Наука молодая: перспективный ученый и талантливый преподаватель Иван Синцов

27.01.2017

Имена учеников доцента кафедры «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» Института геологии и нефтегазодобычи ТИУ Ивана Синцова известны не только в Тюменской области, но и в России.

Об учениках

За 8 лет работы в вузе Иван Алексеевич «вырастил» целую плеяду талантливых и перспективных молодых ученых. Его «звездочки» становятся победителями всероссийских и международных конференций и конкурсов, таких как У.М.Н.И.К, Международного инженерного чемпионата «Case-in», IV научно-практической конференции, посвященной 20-летию «КогалымНИПИнефть», Российской нефтегазовой технической конференции и выставки SPE,  грантообладателями и именными стипендиатами ведущих транснациональных корпораций. Например, в 2015 году одна из его учениц Анна Евдокимова стала обладательницей международного гранта Мирового нефтяного совета.

Иван Синцов является также сотрудником  АО «ВНИИнефть – Западная Сибирь», поэтому имеет не только педагогический, но и производственный опыт, что является огромным преимуществом при подготовке будущих сотрудников предприятий ТЭК.

«Я выбрал специальность, связанную с доминирующей в нашем регионе отраслью»

Иван Синцов — первый нефтяник и первый ученый в своей семье. Среди его ближайших родственников и окружения не было ни одного человека с высшим образованием, поэтому на момент поступления он даже не имел четкого представления, что такое университет.

«На выбор моей будущей профессии повлияла информационная среда и, возможно, тот факт, что подготовительные курсы к ЕГЭ по физике проходили в шестом корпусе ТюмГНГУ (сейчас ТИУ). Поэтому с вузом особых раздумий не было, а специальность со своими баллами я мог выбрать любую, поэтому выбрал ту, что связана с отраслью, которая доминирует в нашем регионе», — рассказывает Иван Алексеевич.

В первые годы учебы в вузе, интерес к науке будущий ученый не проявлял, потому как понимания, что представляет собой наука – не было.

«В мои школьные годы не было ничего, что могло хоть как-то приобщить к этому понятию, по крайней мере, никаких бесплатных кружков по развитию научно-технического творчества на тот момент не существовало. Одним из любимых предметов в школе было черчение, которое вел директор школы Александр Сергеевич Смоловик. Поэтому на городских олимпиадах по черчению мне удалось один раз занять первое место», — вспоминает Иван Синцов.

Первые шаги по пути «Наука»

Первые шаги в научную деятельность у студента Ивана Синцова связаны с Виктором Ивановичем Леоновым, под руководством которого был организован кружок СтудНАЦ, однако Виктор Иванович скоропостижно скончался. На четвертом курсе с ребятами начал заниматься  Михаил Львович Карнаухов,  впоследствии он стал научным руководителем молодого человека в аспирантуре.

«С ним мы не всегда находили общий язык, но к нему всегда можно было прийти любому человеку и проконсультироваться. После объединения кафедр «Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений» и «Разработка и эксплуатация газовых и газоконденсатных месторождений» большую роль сыграл Сергей Иванович Грачев, который помог уже на этапе защиты кандидатской диссертации, — рассказывает Иван Синцов. — Сергей Иванович также всегда поддерживал наши инициативы по участию в конференциях. Среди моих успехов можно отметить, разве что, второе место на конференции и выставке SPE по разведке и добыче в секции аспирантов и второе место на конференции «Нефтегазовые горизонты» в РГУ, однако на тот момент и этот небольшой успех считался чуть ли не прорывом. В дальнейшем уже мои подопечные неоднократно повторяли и превосходили мои результаты».

«Я за многослойное образование»…

Во время обучения в аспирантуре Иван Синцов активно занимался областью гидродинамических исследований, однако сейчас его круг интересов расширился. Ему интересно гидродинамическое моделирование, методы увеличения нефтеотдачи и конденсатоотдачи, разработка нефтяных, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных пластов. За время преподавательской деятельности в разные годы он вел более 15 различных дисциплин, проводил не только практические и лабораторные работы, но и выступал в качестве лектора.

«Это было сложно, поскольку практически каждый семестр нужно было осваивать новую дисциплину, на ходу разрабатывать программу и практический материал к ней. Только в последние годы за мной были закреплены постоянные дисциплины. Однако это позволило существенно расширить кругозор в рамках своей специальности, что в свою очередь вылилось в создание «хардкор-курса», где в течение шести месяцев студенты осваивают все основные специальные предметы по «Разработке месторождений…»», — говорит Иван Синцов.

Данный курс изначально задумывался для студентов 1-3 курса и сейчас реализован именно для них. Изначально этот курс возник из-за проблемы, которая заключалась в том, что студенты на начальных курсах еще не имеют необходимых знаний, чтобы заняться научной работой, однако некоторые очень хотят. В целом этот курс вписывается в понимание многослойного образования Ивана Алексеевича Синцова. Когда вначале студенты достаточно кратко знакомятся со всеми предметами, с которыми им придется столкнуться в дальнейшем, ближе знакомятся со своей специальностью, понимают взаимосвязи между отдельными дисциплинами и их логическую последовательность. В дальнейшем в рамках основного обучения они могут изучить каждую дисциплину более детально.

По мнению Ивана Синцова в работе со студентами главное — их желание чем-то заниматься. Сейчас он «отслеживает» студентов еще с момента поступления в вуз, хотя баллы ЕГЭ далеко не всегда показательны. Особое внимание обращает на тех, кому удалось пройти «хардкор-курс», поскольку по статистике его проходят до конца не более 20-30%. Среди своих учеников молодой ученый выделяет самых активных, которые добились результатов в науке и учебе за последнее время. Это Дмитрий Остапчук, Оксана Трухина, Гузель Фахртдинова, Мария Романова, Анна Евдокимова, Наталья Полякова, Рустам Ахунов, Анастасия Иноземцева, Владлена Полякова и Александра Швецова.

О том, как рождаются идеи

«Каждая научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельный проект. Во многих случаях приходится браться за вопросы, в которых сам разбираешься в недостаточной степени и учиться вместе со студентами, — говорит Иван Синцов. — Когда начинаешь глубже погружаться в какой-либо вопрос, видишь те проблемы, которые требуют большей проработки, именно в этих направлениях мы и двигаемся. Однако чтобы студенты могли самореализоваться, иногда приходится уходить в области далеко за пределы своей специальности».

Только за последние полтора года ученики Ивана Синцова приняли участие приблизительно в 25 мероприятиях различного уровня, при этом в 14 из них занимали призовые места, становились лауреатами или выигрывали гранты.

«Среди наиболее ярких и интересных событий в 2016 году стала победа в чемпионате по решению кейсов в сфере ТЭК «Case-in», где в лиге «Нефтегазовое дело» нам удалось обойти соперников из всех ведущих  нефтегазовых вузов страны. Чемпионат хорош тем, что изначально все студенты находятся в равных условиях, а в жюри приглашаются люди не связанные с вузами, что позволяет получить более объективную оценку. При выступлении же на конференциях много субъективных факторов», — отмечает Иван Синцов.

Свое будущее молодой ученый и талантливый преподаватель всегда видит многовариантным, ведь по большей части оно будет зависеть не только от него самого, но и от внешних факторов. Одним из вариантов дальнейшего развития событий он рассматривает сосредоточение на научно-педагогической деятельности и написание докторской диссертации.

Другим вариантом событий является сосредоточение на инженерной деятельности с развитием управленческих навыков и выстраивание карьеры в рамках нефтегазовой компании.

Об образовании будущего

«Если говорить о педагогической работе, то здесь у меня есть свое видение образования будущего, о котором хотелось бы рассказать. Я думаю, что в будущем не должно быть отдельных дисциплин как таковых,  но должны быть специальности, которые студенты хотят получать. Каждая дисциплина представляет собой набор тем, при этом темы в рамках нескольких дисциплин могут пересекаться друг другом, а другие темы вообще не изучаться в силу неопределенности, к какой дисциплине та или иная тема должна относиться. Таким образом, из каждой дисциплины можно будет вычленить те темы, которая она должна изучать. Из получившегося множества тем можно будет выстроить генеральную линию, а остальное отнести к облаку побочных тем.

В генеральной линии должна быть четкая логическая и последовательная структура, чтобы имея базу знаний, полученных в школе, студент мог продолжать развитие без обращения к дополнительным источникам. На сегодняшний момент к генеральной линии можно отнести около 50% дисциплин, что преподаются в рамках специальности. Облако же побочных тем должно быть гораздо шире, из этого облака студент должен сам выбирать темы, которые он считает необходимыми. Для снижения влияния человеческого фактора, необходимо переходить к такой форме обучения, где 70% материала будет осваиваться дистанционно и 30% — очно. Под дистанционным образованием в первую очередь понимаются видео-лекции и виртуальные лабораторные работы. Роль преподавателей в таком случае сводится к предоставлению актуальной информации, то есть к лекциям о последних веяниях и открытиях, а также к индивидуальной работе со студентами», — рассказывает Иван Алексеевич.

По его мнению, такой подход может позволить уйти от нормированного времени обучения и позволит талантливым студентам либо сокращать срок обучения, либо проходить сразу несколько генеральных линий и получать несколько специализаций. К тому же, имея такую возможность, студент может выстроить собственную генеральную линию для специальности, которой может еще не существовать.

О свободном времени, которого практически нет

На хобби у Ивана Алексеевича Синцова в последнее время времени не остается, в особенности после рождения второго ребенка. Но как он сам говорит, «у меня есть две работы, поэтому в университете я отдыхаю от инженерной деятельности, а в НИИ я отдыхаю от преподавательской. Для меня очень важным принципом является справедливость. Ну и в любом деле, которым я занимаюсь, мне важно, чтобы было весело, а весело может быть, если не относиться слишком серьезно ко всему происходящему».

Беседовала Инна Кальва,

отдел по информационной политике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *