Олег Данилов: «Революция смарт» все больше охватывает Тюмень

30.01.2020

Цифровые решения определенно делают жизнь горожан удобнее. В пару кликов можно записаться к врачу, пополнить счёт за школьные обеды, посмотреть во сколько приедет нужный автобус и многое другое. О том, где и как «рождаются» такие технологии, с профессором Тюменского индустриального университета Олегом Даниловым поговорила журналист Сирень Бабаева. 

В ближайшем будущем в Тюмени могут появиться «умные» остановочные комплексы, оснащенные современными технологиями. Здесь можно будет не только посмотреть время прибытия транспорта, но и получить много другой полезной информации. В этом году должен быть определен подрядчик нововведения, после этого начнется реализация проекта. «Умная» остановка – только часть большой комфортной городской среды будущего. «Революция смарт» все больше охватывает Тюмень, уверяет профессор Тюменского индустриального университета, руководитель регионального инновационного кластера в сфере компетенций SMART CITY, IOT/IIOT и BIG DATA Олег Данилов. По словам специалиста, областной центр по самым разным оценкам занимает верхние строчки «цифровых» рейтингов. Например, в 2019 году Минкомсвязи опубликовал рейтинг развития цифрового общества, где Тюмень заняла второе место после Москвы.

Вместе со своими коллегами Олег Фёдорович занимается разработкой «умных» технологий. Идея автобусных остановок «нового поколения» у них возникла давно. В их проекте – это целый комплекс со скамейками с разъемами для зарядки гаджетов, табло для информирования пассажиров о времени прибытия автобуса конкретного маршрута большим мультимедийным экраном, на котором отображается не только схема маршрутной сети города, расписание, график работы общественного транспорта, но информация для туристов. Например, гость из другого города может получить информацию о достопримечательностях, узнать, где находятся ближайшие гостиницы и кафе и в целом сориентироваться по городу. Можно попить кофе, оплатить услуги, снять или положить на карточку деньги.

— Такие остановки можно оснастить и чат-ботами, чтобы получать голосовые подсказки. Кстати, такое решение может стать и частью комфортной среды для незрячих, — говорит Олег Фёдорович.

Цифровые решения – это не только комфорт, но и экономия ресурсов. Например, снизить расходы на электроэнергию может помочь «умное» городское освещение, когда фонари включаются не по таймеру, а автоматически, в зависимости от интенсивности уличного света.

Забронировать место на парковке

С этого года в Тюмени увеличится количество платных парковок. Так, в центре, в квадрате улиц Профсоюзная – Герцена – Челюскинцев – Советская 95 парковочных зон на 1457 мест начнут работать в платном режиме. Отсутствие возможности бесплатно припарковать машину автомобилистов не радует. Но, иного выхода нет, уверяет Олег Данилов. Переход на платные парковки – один из вариантов разгрузки города от «пробок» особенно в часы пик.

— С одной стороны это неприятный тренд, потому что приходится платить, с другой — это позволит создать комфортную среду для всех жителей города: велосипедистов, пешеходов, мам с колясками, за счёт уменьшения количества автомобилей в центре города и высвобождение общественного пространства. Хотя со временем платными должны стать абсолютно все парковки во всех районах, — уверен Олег Фёдорович- это один из признаков современного уютного города.

По словам профессора, со временем должны появиться «умные» сервисы пользователя парковочного пространства для смартфона, планшета с помощью которых можно будет заранее посмотреть количество свободных мест на той или иной парковке, оплатить и, возможно, даже забронировать место. Продумали учёные и варианты альтернативных способов оплаты. Например, это можно будет сделать не только, с помощью парковочной карты, банковской карты, смартфона, SMS, но и сформировать баланс на счете с которого автоматически будет списываться сумма.

— Сегодня, согласно статистике, общественным транспортом пользуется 40% жителей, индивидуальным транспортом больше 42%. Еще есть небольшая доля, порядка 16%, пеших и велоперемещений. Чтобы в будущем не возникло транспортного коллапса, нужно большую часть автомобилистов «пересадить» на общественный транспорт. В идеале к 2030 году мы должны достигнуть таких параметров, чтобы количество людей, пользующихся автобусом, доходило до 52,5 % и больше. А по индивидуальному транспорту – 24,6 %. Тогда пробок не будет.

Еще одна проблем, которую поможет решить введение платных парковок – сменяемость мест. Сейчас многие бесплатные парковки с утра до вечера заняты автомобилями сотрудников близлежащих организаций и компаний и те, кто приезжают в этот район по делам, просто не могут найти свободное место для своего авто. Платная парковка должна решить эту проблему. Отдавать каждый месяц довольно существенную сумму за место для своего железного коня станет просто невыгодно. Гораздо экономнее будет вместо этого добираться до офиса на общественной транспорте. А для тех, кто живет за городом, должны быть созданы так называемые перехватывающие парковки, где можно будет оставить машину, сесть на автобус и добраться до работы.

Все это в комплексе со строительством новых развязок и установкой «умных» светофоров, работающих в зависимости от дорожной обстановки, должно решить проблему пробок.

Все эти технологии вполне реальны, говорит Олег Федорович. Это уже не далекое будущее, а завтрашний день. Что из разработок воплотится в жизнь, зависит от городских властей.

— Очень много разработок, которые формируются как заказы от власти и бизнеса. Есть две сферы, «умные» разработки отражаются на жизни горожан, это — управление городскими ресурсами среды и комфортное проживание жителей. И то, и другое находится в компетенции власти.

В том, что город станет «умнее» сомневаться не приходится. Цифровые технологии меняются стремительно. И то, что еще вчера казалось далеком будущим, через пять – десять лет станет реальностью.

Газета «АиФ в Западной Сибири»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *