Магистерская программа «Автобизнес и безопасная эксплуатация систем транспорта» — современное обучение и вклад в свое развитие

27.07.2020

Образовательная программа магистратуры «Автобизнес и безопасная эксплуатация систем транспорта» по направлению 23.04.01 Технология транспортных процессов в Тюменском индустриальном университете – уникальная возможность получить бизнес-образование в сфере транспорта и диплом магистра. В направлении гармонично сочетаются сквозные транспортные технологии, благодаря которым выпускник способен реализовать себя практически в любой отрасли.

Программа реализуется в ТИУ с 2017 года, имеется очная (срок — 2 года) и заочная (срок — 2 года и 6 месяцев) формы обучения. В 2020 году планом приёма предусмотрено 30 мест – по 15 на очную и заочную форму обучения, а на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, могут рассчитывать 10 абитуриентов. Вид вступительных испытаний — тестирование.

Об актуальности, преимуществах и особенностях программы мы поговорили с её руководителем — к.т.н., доцентом ВАК по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» Сергеем Ярковым.

— Почему программа «Автобизнес и безопасная эксплуатация систем транспорта» так актуальна?

— Выйдите на улицу любого города и вы увидите автомобили, дороги, дорожную разметку, светофоры, ограждения! Или зайдите на территорию серьезного предприятия, и вы увидите грузовые автомобили, автобусы, специализированную технику и т.д., которые работают в заранее организованной технологической, логистической, правовой и экономической системах взаимоотношений различных участников рынка.

Приведу немного статистики.

Во-первых, в России более 50 млн автомобилей, при численности жителей около 146 млн человек, поэтому ёмкость автобизнеса и сопутствующих ему видов деятельности огромна и измеряется миллиардами рублей. Наши магистранты востребованы уже в процессе обучения и имеют хороший доход.

Во-вторых, в 2019 году в РФ в ДТП погибло 16900 человек, получили травмы — 210800 человек, что свидетельствует о необходимости организации безопасной эксплуатации систем транспорта как на коммерческом, так и на государственном уровнях. Учитывая масштабность и нерешенность проблемы, следует рост потребности государства и бизнеса в специалистах по безопасной эксплуатации систем транспорта.

В-третьих, количество автотранспорта постоянно увеличивается (средний уровень автомобилизации в РФ более 300 легковых автомобилей на 1000 человек), и мы с вами наблюдаем заторные явления, проблемы с парковками и общественным транспортом. Поэтому вопросы, связанные с транспортным планированием, моделированием движения транспорта и пешеходов,  проектированием схем организации дорожного движения с каждым годом становятся более актуальными для государственного управления в сфере транспорта.

Таким образом наши выпускники востребованы сейчас и будут востребованы в будущем, а также обеспечены  конкурентной заработной платой.

— А могут ли поступить на программу бакалавры или специалисты, окончившие другие, не транспортные направления или гуманитарии?

— Да, мы обучаем магистрантов на базе любого высшего образования, для этого предусмотрены адаптационные факультативные дисциплины. Нет отрасли, в которую не вошел бы транспорт, поэтому при составлении индивидуальной траектории обучения мы учитываем предыдущие знания магистранта. При таком подходе из них получаются востребованные узкие специалисты, которые могут работать на стыке направлений.

— Расскажите об учебном процессе в магистратуре.

— Материал образовательной программы лаконично структурирован в тематические модули. Всего их пять.

Первый — «Автобизнес»: в нем рассматривается деятельность предприятий автобизнеса, решение проблем и перспективы; бизнес-планирование и риски; управление проектами и менеджмент качества, предпринимательство; нормативно-правовая база и налоговое законодательство в транспорте; автострахование; технологии и технологические процессы в автобизнесе, решение изобретательских задач, интеллектуальная собственность и другое.

Второй модуль — «Безопасность на транспорте»: в нём рассматривается безопасность дорожного движения, транспортная безопасность; промышленная безопасность; экологическая безопасность; транспортные лаборатории; оценка последствий ДТП; деятельность контролирующих органов: службы ГИБДД, ЦАФАП, УГАДН, департамент дорожной инфраструктуры и транспорта и другое.

Третий — «Современные технологии в автобизнесе»: в нем рассматривается технологии перевозки пассажиров, грузов (в т.ч. негабарит, тяжеловесные, опасные), диспетчеризация, цифровизация; методы расчетов процессов на транспорте; транспортная логистика; склады, терминалы, доставка; международные перевозки, транспортно-экспедиционное обслуживание; взаимодействие различных видов транспорта, беспилотное управление; снижение эксплуатационных затрат на транспорте и другое.

Четвертый модуль — «Транспортное планирование»: он представляет собой проектирование схем организации движения; моделирование дорожного движения; интеллектуальные транспортные системы и программно-аппаратные комплексы; маршрутизацию; программы комплексного развития населенных пунктов, системы «Умный город» и другое.

Пятый модуль — «Экономика на транспорте»: в нем рассматривается экономика стратегий и модели автобизнеса; экономический анализ и оценка транспортной деятельности; основы бухгалтерского учета на автомобильном транспорте; поиск заказчиков услуг и работа с ними (в том числе CRM, автоворонки продаж, методы повышения конверсии сайтов и другое).

Ежегодно в процессе обучения магистранты разрабатывают и реализуют на практике собственный (или коллективный) проект в соответствии с личными предпочтениями и индивидуальной траекторией обучения. В процессе выполнения работы студенты перенимают практический опыт успешных специалистов и руководителей транспортной отрасли. Профессионализм будущего магистранта заключается в способности эффективной работы с соблюдением всех требований безопасности.

— Что вы можете сказать о преимуществах программы?

— Их много, я назову основные:

  • магистерская программа составлена совместно с практикующими профессионалами в сфере транспорта, которые привлечены к учебному процессу, поэтому выражена практическая направленность и решение актуальных производственных задач при обучении, имеется опыт реализации стартапов;
  • существует возможность выбора индивидуальной траектории обучения (дисциплины по выбору и выбор направлений проектных работ), каждую из которых курирую я;
  • наличие современного оборудования и программного обеспечения мирового уровня для реализации учебного процесса;
  • использование современных технологий обучений (проектный подход, принцип: изучил – применяй – внедряй, дистанционные технологии) наряду с классическими;
  • изучаемые сквозные технологии на транспорте позволяют реализовать широкие возможности для карьерного роста (бизнес, организации, государственные структуры) в любой отрасли и географическом положении.

— Какое оборудование и программное обеспечение предусмотрено программой?

— Для современного обучения магистрантов у нас имеется мобильная дорожная лаборатория (для осуществления локального сбора исходных данных о параметрах улично-дорожной сети и интенсивности движения, фотосъемка 180-360° с возможностью измерений), программное обеспечение PTV Vissim, Viswalk (Германия) и Aimsun (Испания) для имитационного 2D- и 3D-микромоделирования движения транспорта пешеходов; программное обеспечение AnyLogic (США) для поиска оптимальных решений на протяжении полного бизнес-цикла; программное обеспечение для имитационного макромоделирования PTV Visum (Германия) для транспортного планирования и логистики; программное обеспечение для оптимизации режимов работы светофорной сигнализации PTVVistro, Liza+ (Германия); программный комплекс для дорожных обследований Титул-2005 и множество другого оборудования и программных комплексов. К тому же у нас современное оснащение учебных аудиторий, а преподаватели, обучающие магистрантов, прошли необходимое обучение и сами активно участвуют транспортной жизни города, региона и РФ в целом путем выполнения реальных проектов.

— Где магистранты проходят практику и куда в дальнейшем могут трудоустроиться?

— Это один из моих любимых вопросов, потому что магистр нашей программы может реализовать свои умения во многих организациях. Давайте сначала рассмотрим укрупненно: это могут быть организации автобизнеса (или собственный бизнес), государственные, административные и контролирующие структуры, проектные и консалтинговые организации: экспертные центры, перевозчики и организации, эксплуатирующие технику.

Теперь давайте рассуждать более детально, к примеру, это могут быть организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. Интернет-бизнес в сфере транспорта. Грузовые и пассажирские автотранспортные предприятия, организации занимающиеся перевозками всех видов грузов (в том числе опасных, крупногабаритных грузов, эвакуация транспортных средств и др.), Международные перевозчики. Транспортно-экспедиционные и логистические компании. Стивидорные компании. Сюрвейерские и тальманские компании. Таможенные брокеры. Почтовые службы. Службы доставки грузов. Пассажирские автотранспортные предприятия, городские, пригородные, междугородние, международные перевозчики пассажиров. Автовокзалы, автостанции. Службы такси. Все организации, имеющие и эксплуатирующие автомобильный транспорт. Службы, отделы безопасности движения государственных и частных предприятий, имеющие собственный транспорт и транспортную инфраструктуру, автошколы, страховые компании, автосалоны, магазины запасных частей, станции технического обслуживания, автомойки. Торговые и транспортно-логистические организации, имеющие свой транспорт или нанимающие транспорт, производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем, специализированные интернет-порталы. Службы логистики производственных и торговых организаций, транспортно-экспедиционные предприятия и организации. Транспортные подразделения администраций городов и других муниципальных образований, ГИБДД, Управление государственного автодорожного надзора, Центры организации дорожного движения, автоподразделения пожарных частей, скорой помощи, полиции. Проектные институты, аналитические центры, консалтинговые организации в сфере транспортного планирования, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения. Этот список можно продолжать дальше. Очень важно, что изучение сквозных транспортных технологий дает возможность реализовать себя не только в транспортной, но и в других отраслях, и не ограничивает магистранта географически, так как системы транспорта есть везде.

В качестве примера назову несколько известных организаций, где работают выпускники, а обучающиеся проходили практику: подразделения ГК «Автоград», АО «ТПАТП-1», АО «Тобольское ПАТП», МКУ «Тюменьгортранс», Управление транспорта Главного управления строительства Тюменской области, Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени, Северо-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, УГИБДД УМВД России по Тюменской области; транспортные подразделения дочерних компаний ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть» и другие организации.

Почему эту специальность выбирают студенты, узнаем у них самих.

Иван Шацков (магистрант группы АБТмп-19-1): О данной программе я узнал еще во время обучения на бакалавриате. Так как мне интересна тема управленческих процессов в автомобильном бизнесе, я решил, что обязательно подам документы на это направление. Позже, разговаривая с администратором программы Вячеславом Морозовым, я выделил для себя две, на тот момент ключевые позиции: это  проектная деятельность и тесная связь с производственными организациями.

Для меня возможность решать существующие проблемы и попытаться внедрить свои решения в действующее производство — основополагающий момент при выборе места обучения.

 — Что больше всего Вам нравится в учебе? 

—  Хотелось бы отметить три особо положительных момента:

Индивидуальный подход к студентам. В начале обучения руководитель программы Сергей Ярков лично беседовал с каждым из нас, выявляя наши предпочтения. Позже были сформированы проектные группы, соответствующие нашим интересам. Такая деятельность способствует раскрытию потенциала студентов и даёт возможность научиться работать в команде.

Проектная деятельность. Это огромный плюс данного направления. Нам предлагается решить некоторые проблемы организаций, которые тесно сотрудничают с кафедрой. Во время выполнения проектов мы получаем всестороннюю поддержку руководителей, как от университета, так и от предприятий. То есть мы занимаемся реальными вещами, а не просто теоретизируем без практики. Плюс к этому у нас есть отличная возможность зарекомендовать себя и получить работу уже во время обучения.

Разноплановая специализация. Занятия условно можно разделить на такие направления, как автобизнес, управление безопасностью дорожного движения и моделирование систем транспорта. Плюс связующие предметы, затрагивающие каждое из этих направлений. Это повышает шансы найти именно свою сферу деятельности, к которой действительно лежит душа. Отмечу, что занятия проводят люди, являющиеся экспертами в своей области, имеющие большой производственный опыт. Кроме того, мы работаем с современными программами моделирования (Vissim, Anylogic и т.д.). Важно, что студенты никогда не остаются без помощи и имеют связь с руководителями чуть ли ни в любое время суток.

— Расскажите, как проходят ваши практические занятия?

— На практике мы всегда работаем с реальными цифрами, учимся анализировать и стараемся предлагать решения существующих проблем. Как я уже отмечал, имеется тесное сотрудничество с различными организациями и многие мои одногруппники, в том числе и я, стажируются или уже работают в них на постоянной основе.

— В какой профессии хотели бы себя реализовать или уже реализовываете?

— Мне хотелось бы реализовать себя в управленческом направлении в сфере автобизнеса. На данный момент я работаю в одном из дилерских центров ГК «Автоград». Считаю, что это одно из лучших мест для развития молодых, талантливых и активных людей. Безусловно, сотрудничество с организациями такого рода открывает для студентов широкие возможности при поиске места работы и дальнейшем карьерном росте.

Если вас заинтересовала программа, вы можете обратиться в Приёмную комиссию вуза: телефон — 8 800 700 57 71, e-mail: prikom@tyuiu.ru, адрес: г. Тюмень, ул. Республики, 47.

Подать документы можно в разделе «Подача заявлений о приеме онлайн».

Подробнее с правилами приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2020 году можно ознакомиться здесь.

Контакты:

Руководитель образовательной программы «Автобизнес и безопасная эксплуатация систем транспорта» — к.т.н., доцент Сергей Александрович Ярков.

Адрес: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, каб. 304, тел. 8 (912) 920-33-77.

Администратор образовательной программы — Вячеслав Валерьевич Морозов, тел. 8 (982) 943-59-40.

Электронная почта: transportx@yandex.ru.

Вступайте в группу ВКонтакте.

Справка: руководитель программы магистратуры «Автобизнес и безопасная эксплуатация систем транспорта» Сергей Ярков опубликовал более 60 научных работ, в том числе одну монографию. Победитель внутривузовского конкурса «Доцент года» в 2012 году. По итогам 2018 года стал лауреатом Тюменского областного межотраслевого конкурса «Инженер года» в номинации «Технология и проектирование» (отрасль «Транспорт и связь») и получил сертификат профессионального инженера Тюменской области.

Александра Чернышова,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *