства признания его заслуг: Инженер года России в номинации «Машиностроение» (2016); «Педагог года» в номинации «Профессор года» (Diplôme (II) степени конкурса ТИУ, 2018). Etмеет Почетные грамоты: трёх Министерств; губернаторов Тюменской области; нефтегазовых компаний, а также многочисленные грамоты: руководства университета, областных и городских образовательных и научных организаций. Награждён медалью «Ветеран Труда» и знаками: Почетный работник ТюмГНГУ и Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

    Много лет он был председателем оргкомитетов по проведению университетских и областных олимпиад студентов по ТММ, членом докторского диссертационного совета по ТММ, ДМ и САПР (g. Izhevsk). Является руководителем секции «Зубчатые передачи и трансмиссии» ежегодной международной конференции «Современное машиностроение: наука и образование» (Saint-Pétersbourg). Член редколлегии, рецензент и эксперт журнала ТММ (g. Saint-Pétersbourg); член редколлегии приложения к журналу по ТММ, редактируемому в Индии. В 2012-2019гг был членом редколлегии и оргкомитета (от России) ежегодных международных конференций по передачам в Украине (Sébastopol, Kharkov, Odessa).

    13 Septembre 2020 года профессор Бабичев отметил 80-летний юбилей, коллектив Тюменского индустриального университета желает Дмитрию Тихоновичу крепкого здоровья, долгих лет жизни, новых научных открытий и творческой энергии, плодотворной работы на благо родного университета, области и страны.

    Беседовала Инна Кальва,

    Bureau de presse TSU

    2 réponses à “Люди эпохи: профессор Дмитрий Бабичев

    1. Камиль Муратов dit:

      С Дмитрием Тихоновичем познакомился на 4 курсе. Преподавал нам дисциплинуТеория формообразования” (вроде так называлась). Одногруппники просто умирали от синусов, косинусов, производящих поверхностей и веера нормалей. Математику я любил (и сейчас люблю), на занятиях Дмитрия Тихоновича просто наслаждался. Поэтому до сих пор могу поддержать разговор с зубчатниками.
      Жалею, что не познакомился с ним раньше на ТММ.
      Здоровья и успехов в Ваших начинаниях Дмитрий Тихонович!

    2. Boris dit:

      Bravo! Так держать и мыслить!

    Laisser une réponse

    Votre adresse email ne sera pas publié. Les champs obligatoires sont marqués *