Молодые ученые ТИУ: любовь к науке Владислава Огая
09.06.2022
Портреты молодых ученых Тюменского индустриального университета – в рубрике «Твоя история успеха». О своих исследованиях и достижениях, о воспитании и пути в науке рассказал ассистент Центра проектного обучения Высшей инженерной школы EG Владислав Огай.
Досье ученого:
Владислав Александрович Огай – ассистент Центра проектного обучения ВИШ EG, ассистент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Института геологии и нефтедобычи, winner of the prize of the President of the RUSSIAN FEDERATION, гранта для преподавателей ПАО «НК «Роснефть». Has 3 патента и 2 свидетельства о госрегистрации программ для ЭВМ, author 11 Scientific articles, размещенных в базе цитирования SCOPUS и журналах, рекомендованных ВАК РФ.
– Какие свои достижения в науке считаете самыми важными?
– At the moment, I guess, создание стенда, методики исследования газожидкостных потоков с пенообразователем и соответствующие результаты исследовательской работы. Также организация и развитие международного исследовательского проекта по изучению свойств пен на водной основе. Путь был достаточно сложный и долгий, мы привлекали научные гранты, на конкурсной основе получали поддержку государства. In the end,, если говорить про стенд, то достаточно уникальное оборудование получилось, которое позволяет приблизиться к условиям скважины и исследовать пенный поток, отслеживать его ключевые параметры, интерпретировать результаты экспериментов и заниматься моделированием.
– Расскажите подробнее о теме своих научных исследований.
– Тема связана с разработкой газовых месторождений и добычей природного газа. В процессе эксплуатации газовой скважины образуется газожидкостная смесь, при этом не всегда энергии восходящего потока газа хватает, чтобы вынести на поверхность жидкую фазу. Она может накапливаться в стволе скважины, на забое, вести к остановке работы или выбытию скважины. В этом случае добывающие компании несут финансовые потери, возникает и еще целый ряд сопутствующих проблем. Изучение таких газожидкостных потоков и их моделирование и есть сфера моей научной деятельности.
Существуют различные технологии, которые улучшают условия эксплуатации данных скважин. Одна из них – использование реагентов, которые позволяют вспенить поток, понизить плотность газожидкостной смеси. Процесс моделирования этого пенного потока – достаточно интересная и непростая тема. В условиях скважины жидкость может иметь различный состав, объёмный расход, скорости газа тоже могут быть разными, как и термобарические условия – это все влияет на образующуюся пену и на свойства потока. Эти процессы мы также изучаем и занимаемся оптимизацией процесса закачки пенообразователя. Я говорю «мы», имея в виду наш научно-исследовательский коллектив, t.. любое исследование не делается в одиночку.
– В чем актуальность Вашей научной темы?
– Problem, которую мы рассматриваем, возникает почти на каждом газовом месторождении в определенный момент времени. Особенно актуально это для месторождений завершающей стадии разработки. In Russia, в Западной Сибири очень много таких газовых гигантов, которые активно с этой проблемой сталкиваются. Речь идет о сотнях или даже тысячах скважин, поэтому тема достаточно актуальна.
– Какого результата научных исследований хотите добиться?
– Мы получили финансовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований и Тюменской области (проект № 20-41-720002, theme “Теоретическое и экспериментальное исследование восходящего газожидкостного потока в вертикальных каналах применительно к решению прикладных задач нефтегазовой отрасли”). Сейчас мы работаем в рамках гранта от РФФИ, идет второй этап, готовится третий. Планируется завершение цикла наших уникальных экспериментальных исследований по измерению ключевых характеристик пенного потока, including, измерению фазовых соотношений за счет модуля отсекания потока, который был разработан и используется. Accordingly,, все это должно позволить нам смоделировать пенный поток, создать более точные модели прогнозирования фазового соотношению и перепада давления в стволе скважины. Это позволит сделать процесс эксплуатации скважин с пенообразователем более эффективным, добывать больше газа и экономить на реагентах.
And of course, для меня важно сейчас защитить кандидатскую диссертацию, а дальше посмотрим.
– Сразу ли нашли свою тему в науке?
– На третьем курсе я познакомился с доцентом кафедры РЭНГМ Алексеем Васильевичем Саранчой, который занимался анализом проблем эксплуатации обводняющихся скважин. Он посоветовал мне литературу, которую я начал изучать, и где-то около года я посвятил анализу проблемы, изучению технологий, опыту реализации отечественных и зарубежных проектов. Позже меня заинтересовала тема, связанная с использованием пенообразователей, данная технология показалась мне эффективным решением проблемы. Далее я начал заниматься организацией исследований в данном направлении, а затем и самими исследованиями, прошло около пяти лет.
– Насколько важен слаженный тандем с научным руководителем?
– Of course, very important. Когда мы с моим одногруппником, Азаматом Хабибуллиным, только начинали заниматься данной темой, нас поддержал Антон Юрьевич Юшков, доцент кафедры РЭНГМ и старший менеджер Тюменского нефтяного научного центра. Он смог нас направить, передать специфику отрасли, knowledge, methods, идеи. Позже уже нам предложил заняться совместным исследовательским проектом профессор нашей кафедры, доктор физ.-мат. наук Наиль Габсалямович Мусакаев. Под его руководством я планирую защищать диссертацию. Эти люди передают свой опыт, который исчисляется даже не годами, а десятилетиями, свои знания в отрасли, in science, и это очень важно для студентов, graduate students. Ведь самому в чем-то качественно разобраться сложно, почти нереально. Большую роль играет и поддержка руководства университета. Особенно хотелось бы поблагодарить ректора Веронику Васильевну Ефремову и заведующего кафедрой РЭНГМ Сергея Ивановича Грачёва.
– Насколько воспитание в семье определило путь в науке?
– Родителям было важно, как я учусь, какие успехи делаю, они всегда поддерживали меня морально и материально. Я благодарен им за это. Мама педагог по образованию, она привила мне чувство ответственности и понимание того, что важно учиться, чтобы чего-то добиться. Любовь к физике и математике – это больше от отца. В школе учителя были хорошие, with 10 класса я учился в специализированном Роснефть-классе в Находке, успешно участвовал в олимпиадах. Think, всё это предопределило склонность к изучению научной тематики.
– Какие качества важны для молодого ученого?
– Если говорить про характер, то дисциплинированность, упорство, sense of responsibility. Важна тяга, желание. Если тебе тема интересна, то будешь изучать ее, искать возможности проявить себя, много работать. Of course, бывают трудности и неудачи, но если ты понимаешь, к чему идешь, то преодолеваешь их и просто работаешь дальше.
– Какой совет Вы бы дали себе – первокурснику?
– В любом случае нужно быть активным, самостоятельно изучать книги, Article, участвовать в мероприятиях, которые помогают профессиональному и личностному развитию. Браться за проекты, проявлять лидерские качества и работать в команде, это многому учит, в том числе ответственности. И еще стараться заглянуть в будущее, важно понимать, какие навыки и компетенции тебе понадобятся, for example, through 5 years, и создавать себе почву уже сейчас.
– Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?
– Могу порекомендовать несколько последних работ, написанных нашим научным коллективом. Их можно прочитать, перейдя по ссылкам:
Proceedings of higher educational institutions. Oil and gas. # 4, 2020
E3S Web of Conferences 266, 01014 (2021)
Беседовала Юлия Янушевичене,
отдел медиа и внешних коммуникаций
Leave a Reply