О «Гуманизации инженерного образования»

19.06.2018

Заведующая кафедрой Гуманитарных наук и технологий, профессор Тюменского индустриального университета Ламара Мехришили представила опорный университет на I Международном форуме «Гуманизация инженерного образования». Мероприятие проходило в Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Организаторами Форума явились Российская академия образования, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Научно-образовательный центр инженерного образования Российской Академии Наук.

Форум поставил перед собой цель – установление диалога между представителями науки, образования и бизнес-сообщества в подготовке профессиональных кадров для инновационной экономики; определение роли гуманизации и гуманитаризации образования в формировании социально значимых качеств инженера, обмен опытом специалистов-практиков. В нём приняли участие представители российских вузов и академических структур, Китайской Народной Республики, Монголии, Республики Казахстан, Румынии, Турции.

— Ламара Ленгизовна, расскажите об участниках форума?

— Представительное сообщество организаторов даже в самом названии мероприятия подчеркивают важность и значимость заявленной проблематики – формирование новой современной образовательной модели подготовки инженерных кадров. От научного сообщества – форум был представлен Российской академией образования, которой на сегодняшний день принадлежит определяющая роль в развитии концепта гуманизации и гуманитаризации технического (инженерного) образования в российских вузах. От образовательного сообщества — на форуме были представители 14 организаций из разных регионов России (среди которых – Центр социологических исследований Министерства науки и высшего образования РФ, национально-исследовательский университет «МИСиС», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, национально-исследовательский ядерный университет «МИФИ» и др.) Из опорных вузов – участником стал только наш Тюменский индустриальный университет. Были и представители бизнес-сообщества, например Комитет по молодежному предпринимательству «ОПОРА РОССИИ», Национальный дельфийский совет России и др.

— Как проходила работа форума, какие ключевые вопросы обсуждались?

— Форум состоял из пленарного заседания, двух круглых столов, в ходе которых гуманизация и гуманитаризация образования были рассмотрены с позиций философии, педагогики, экономики, организации и управления образованием, с точки зрения работодателей. Актуальность и внимание к проблеме гуманитаризации высшего инженерного образования подчеркнул и тот факт, что в форуме приняли участие ректоры 4 российских вузов. Пленарное заседание форума вел ректор РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор Мартынов Виктор Георгиевич.

При этом особое внимание было уделено прикладной компоненте — формам и методам гуманизации и гуманитаризации образования в практике деятельности ведущих технических университетов. Наши коллеги затронули самый широкий спектр вопросов – от смены современной образовательной парадигмы и формирования новой инженерной ментальности до внедрения гуманитаризационных технологий в образовательный процесс и формирования востребованной модели выпускника технического вуза.

— Вы выступали с докладом «Гуманитаризация инженерного образования: экспериментальная площадка опорного университета (ТИУ)», рассказали об опыте работы университета в данном направлении, какие основные аспекты были затронуты, как будет развиваться программа в будущем?

— Следует отметить, что 2017-2018 учебный год стал знаковым для нашего вуза в плане совершенствования гуманитарного образования. Как мы уже неоднократно отмечали, в рамках стратегического проекта «Университет – территория профессионального успеха и развития» Программы развития опорного университета (ПРОУ), был разработан проект «Программы гуманитаризации инженерного образования в опорном университете». Разработчиками программы выступили две кафедры – гуманитарных наук и технологий (заведующая — Ламара Ленгизовна Мехришвили, прим. ред.) и межкультурных коммуникаций (заведующая кафедрой — Светлана Давидовна Погорелова). Сегодня Программа начала свою реализацию при поддержке Департамента образовательной деятельности ТИУ.

В рамках Программы 19 апреля состоялась международная научно-методическая конференция «Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика» (диалоговая площадка опорных университетов). В целом, Программа включает 3 этапа, рассчитана на 3 года: I этап направлен на модернизацию образовательной учебно-методической деятельности — «Создание системы гуманитарного сопровождения всех специальностей и направлений технической подготовки»; II этап нацелен на адаптацию научно-методической и научно-методологической деятельности — «Интеграция проблематики гуманитаризации инженерного образования в сферы научных интересов специализированных технических направлений исследования в университете»; III этап ориентирован на реализацию деятельности по организации внешнего взаимодействия — «Адаптация формата сетевого взаимодействия университета с образовательными, индустриальными, академическими партнерами в том числе и зарубежными».

— Подобные практики реализуются в других вузах?

— Считаю необходимым подчеркнуть, что в отличие от отдельных мероприятий, реализуемых в вузах России, нами предложен комплексный подход к решению данной проблемы — создание целостной культурно-образовательный среды в университете, формирующей условия для подготовки современного инженера, готового к решению сложных социотехнических задач.

Хочу отметить, что участниками форума был проявлен интерес к нашему формату реализации процесса гуманитаризации, высказано одобрение в адрес администрации нашего университета в части поддержки данного направления развития вуза, озвучено предложение одну из площадок Форума провести на базе нашего университета. Так что, представляется, что впереди нас ждет очень интересная и важная работа, направленная на модернизацию образовательного процесса подготовки инженерных кадров; развитие кадрового потенциала в рамках подготовки специалистов инженерного профиля, владеющих широким спектром ключевых компетенций (hard skills и soft skills); апробацию экспериментальной площадки гуманитаризации инженерного образования в опорном университете.

Инна Кальва,

Пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *