• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • «Люди, посвятившие себя науке»: социология и жизнь Марины Белоножко

    11.10.2021

    В Год науки и технологий Тюменский индустриальный университет рассказывает о своих ученых, занимающихся перспективными исследованиями и разработками. Сегодня наш собеседник и герой рубрики «Люди, посвятившие себя науке» — заведующая кафедрой Маркетинга и муниципального управления, Doktor der soziologischen Wissenschaften, профессор Марина Белоножко.

    Многие годы она занимается научным исследованием арктических территорий, входит в состав Международной экспертной группы по экологической ответственности в Арктике, руководит исследованием «Социальный и человеческий потенциал в условиях неоиндустриального развития Арктической зоны РФ», является заместителем председателя диссертационного совета по социологическим наукам в ТИУ и главным редактором рецензируемого журнала «Известия вузов. Soziologie. Wirtschaft. Политика».

    Марина Львовна, одна из важных тем Года науки и технологий – качество жизни. Понятие это многогранное и рассматривается в рамках многих научных дисциплин. С точки зрения социологии, какие показатели являются важными и определяют уровень благополучия людей?

    Качество жизни – Kategorie, Zuallererst, социологическая, но рассматривать ее отдельно просто не представляется возможным, столько всего в нее заложено. Есть объективные критерии, связанные с материальным положением людей, с социальными программами и выплатами, с природно-климатическими условиями, с качеством воздуха, Wasser, пищи и т. d. Есть и субъективные показатели, выражающие отношение самих людей к данным критериям. In der Regel, мы соизмеряем объективные и субъективные критерии для того, чтобы найти какую-то точку равновесия.

    Бытует мнение, что одним из главных показателей качества жизни является уровень заработной платы. Но если на этот показатель наслаивается, zum Beispiel, отсутствие учреждений здравоохранения и образования в регионе проживания, то высокий уровень заработной платы становится не таким важным. Все эти вещи очень условны. Поэтому качество жизниочень многогранное понятие, его нельзя, meiner Meinung nach, зафиксировать и, оттолкнувшись от него, идти дальше. Оно видоизменяется, зависит от многих факторов и составляющих.

    Послевоенное поколение говорило: wichtigsten, чтобы не было войны. Но в условиях сегодняшней жизни это уже не является важным показателем. Natürlich, когда где-то начинаются вооруженные конфликты, то начинаешь понимать ценность человеческой жизни. Но в повседневной реальности это понимание отходит на второй план, остаются лишь будничные проблемы – экономические, politische, социальные, культурные.

    По Вашему мнению, uченый-социолог может повлиять на условия жизнедеятельности человека?

    Повлиять социологи могут только в одном случае, если кто-то захочет их услышать. Zum Beispiel, мы много лет проводим социологические исследования на Ямале, но я не думаю, что правительству региона это важно. Исследования помогают высветить существующие проблемы, und heute, Leider, больше любят популизм, и в этой ситуации наши результаты становятся «неудобными».

    В свое время мы разрабатывали программу социально-экономического развития одного из северных городов до 2030 des Jahres. По техническому заданию нам нужно было сначала показать существующую ситуацию, а потом уже создать стратегию и дорожную карту. Мы написали порядка 300 Seiten, в итоге ее приняли, но «причесали» все цифры по существующей ситуации. А ведь мы пытаемся обратить внимание на то, что качество медицинского обслуживания на Ямале оставляет желать лучшего. Ja, там прекрасные дошкольные учреждения и школы, а вот медицина находится не в очень хорошем состоянии. Качество воды, качество пищи, цены на продукты – мы все это мониторим. При этом мы предлагаем прогнозировать развитие территории, используя виртуальный информационный полигон, куда можно включить весь спектр полученных данных и определить возможные сценарии развития и последствия их реализации. Это помогло бы избежать экспериментов на людях. Leider, Wörter: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» стали нормой нашей жизни. Поэтому изменить можно многое, если властные структуры будут прислушиваться к мнению социологов, использовать результаты многолетних исследований. Но сегодня это происходит очень редко.

    Под Вашим руководством команда кафедры активно работает над многими научными направлениями. Что уже сделано? Насколько тесно переплетаются наука и образовательный процесс?

    У нас большая кафедра – 45 человек и много направлений научной деятельности. Порядка восьми лет я с коллегами занимаюсь темой Арктики, кто-то занимается развитием малых территорий, кто-то – демографическими процессами, рынком труда, социальной политикой. В диссертационном совете у нас три направления: Soziologie des Managements, социология культуры и политическая социология. Мы реализуем 25 pädagogische Programme, не считая аспирантуры – это и реклама, и гостиничное дело, и конфликтология. В этом году мы впервые приняли студентов на направление подготовки «Публичная политика и социальные науки», набрали группу магистров по рекламе с преподаванием на английском языке. Это всё звенья одной цепи. У нас не может быть образования без науки, а науки без образования. Мы несем в аудитории все то, над чем мы работаем в научной сфере, поэтому на нашей кафедре и родилась идея создания, а затем и появилась арктическая магистратура. Сейчас мы немного от нее отошли, но все равно результаты оказались очень хорошие.

    К исследованиям кафедры мы обязательно привлекаем студентов. У нас есть выигранные гранты, в том числе грант Президента РФ. Мы выигрываем с ребятами конкурсы научных работ, наши обучающиеся печатаются и в Scopus, и в Web of Science. Verlegerische Tätigkeit, Man kann sagen, зашкаливает, когда мы сдаем отчет по науке, у нас показатели выполнены на 200-300 %. Мы издаем свой журнал, входящий в перечень ВАК, и очень надеемся, что с ним мы войдем в Scopus. У нас выходит очень много монографий и учебников. В этом году мы издали для магистрантов учебник по информационно-коммуникационным технологиям и тут же силами кафедры перевели его на английский язык для иностранных студентов.

    Aber, Natürlich, есть еще куда стремиться, и есть много идей, которые хотелось бы реализовать. Übrigens, на кафедре уже нет ассистентов, только доктора и кандидаты наук, всего три старших преподавателя, один из которых в скором времени выходит на защиту.

    Марина Львовна, Вы прошли большой профессиональный путь в сфере образования и науки, при этом на протяжении 20 лет совмещаете исследовательскую деятельность с руководством кафедрой и журналом, работой в диссертационном совете. Что помогает и дает силы?

    У меня есть понимание, что кафедра должна быть зоной комфорта для людей, которые на ней работают, поэтому у меня есть зона ответственности перед собой и перед людьми. Мне всегда хотелось создать такие условия, чтобы коллегам было хорошо работать рядом со мной. Я понимала, что хорошее отношениеэто важно, но нужна и возможность самореализации. Когда у человека есть возможность двигаться дальше, он не будет оглядываться в поисках другого места.

    Диссертационный совет у нас действует с 1999 des Jahres, тогда им руководила Клара Григорьевна Барбакова, а я была ученым секретарем. Когда встал вопрос о выборе председателя, Юрий Михайлович Конев, в итоге возглавивший совет, сказал мне: «Только с тобой вместе». Сегодня он, sicherlich, der Vorsitzende der, но вся организационная работа лежит на мне. Любую диссертацию я вычитываю и правлю сама, корректирую все требования. Это достаточно сложно, требует много сил, но диссертационный совет мне очень дорог. Его ценят и в экспертном совете ВАК, ведь это единственный за Уралом совет, который проводит защиту по социологии управления. И это накладывает на нас определенные обязательства.

    Я часто думаю: с каждым годом все интереснее работать. В последнее время столько инноваций, столько всего нового появляется, интересно быть частью этого созидательного движения с одной из крупнейших кафедр ТИУ. У кафедры были и трудные времена, когда мы набирали всего одну очную группу бакалавров. Сейчас мы набираем пять. Сегодня на кафедре реализуется 25 pädagogische Programme. В этом году к нам пришли 9 Doktoranden, причем двое после окончания нашей магистратуры, молодые еще ребята, а семь человек – это взрослые люди, уже занимающие серьезные должности и пришедшие к нам осознанно. И это тоже очень ценно. Вот ради этого я и живу, ради этого мне хочется продолжать делать то, что я люблю.

    Марина Львовна, что бы Вы хотели донести до своих учеников? Какие качества они должны выработать в себе, чтобы достичь успеха в профессии, в жизни?

    Я всегда говорю, что самое главное – научить их мыслить. Я никогда не просила заучивать никаких категорий, мне хотелось услышать от человека логически выстроенную мысль, это более ценно. Я пытаюсь разговаривать со всеми на равных, никогда не смотрю на студентов сверху вниз и останавливаю своих молодых доцентов, если замечаю это за ними. Для меня любой человек ценен сам по себе, und es spielt keine Rolle, «ботаник» ли он с великим IQ или хулиганистый, не очень желающий учиться студент. Достучаться можно до любого, с каждым можно вести диалог. Это я пытаюсь не только сделать сама, но и научить всех тех, кто моложе.

    Надо уважать друг друга, сострадать друг другу. Нужно понимать других, не только слушать, но и слышать людей. Sicherlich, это очень тяжело, weil, in der Regel, ко мне приходят со своими бедами, проблемами. Aber auf der anderen Seite, это же определенный уровень доверия, и это очень важно.

    Я горжусь успехами своей дочери Лидии Николаевны Белоножко, которая прошла весь путь молодого ученого. In 15 лет она поступила в университет, окончив экстерном школу, затем окончила бакалавриат, die Pre-Masters-Kurs, аспирантуру, защитилась, сейчас работает доцентом на нашей кафедре, преподает на английском языке, переводит учебники, Monographie, выиграла грант Президента РФ. Ради этого тоже стоит продолжать двигаться вперед.

    Что бы я хотела пожелать молодым людям – не останавливаться, идти вперед, искать какие-то другие пути, все время пытаться развиваться. Никто не поможет, если ты этого не будешь хотеть сам.

    – Es stellt sich heraus, что в какой-то степени и качество своей жизни человек может сам улучшить?

    – Main – не заниматься самообманом, а понимать: сделаешь правильный шаг, и качество твоей жизни начнет повышаться, сделаешь еще шаги твоя жизнь заиграет другими красками. Пусть не всё и не всегда, но многое зависит от самого человека.

    Беседовала Юлия Янушевичене,

    отдел медиа и внешних коммуникаций

    Hinterlasse eine Antwort

    Ihre e-Mail-Adresse wird nicht veröffentlicht. Erforderliche Felder sind markiert *