• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • RESEARCH INSTITUTE for the history of science and technology of Zauralie

    The RESEARCH INSTITUTE is organized in 1998 g. as a structural unit Tsogu (Order Part No. 116 from 8 April 1998 г.). В состав НИИ входит музей истории естествознания и техники Зауралья.

    Музей истории естествознания и техники Зауралья

    Музей истории естествознания и техники Зауралья ‒ единственное подобного рода учреждение на обширном пространстве от Урала до Дальнего Востока. It performs an important role in educational activities and contributes to a significant increase in the University's image in regional, Russian and international scale. Specialization of the Museum-natural-historical, scientific and technical. She fits the profile of the University and illuminates the unknown, little researched pages in the history of science and technology in the region, associated with the history of the country as a whole.

    The Museum began in 1965 g. with the formation of geological-mineralogical Department experts and connoisseurs of minerals and paleontological Antiquities professors and. In. Lebedev, In. To. Yermakou and. (E). Kapylou as educational laboratory of the Department of Mineralogy and petrography. Official status acquired by the Museum in 1976 g. (Order of the Ministry of higher and secondary education of the RSFSR No. 199 from 30. 04.1976 г.). In 1983 g. on the initiative of Professor v. e.. Kopylova, then-Rector of industrial Institute, Museum of the history of science and technology of Zauralie. From June 1992 g. the Museum is included in the composition of the International Council of museums (Russian National Committee, scientific section u2012tehničeskih museums). In 1995 g. merged the two museums: geological-mineralogical and the history of science and technology of Zauralie (The general situation about the Museum of the history of science and technology of Zauralie, geological Museum, approved 04. 03. 1995 g. N. N. He, Rector Tsogu.). By the decision of Scientific Council of TII a museum bears the name of the great scientist and Siberian. Mendeleev.

    According to the memoirs of the first Pro-Rector for academic and scientific work of the Tyumen industrial Institute (TII – first name high school) Prof. In. To. Ermakova began all so: ” On the curriculum needed collection, they began to collect. Every year we sent expeditions to one or another area of the country. The geography of these expeditions – Ural, Siberia, Far East…” It is thanks to the scientists-enthusiasts, as well as students, private donors was a unique collection of minerals, rocks and fossils from all over the country, in the first place – from West Siberia and the Tyumen region. The collection consists of about 20 th. samples, devices and objects of geological prospecting.

    Followed by a wealth of geological-mineralogical collection in. (E). Kapylou, Prof., doctor of technical sciences, the collection was formed of rare antiquities to the history of technology of the 17TH-20TH centuries, materials about the life and work of great scientists, engineers and entrepreneurs, its fate associated with Zaural′em. Acquisition of scientific and technological objects of the Museum was carried out in the Tyumen region, on the territory of Russia and abroad. A large part of them – rarities.

    Here's how reminisces about the Museum's science and technology Prof. In. (E). Kopylov: “The idea of the need for a Museum of the history of science and technology of Zauralie appeared, then the Rector of the Tyumen industrial Institute, After an interview with applicants. As it turned out, prospective students had no idea about the great engineers and scientists of our country, on their academic achievements, on industrial development of Tyumen in times past…” From the memoirs of the founders of the Museum is defined by the main purpose of the Museum – become effective, clear, a tangible tool in the learning process and in the education of future engineers patriotic feelings. Selected specialization Museum found itself in demand not only applicants, students, But residents, guests of the city, including many foreign, as evidenced by the numerous references in the books of visitors.

    Exposition and exhibition activities of the Museum. The Museum has 680 sq. m. squares, Exposition is located in 10 the halls at 630 kV. m. and consists of ten sections: geological-mineralogical, “History of science and technology, XVII-XIX centuries.“, “History of Western Siberia. Industrial and technical mastery of the edges in the 17th-19th centuries.”, “D.i. Mendeleev – A genius and a citizen of Russia”, “History of radio, television and communication”, “History of optics, stereoscopy and sound recordings”, “The history of the farm and agricultural machinery of Western Siberia”, “History of the discovery of oil and gas in the Western Siberian region”, “History of aviation, space, motoro- and rocket”, “History of the Tyumen industrial Institute-State oil and gas University «top».

    Content exposure. The exposition of the Museum was built, taking into account the unexplored facts history of technology, focus on showing the most significant events of the edge, Siberia, Russia in the scientific, technical and industrial, reflect the role of eminent scientists, engineers, entrepreneurs, are our countrymen. Among them is the inventor of the radio and. With. Popov; the developer of the famous “Four tables” Professor in. M. Bradis; the creator of icebreaker Russia-Chief Designer and. (E). Carriers; Dr. In. (A). Small, one of the creators of the world's first nuclear power plant in Obninsk and unique fuel elements (TVEL-s), the most important sites in the nuclear reactor 1954 г.; Nobel Laureate f. And. Alferov, who spent his childhood and youth in our area – Turinske, Developer geterolazera based on a complex three-part of the semiconductor and MN. etc.

    In the Museum there are permanent and temporary exhibitions.

    Scientific and stock work. The Museum Fund numbers 43782 u. XP., including. 31381 u. XP. the core fund, 12401 u. XP. scientific-auxiliary Fund, 1796 items placed on accounting in connection with the, that their acquisition of expended University. Systematic acquisition of replenished collection of rarities: fonografy 1890 g. and 1910 г., Radio 1-St class “Minsk-55” 1955 year of release, termoèlektroge-nerator TGC-3 50-IES of the twentieth century., collection of mineral stellerit, etc. The Museum collection is completed through the annual expeditions, one-time trips, purchases from collectors, in antique shops, as well as gifts of students, teachers, former Alumni, regional specialists, journalists and residents of the city, field. Through the graduate Part and. In. Non-living, the Technical Director of JSC “Tyumen motor”, and Rector in August. In. N

    ovoselovu the most significant arrival in 2010 g. become a donation 8 unique engines for missiles “MOSKIT”, complex s-300 aircraft and engines, which produced Tûmenskim motor factory.

    Public party at the Museum. In the course of 7 years with research institutes and public works museum group from 27 permanent members, its activities are organized in the form of Club “Tyumen starina”, headed by Mr. Antuf′evoj. L., a former research fellow at the RESEARCH INSTITUTE. The members of the Council are essential participants and helpers many museum events, spend annually on 7-8 Special meetings on various topics, publish compilations of their scientific works.

    Museum attendance. The Museum is open 5 days per week (except Saturday and Sunday) with 9 h. up to 18 h. for all visitors: lyceum students, students, teachers, employees of the University and other educational institutions, as well as school children, children from kindergartens, orphanages and other residents and visitors, field, including large groups of tourists, business people, including. – visiting heads of State authorities, famous scientific and public figures, foreign delegations. The Museum actively participated in 2006-2010 Gg. in the competition Part of patriotic education “Raise the Patriots of Russia”, dedicated to the 65-th anniversary of victory in the great patriotic war 1941-1945 Gg., finishing in 1 St place in one of the nominations. The Museum has occupied 3 place in the all-Russian competition of institutions of vocational education for the best work of the Museum, held by the Ministry of education and science of the Russian Federation (2011 г.). The number of Museum visitors in 2009 g. – 4671 Pax., including. excursion service covered 2692 Pax. (135 excursions); in 2010 g. – 5249 visitors, including. conducted tours for 2205 Pax. (111 excursions); in 2011 g. – 5 823 Pax. (83 excursions); in 2012 g. – 925 Pax (54 excursions).

    Scientific dissemination activities. In order to promote scientific research Institute and Museum, exhibitions and unique collections in 2001 g. booklet “Research Institute for the history of science and technology of Zauralie” Edition 500 copies., includes material about the Museum (subject 6 lecture programmes, 2-x excursion routes and 9 exhibitions); wall calendars with a picture of the most unique items at 2001, circulation – 500 copies. and on the 2007 г., dedicated to the 50 anniversary of Tsogu, circulation – 300 copies. Information about the Museum included in the guidebook "Tyumen and suburb-2008». The Museum carried out a series of broadcasts from radio stations of Yamalo-Nenets Okrug, Russian tv “Region-Tumen”, Junior available Tsogu “Student quarter” Using exposure, exhibitions and unique items.

    The museum works closely with structural divisions Tsogu, being an active Assistant in many cases high school, regional and municipal authorities, many organizations, other institutions of higher education, many museums, which often use objects MINTZ in its exhibitions and events, enterprises, tourist firms, urban and regional newspapers and magazines, including all-Russia. A great gift to the 45 anniversary of the Museum was the publication “History of technology at the Museum of the Siberian University” (page. 56-64) in the all-Russian magazine “MUSEUM” in no. 3 for 2010 g.

    In 2011 g. V.e. Kopylov, collective RESEARCH INSTITUTE and Museum were awarded the Jubilee medal in honour of the 175 anniversary of the birth of D. I. Mendeleev. In 2011 g. passed the competition agencies of vocational education at all levels for a better appearance and activities of the Museum, academic Cabinet history, the audience to reflect on the most important events in the history of Russia and the region. The Organizing Committee received 206 applications from 63 regions of Russia. Музею была присуждена третья премия.

• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • НИИ Истории науки и техники Зауралья

    /media/photos/2013/04_10/kopylov.jpg

     НИИ Истории науки и техники Зауралья (НИИ ИНТЗ)

     Директор — д.т.н., проф., заслуженный деятель науки и техники РФ Копылов Виктор Ефимович, Почетный гражданин города Тюмени.

    НИИ организован в 1998 г. как структурное подразделение ТюмГНГУ (Приказ ТюмГНГУ № 116 от 8 апреля 1998 г.).  В состав НИИ входит музей Истории науки и техники Зауралья

    Музей истории науки и техники Зауралья (МИНТЗ)

    Музей истории науки и техники Зауралья Тюменского государственного нефтегазового университета ‒ единственное подобного рода учреждение на обширном пространстве от Урала до Дальнего Востока. Оно выполняет важную роль в учебно-воспитательной деятельности и способствует значительному повышению имиджа вуза в региональном, российском и международном масштабе. Специализация музея ‒ естественно-историческая и научно-техническая. Она соответствует профилю вуза и освещает неизвестные, мало исследованные страницы истории науки и техники региона, сопряженные с историей страны в целом.

    Музей начинался в 1965 г. с формирования геолого-минералогического отдела знатоками и ценителями минералов и палеонтологических древностей профессорами И. В. Лебедевым, В. К. Ермаковым и В. Е. Копыловым как учебная лаборатория кафедры минералогии и петрографии. Официальный статус приобретен музеем в 1976 г. (Приказ Министерства высшего и среднего образования РСФСР № 199 от 30. 04.1976 г.).  В 1983 г. по инициативе профессора В.Е. Копылова, тогда ‒ ректора индустриального института, был создан музей Истории науки и техники Зауралья. С июня 1992 г. музей включен в состав Международного Совета Музеев (Российский национальный комитет, секция научно‒технических музеев). В 1995 г. произошло объединение двух музеев: геолого-минералогического и истории науки и техники Зауралья (Общее положение о музее истории науки и техники Зауралья, геологическом музее, утвержденное 04. 03. 1995 г. Н. Н. Карнауховым, ректором ТюмГНГУ.). По решению ученого совета ТИИ музей носит имя великого ученого сибиряка Д.И. Менделеева.

    По воспоминаниям первого проректора по учебной и научной работе Тюменского индустриального института (ТИИ — первое наименование вуза) проф. В. К. Ермакова начиналось все так: » По учебному плану нужны были коллекции, их стали собирать. Мы ежегодно посылали экспедиции в тот или иной район страны. География этих экспедиций — Урал, Сибирь, Дальний Восток…» Именно благодаря ученым-энтузиастам, а также студентам, частным дарителям была собрана уникальная коллекция минералов, горных пород и окаменелостей из самых разных уголков страны, в первую очередь — из Западной Сибири и Тюменской области. Коллекция насчитывает около 20 тыс. образцов, приборов и предметов геологического поиска.

    Следом за богатейшим геолого-минералогическим собранием В. Е. Копыловым, проф., д.т.н., была сформирована коллекция редчайших старинных предметов по истории техники ХVII-ХХ столетий, материалы о жизни и деятельности замечательных ученых, инженеров и предпринимателей, своей судьбой связанных с Зауральем. Комплектование предметов научно-технического музея осуществлялось в Тюменской области, на территории России и за рубежом. Большая часть из них — раритеты.

    Вот как вспоминает о создании научно-технического музея проф. В. Е. Копылов: » Мысль о необходимости музея истории науки и техники Зауралья появилась у меня, тогда ректора Тюменского индустриального института, после одной из бесед с абитуриентами. Как выяснилось, будущие студенты не имели ни малейшего представления о замечательных инженерах и ученых нашего края, об их научных достижениях, о промышленном развитии Тюмени в прошлые времена…» Из воспоминаний основателей музея определяется главное предназначение музея — стать эффективным, наглядным, осязаемым средством в учебном процессе и в воспитании патриотических чувств будущих инженеров. Выбранная специализация музея оказалась востребована не только абитуриентами, студентами, но и жителями, гостями города, включая многочисленных зарубежных, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы в книгах посетителей.

    Экспозиционная и выставочная деятельность музея. Музей имеет 680 кв.м. площадей, экспозиция  размещена в 10 залах на 630 кв. м. и состоит из десяти разделов: геолого-минералогического, «История науки и техники, ХVII-ХIХ вв.«, «История изучения Западной Сибири. Промышленно-техническое освоение края в ХVII-ХIХ вв.», «Д.И.Менделеев — Гений и Гражданин России», «История радио, телевидения и связи», «История оптики, стереоскопии и звукозаписи», «История крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной техники Западной Сибири», «История открытия нефти и газа в Западно-Сибирском регионе», «История авиации, космонавтики, моторо- и ракетостроения», «История Тюменского индустриального института-государственного нефтегазового университета».

    Содержание экспозиции. Экспозиция музея строилась с учетом  малоисследованных фактов истории техники, сделан акцент на показ наиболее значимых событий края, Сибири, России в научном, техническом и промышленном отношении, отражена роль в этом видных ученых, инженеров, предпринимателей, являющихся нашими земляками.  Среди них изобретатель радио А. С. Попов; разработчик знаменитых «Четырехзначных таблиц» профессор В. М. Брадис; создатель атомных ледоколов России ‒ генеральный конструктор А. Е. Перевозчиков;  д.т.н. В. А. Малых, один из создателей первой в мире атомной электростанции в Обнинске и уникальных тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ-ов), наиболее ответственных узлов атомного реактора в 1954 г.; Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Алферов, который провел детство и юность в наших краях —  Туринске, разработчик гетеролазера на основе сложного трехкомпонентного полупроводника и мн. др.

    В музее работают постоянно действующие и передвижные выставки.

    Научно-фондовая работа. Музейный фонд насчитывает 43782 ед. хр., в т.ч. 31381 ед. хр. основного фонда, 12401 ед. хр. научно-вспомогательного фонда, 1796 предметов поставлены на бухгалтерский учет в связи с тем, что на их приобретение израсходованы средства вуза. Систематическая работа по комплектованию пополняется собранием раритетов: фонографы 1890 г. и 1910 г., радиоприемник 1-го класса «Минск-55» 1955 года выпуска, термоэлектроге-нератор ТГК-3 50-х годов ХХ в., коллекция минерала стеллерит и др. Коллекция музея комплектуется за счет ежегодно проводимых экспедиций, разовых командировок, закупок у коллекционеров, в антикварных магазинах, а также за счет даров студентов, преподавателей, бывших выпускников, краеведов, журналистов и жителей города, области. Благодаря выпускнику ТюмГНГУ А. В. Неживых, техническому директору ОАО «Тюменские моторостроители», и ректору ТюмГНГУ В. В. Н

    овоселову самым значительным поступлением в 2010 г. стала безвозмездная передача 8 уникальных двигателей для ракет типа «Москит», комплекса С-300 и  двигателей самолетов, которые выпускались Тюменским моторным заводом.

    Общественная группа при музее. В течение 7 лет при НИИ и музее работает общественная группа из 27 постоянных членов, ее деятельность организована в форме клуба «Тюменская старина», возглавляемого Антуфьевой Н. Л., бывшим научным сотрудником НИИ. Члены Совета являются непременными участниками и помощниками многих музейных мероприятий, проводят ежегодно по 7-8 специальных заседаний на различные темы, издают сборники своих научных работ.

    Посещаемость музея. Музей работает 5 дней в неделю (кроме субботы и воскресенья) с 9 час. до 18 час. для всех посетителей: лицеистов, студентов, преподавателей, сотрудников университета и других учебных заведений, а также школьников, детей из детских садов, детских домов и интернатов и других жителей и гостей города, области, включая многочисленные группы туристов, деловых людей, в т.ч. — посещения руководителей высших государственных органов власти, знаменитых научных и общественных деятелей, иностранных делегаций. Музей активно участвовал в 2006-2010 гг. в смотре-конкурсе ТюмГНГУ по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., заняв 1-е место в одной из номинаций. Музей занял 3-е место во Всероссийском конкурсе учреждений профессионального образования на лучшую деятельность музея, проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации (2011 г.). Количество посетителей музея в 2009 г. — 4671 чел., в т.ч. экскурсионным обслуживанием охвачено 2692 чел. (135 экскурсий); в 2010 г. — 5249 посетителей, в т.ч. проведено экскурсий для 2205 чел. (111 экскурсий); в 2011 г. — 5 823 чел. (83 экскурсий); в 2012 г. — 925 чел (54 экскурсий).

    Научно-популяризаторская деятельность. В целях популяризации деятельности НИИ и музея, выставок и уникальных коллекций в 2001 г. выпущен буклет «Научно-исследовательский институт Истории науки и техники Зауралья» тиражом 500 экз., включающий материал о музее (тематика 6 лекционных программ, 2-х экскурсионных маршрутов и 9 выставок); настенные календари с изображением наиболее уникальных предметов на 2001, тираж — 500 экз. и на 2007 г., посвященный 50-летию ТюмГНГУ, тираж — 300 экз. Сведения о музее включены в справочник-путеводитель «Тюмень и пригород-2008». Музеем проводилась серия передач с телерадиокомпаниями Ямало-Ненецкого округа, Всероссийской телерадиокомпанией «Регион-Тюмень», юношеской телестудией ТюмГНГУ «Студенческий квартал» с использованием экспозиции, выставок и уникальных предметов.

    Музей тесно сотрудничает со структурными подразделениями ТюмГНГУ, являясь активным помощником во многих делах вуза, областными и городскими властями, множеством организаций, другими вузами, многими музеями, которые часто используют предметы МИНТЗ в своих выставках и мероприятиях, предприятиями, туристическими фирмами, городскими и областными газетами и журналами, включая общероссийские. Большим подарком к 45-летию музея явилась публикация  «История техники в музее сибирского вуза» (стр. 56-64) во всероссийском журнале «МУЗЕЙ» в № 3 за 2010 г.

    В 2011 г. В.Е.Копылов, коллектив НИИ и музея были награждены юбилейной медалью в честь 175-летия со дня рождения Д.И.Менделеева. В 2011 г. проходил Всероссийский конкурс учреждений профессионального образования всех уровней на лучшее оформление и деятельность музея, учебного кабинета истории, аудитории по отражению важнейших событий истории России и региона. В оргкомитет поступило 206 заявок из 63 регионов России. Музею истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ была присуждена третья премия.

     

    Коллектив НИИ-музея:

    Директор НИИ ИНТЗ:

    Копылов Виктор Ефимович, д.т.н., профессор.

    Научные сотрудники:

    Коновалова Елена Никифоровна, к.и.н., старший научный сотрудник;

    Исламова Татьяна Михайловна, к.и.н., старший научный сотрудник;

    Почежерцева Мария Вячеславовна, научный сотрудник;

    Мавлютова Зульфия Шакировна, младший научный сотрудник.

    Хозяйственная служба:

    Лыткин Александр Евгеньевич, заведующий музеем;

    Дубовская Наталья Павловна, лаборант;

    Лыткин Денис Александрович, специалист.