Модернизация снегоболотохода студентами ТИУ – реальный пример успешного перехода вуза на индивидуальные образовательные траектории

22.09.2020

Проектная группа студентов и преподавателей Тюменского индустриального университета в рамках учебного процесса работает над созданием беспилотной аварийно-спасательной машины на основе снегоболотохода. Цель проекта — спасение жизни людей. Модель транспортного средства в реальную величину создают обучающиеся разных курсов и программ подготовки: «Машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров», «Автотранспортная мехатроника», «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование», а также руководители образовательных программ и представители профессорско-преподавательского состава Института транспорта. О дальнейшем развитии междисциплинарного проекта рассказал старший преподаватель кафедры Транспортные и технологические системы ТИУ Виктор Костырченко.

— Виктор Анатольевич, расскажите, как родилась идея проекта?

— Идея родилась после того, как НИПИ «Нефтегазпроект» передал нам настоящий снегоболотоход для учебных целей. На нём мы показываем обучающимся принципы работы конструкций: механического привода, ДВС, гусеничного движителя и других. Мы посовещались с руководителями образовательных программ и решили его модернизировать в аварийно-спасательную машину, а поскольку сейчас в тренде беспилотные машины, то добавили этот элемент. Поделились идеей со студентами, когда они увидели настоящую машину и поняли, что перед ними поставлена реальная задача, сначала были шокированы, но быстро загорелись идеей, начали принимать активное участие в проекте, предлагать собственные решения, идеи, как это можно реализовать. Сейчас у нас уже слаженная команда, и трансформация транспортного средства идёт полным ходом. То есть «фишка» этого проекта в том, что он, действительно, реальный, машина стоит у нас в корпусе, в одной из аудиторий, и ребята могут в любой момент поработать над проектом.

— В команде студенты с разных кафедр, каким образом она формировалась?

— Тренд всего Тюменского индустриального университета – переход на индивидуальные образовательные траектории. В учебный план была добавлена дисциплина «проектная деятельность», в рамках которой обучающиеся могли выбрать любой проект из общего банка проектов, поэтому у нас получилась такая коллаборация по направлениям. Я считаю, что это огромный плюс, и для преподавателей, и для студентов, так как ребята получают дополнительные компетенции. Например, мехатронные компоненты проектируют и мехатронщики, и студенты других направлений, которые никак с этим не связаны в рамках специальности. А те студенты, которые занимаются навесным тяжелым оборудованием, передают свои знания мехатронщикам, а потом те и другие учатся у будущих инженеров, которые проектируют общую базу для машины и её внешний вид, проводят все расчеты: прочностные, мощностные. Именно модель такого взаимодействия в междисциплинарных проектах с привлечением индустриальных партнеров я показал в нашем проекте, который называется «Междисциплинарные проекты, как основа укрепления проектной компоненты в инновационной модели образования «Индивидуальные образовательные траектории»». Он был представлен на XVII Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия».

— На конкурс было подано свыше 63 тысяч заявок из регионов России и из-за рубежа. В номинации «Мои открытые университеты» 628 участников, а в очный тур прошли всего 13 авторов со своими проектными идеями, одним из них были Вы, что значит для Вас победа?

— Для меня в конкурсе в первую очередь важна была не материальная составляющая, потому что самое большое денежное вознаграждение – 100 тысяч рублей. Главное — это сам факт того, что мы выиграли, заявили о себе, показали, что в Тюмени, в Тюменском индустриальном университете реализуются такие проекты. Проектные решения оценивали более 20 экспертов. В октябре, после того, как пройдет награждение, организаторы конкурса направят в администрацию Тюмени, а также в федеральные органы, информацию о проекте, о том, что он актуален и его нужно поддержать. Самый главный и большой приз для нас, это то, что о нашем проекте узнают представители бизнеса и органов власти.

— На какой стадии в настоящий момент находится проект?

— Уже спроектированы 3D-модели перевода транспортного средства – снегоболотохода «Пелец» на беспилотное управление. Сейчас нужно будет закупить необходимое оборудование, и в следующем семестре мы сможем приступить к этапу проведения испытаний, которые запланированы на май. В середине июня наш проект должен участвовать в защите проектов по дисциплине «проектная деятельность», где мы будем демонстрировать его наглядно. Планируем сделать небольшой полигон по его испытаниям. Снегоболотоход должен не только ездить, но и производить механические работы – копание, расчистка, тушение пожаров. Также в следующем семестре будем включать в проект студентов Института сервиса и отраслевого управления, нам нужен экономист, который бы посчитал целесообразность нашего проекта и эффективность. В целом, в этом году мы должны завершить проект.

— Где сконструированное транспортное средство будет использоваться в дальнейшем?

— На производстве подобные аварийно-спасательные машины необходимы для того, чтобы предотвращать участие персонала при ликвидации последствий аварий. Например, чтобы произвести расчистку, поиск пострадавших, потому что после пожара дом может продолжить разрушаться. Для того чтобы минимизировать человеческие затраты и предотвратить возможные жертвы и разрабатывается это устройство. Наш снегоболотоход в дальнейшем будет использоваться, в том числе, для выставочных целей. Например, на Дне открытых дверей абитуриенты смогут увидеть, что ТИУ занимается натурными образцами, разработками, которые потом можно внедрить в реальное производство, а не только на моделях или машинках.

Особенность проекта в том, что он относится именно к проектированию, не к конструированию, потому что готовых технических решений по переводу из обычного снегоболотохода в аварийно-спасательную машину, тем более беспилотную, на сегодняшний день нет. Нельзя купить набор деталей в магазине и просто установить их. Это всегда индивидуальные разработки, которые требуют именно индивидуальных решений для конкретной техники. Поэтому наши обучающиеся полностью разобрали снегоболотоход, выяснили, каким образом можно его перевести на беспилотное управление, спроектировали в 3D-модели, какие нам ещё нужны элементы, как их можно реализовать. И только потом им предстоит процесс конструирования. Нам важно показать, что в рамках учебного процесса у нас есть и тренинг-проекты, где все элементы уже известны, и будущие инженеры оттачивают мастерство по сборке, а главное для них – это дойти до желаемого результата. Но иногда мы идём от обратного – нам нужно дойти до результата своими методами, разработками, и мы придумываем технологии, чтобы создать совершенно новый продукт. И фишка проектной деятельности как раз в том, что в рамках изучения дисциплин обучающиеся изучают не вымышленные объекты и неизвестные детали, а то, что они могут применить уже сейчас, в своих проектах. В будущем это поможет им быстрее встроиться в реальное производство. Отмечу также, что кроме специальных дисциплин, где они подтверждают свои навыки и умения, есть софт-дисциплины, которые дополнительно формируют такие компетенции, как, например, основы ораторского мастерства, публичного выступления, чтобы ребята могли не только реализовать проект, но ещё и представить его на конкурсах, конференциях, грамотно осветить свои разработки.

Инна Кальва,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *