• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Отчётный доклад ректора В.В. Ефремовой перед Учёным советом по итогам работы ТИУ за 2020 год и о задачах на 2021 год

    Уважаемые коллеги, члены Ученого совета!

    Еще одна неделя и в свои права вступит новый, 2021-й год. А сегодня, на декабрьском заседании одного из главных коллегиальных органов управления вузом, мы традиционно подводим итоги, ставим оценки университету и себе лично, строим планы на будущее. Впереди, без сомнения, время новых стартов, горизонтов и достижений… и время новых испытаний.

    Каким был этот год для каждого из нас? И каким был этот период для ТИУ, для всей системы образования? Как всегда в жизни, есть плюсы (и очень хорошо, что их немало), но есть и минусы. Безусловно, этот год, прежде всего, ассоциируется с проблемой, с которой напрямую столкнулась практически каждая семья, которая у всех на устах, и которая всех нас беспокоит. Это — пандемия коронавирусной инфекции, ставшая серьёзным вызовом, рентгеном, просветившим всю систему науки и высшего образования. Для одних этот период стал шоковым, для других — дал возможность освоить новые форматы работы.

    16 марта мы по рекомендации учредителя в форс-мажорном режиме перешли на дистанционное обучение. Это было непросто: я бы сравнила ситуацию с прыжком каскадера на ходу из одного автомобиля в другой. Одномоментно перед нами встали три ключевые задачи. Первая, самая главная, – организовать учебный процесс в новое, непростое время. Вторая, тоже очень важная – помочь преподавателям, у которых не было навыков работы в виртуальной среде. И третья непростая задача, которую мы продолжаем решать всем вузовским сообществом, – это поддержка обучающихся, поскольку они оказались в наиболее уязвимой ситуации.

    Для Тюменского индустриального университета качество образования всегда было в приоритете, и в условиях пандемии мы старались и стараемся создать такие условия, которые обеспечат и эффективный образовательный процесс, и безопасность людей.

    Мы не можем рисковать ни собой, ни студентами. При этом мы не имеем права потерять качество образования. Как сбалансировать эти факторы в вузе, который традиционно занимает первое место среди учебных заведений региона по численности обучающихся?

    Скажу честно, мы одни из первых в регионе массово перешли на дистант. И здесь каждый из вас сыграл огромную роль. Непросто было выйти на лекцию в онлайн и быстро на ходу трансформироваться. Как мы с этим справились? По-моему успешно. Об этом говорят и итоги нашего основного, базового процесса – образовательной деятельности.
    Несмотря на вызовы внешней среды, не прекращалась текущая работа по достижению показателей дорожной карты по образовательной деятельности.
    В целом, выполнение задач Дорожной карты по модернизации образовательных программ, формированию единой цифровой образовательной среды, расширению возможностей непрерывного образования составило 70%.

    Точками роста в 2019-2020 учебном году стали такие показатели как разработка и применение массовых открытых онлайн курсов, формирование партнерских отношений с ведущими российскими и зарубежными вузами на принципах открытого сетевого взаимодействия.

    При этом, учитывая объективные обстоятельства в связи с переходом образовательного процесса на электронное обучение, сформировался ряд упущенных возможностей, таких как реализация программ в практико-модульном формате, академическая мобильность студентов.

    За время реализации Программы развития опорного университета налажено взаимодействие с российскими вузами и компаниями. Наиболее оптимальной моделью сетевого сотрудничества, подтвердившей свою эффективность, стала модель «Вуз-Вуз-Предприятие».

    В рамках данной модели теоретическая подготовка по отдельным модулям осуществлялась с использованием лабораторной базы Казанского национально-исследовательского технологического университета. Практическая подготовка обучающихся проходила на производственных базах крупнейшего нефтехимического холдинга СИБУР в городах Томск (ООО «Томскнефтехим») и Тобольск (ООО «СИБУР Тобольск»).

    В предыдущие годы мы активно развивали академическую мобильность: наши преподаватели читали лекции в вузах-партнерах в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Латвии, Финляндии, на Филиппинах и на Кубе. В ТИУ для участия в летних школах, тематических воркшопах и стажировках приезжали студенты из Китая, Германии, Армении, Казахстана и Таджикистана.

    В текущих условиях многое из казалось бы привычного стало невозможным – это, безусловно, серьезный вызов, заставивший искать новые пути развития сотрудничества, послуживший стимулом к развитию виртуальной академической мобильности.

    Только за последние два месяца к реализации этой инициативы подключились семь партнерских организаций из Китая, Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана и Узбекистана. Девять преподавателей ТИУ (СТРОИН, ИСОУ) прочитали онлайн-лекции по архитектуре, экологии, менеджменту, цифровым технологиям и другим востребованным направлениям. Более 120 студентов оказались вовлечены в образовательный процесс. Как показала практика, спрос на такого рода взаимодействие будет только расти.

    В 2020 г. продолжилась реализация сетевых образовательных программ с зарубежными вузами – это и программы включенного обучения (Китай, Финляндия, Норвегия), и двойные дипломы (Киргизия, Финляндия).

    ТИУ продолжает работу и в сетевых консорциумах: например, в рамках Университета Арктики реализуется участие студентов в программе семестрового обучения «Север северу».

    В мае индустриальный университет стал членом международной ассоциации «Всемирная Сеть Энергетических Университетов (WEUN)». В рамках Ассоциации объединены ведущие образовательные организации Китая, США, Канады, Германии, Австралии, России, Малайзии, Индонезии, Дании, Вьетнама и других стран. Налаживание сотрудничества с топ университетами-участниками сейчас является одним из приоритетов. На тематической пленарной сессии Тюменского нефтегазового форума в этом году в качестве одного из ключевых спикеров выступила Профессор, Доктор Шань Хунхун, Канцлер Китайского нефтяного университета в Пекине и заместитель председателя Учебно-методического Комитета по направлению «Химическая инженерия и технология» Министерства образования Китая.

    Также ТИУ стал партнером Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, выступил одним из инициаторов создания Консорциума университетов «Недра» и вошел в состав его президиума. Участие в консорциуме даёт право студентам и аспирантам принять участие в специализированных программах двойных дипломов с Европейскими университетами, а преподавателям — пройти аттестацию на звание профессора, доцента или ассистента ЮНЕСКО.

    В 2021 году продолжится реализация сетевых образовательных программ в рамках Университета Арктики и в рамках сотрудничества с Китайским нефтяным университетом. В этом году в программе сотрудничества появилось новое направление подготовки — «экономика», предусмотрены и новые форматы реализации. В сентябре первые студенты уже начали подготовку в Китайской Народной Республике.

    Пролонгированы соглашения о реализации программ двойного диплома с Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии по трем направлениям подготовки бакалавров: «Строительство», «Экология», «Логистика». Мы также планируем завершить все согласования с китайской стороной и начать реализацию программы двойного диплома «Нефтегазовое дело» с Университетом Янцзы.

    В рамках академической мобильности мы продолжим развивать имеющиеся заделы, в том числе в виртуальной составляющей – потенциал партнеров здесь огромен.
    В этом году реализованы несколько этапов перехода университета в новое когнитивное образовательное пространство, позволяющее обучающимся конструировать собственную образовательную траекторию.

    На данный момент 10 рабочих групп разрабатывают и актуализируют образовательный контент для плавного перехода в формат индивидуальных образовательных траекторий для более чем 1200 человек.

    В 2021 году будет осуществлен последний этап перехода на формат индивидуализированного обучения для студентов СТРОИН и ИГИН. При этом важно понимать, что персонификация обучения становится массовой, и образовательное пространство университета, помимо выбора общеуниверситетских элективов для широты компетенций, должно предоставить обучающимся возможность расширить свои Hard Skills.

    Уже сегодня разрабатываются шесть модулей майнор, такие как Lead Management («Фабрика процессов»); Digital & IT; Рециклинг и Экология; Прототипирование и аддитивное производство.
    При внедрении нововведений в любой корпорации и тем более в академическом сообществе особая роль отведена тем, кто открыт для изменений и готов быть амбассадорами трансформации в обществе.

    Особую благодарность за такую важную миссию для университета хочется объявить преподавателям и кафедрам, вошедшим в разработку нового образовательного контента университета как на этапе пилота, так и сейчас на этапе плановой реализации формата индивидуальных образовательных траекторий. Это герои университета, которые вместе со студентами переходят в иное содержание образовательных программ через педагогический дизайн как собственных курсов, так и блоков дисциплин в Инженерном стандарте ТИУ. Преподаватели и кафедры фактически являются лицом нового образовательного пространства ТИУ.

    Наша Высшая инженерная школа в 2020 году также вошла в формат индивидуальных образовательных траекторий. В образовательном пространстве ВИШ через формат ИОТ и проектную деятельность реализуются методологии когнитивизма и конструктивизма, обеспечивающие через образовательные практики приобретение метанавыков в сочетании с Hard Skills и Industrial Experience.

    На инновационной площадке ВИШ мы перешли от создания образовательных программ курсов к перманентному конструированию образовательных сред для обучающихся и повышению их адаптивности.
    Новый педагогический дизайн программы предполагает сложный совокупный сетевой образовательный контекст – взаимопроникновение разных контекстов дисциплин через проектную деятельность – что дает уникальный эффект, который необходимо достигнуть студентам в результате обучения.

    Сложное междисциплинарное образовательное пространство в сочетании с возможностью обучающихся выбрать свой путь обучения приводит университет к необходимости цифровизации фиксации результатов обучения. При этом компетентностная модель выпускника в горизонте планирования до 2030 года – гибкая, с не привязанными к ФГОС формулировками компетенций и с учетом индивидуальных особенностей вуза.

    В 2020 году университет переходит на фиксацию цифрового следа, позволяющего отследить специфику обучения. Для этого проводится подготовительная работа по приведению компетентностной модели выпускника ТИУ к таксономии ФГОС, унификации части индикаторов компетенций, привязки их к определенным фондам оценочных средств. Первые данные – это первоначальная диагностика: мотивация, поведенческий стиль когнитивные стили, удержание внимания и т.д.

    Следующий этап работы – след опыта обучения и деятельности студента, для чего необходимо ввести рубрикатор образовательных результатов. В сложных деятельностных контекстах они должны связывать конкретные знания с метапредметными навыками.

    Все это должно загружаться в цифровой профиль обучающегося и давать «картинку», позволяющую визуализировать студенту его персональный путь развития, а тьютору — педагогический путь сопровождения обучающегося.

    Ключевая особенность архитектуры ИОТ – работа не с академической группой, а с каждым студентом персонально.
    В данном смысле принципиальная полезность цифровой трансформации образования –– это возможность масштабирования индивидуализированного образования на массы обучающихся. Образовательная среда университета становится сложной, построенной из разных деталей.

    Образовательный контент, рассчитанный на большое количество людей, должен оставлять возможность проявить обучающемуся индивидуальную идентичность, каждая личность должна максимально достигать заложенные образовательные результаты.

    В условиях неопределенности ключевой задачей высшей школы было и остается качество подготовки выпускников при реализации образовательного процесса, как в дистанционном, так и в традиционном формате.

    Сохранить непрерывность всего образовательного цикла университету позволила развитая онлайн–инфраструктура. Благодаря системе Educon 2.0 связь с обучающимися не была потеряна, а все необходимые материалы по изучаемым дисциплинам оказались в зоне доступа. Дополнительно в учебный процесс было внедрено использование таких средств, как Skype, Zoom, электронная почта. Проведение государственной итоговой аттестации и олимпиад стало возможным благодаря комбинированию в использовании Educon с указанными системами.

    При этом нагрузка на систему Educon 2.0 увеличилась многократно, порой одновременно системой пользовались более 1000 человек. Необходимо отметить, что новая версия системы позволяет обеспечить выполнение современных требований, предъявляемых к электронной информационной образовательной среде, информационно безопасна, совместима с другими системами, также имеет целый ряд преимуществ в плане интерфейса, применения на мобильных устройствах, обеспечения доступа к системе. Всё более важную роль Educon начинает играть и в реализации программ дополнительного образования. Для примера, количество слушателей дополнительных образовательных программ, использующих систему, выросло более чем в 5 раз по сравнению с аналогичным показателем двухлетней давности.

    Общее число активных зарегистрированных пользователей системы на сегодня составляет почти 42 тыс. человек.

    Продолжается активная работа по совершенствованию образовательного контента, основу которого формируют такие цифровые продукты, как массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

    С октября 2019 г. на платформе открытого образования запущены 20 онлайн курсов, два онлайн-курса, отобранные по итогам внешней независимой экспертизы, размещены на национальной платформе «Открытое образование». На сегодняшний момент к изучению данных курсов приступило уже более 6,5 тысяч человек.

    Необходимо отметить, что количество студентов ТИУ, освоивших дисциплины с использованием МООК, увеличилось в 3 раза в сравнении с прошлым учебным годом и составило 2185 человек.
    Реализации планов по активизации разработки и применения МООК способствует и тот факт, что в ТИУ создана одна из ведущих в Тюмени в этой сфере лабораторий. Сегодня она полноценно работает, создаются электронные продукты, позволяющие вузу успешно конкурировать в сегменте «смешанное обучение».

    Университет ведет активную работу по популяризации инженерного образования.

    В Школе инженерного резерва существуют академические и проектные направления подготовки, а с 2020 года появились новые векторы: олимпиадный и соревновательный. Открытию новых направлений подготовки, послужило тесное сотрудничество с коллегами из МФТИ в области подготовки и организации Всероссийской олимпиады школьников по физике, проведение вебинаров и курсов по олимпиадной физике для преподавателей ШИР.

    Ежегодно ШИР реализует Всероссийский конкурс научно-технических проектов «Инженерный резерв России» на базе загородного детского центра «Олимпийская ребячка». ШИР проводит профориентационные образовательные смены не только на территории Тюменской области, но и за её пределами. В этом году нам покорилась площадка в образовательном центре «Сириус» в г. Сочи.

    Школа инженерного резерва базируется не только в Тюмени, но и в Тобольске, а также ведет тесную работу с образовательными учреждениями ХМАО и ЯНАО. Данная деятельность реализуется посредством онлайн-занятий с применением дистанционных технологий. Одним из крупных проектов осуществления образовательной деятельности за пределами Тюмени стало заключение договора с Центром выявления и поддержки одарённых детей в Ямало-Ненецком автономном округе. В трёх городах ЯНАО: Салехард, Новый Уренгой и Ноябрьск проводятся дистанционные занятия по олимпиадной подготовке (математика, физика).

    С целью популяризации и повышения престижа инженерных профессий, специальностей и направлений с учетом потребности экономики и запросов рынка труда реализуется пул профориентационных проектов: Индустриальные классы, Профильные классы, Школа абитуриента.

    Основные цели — создание системы целенаправленной довузовской подготовки обучающихся; повышение результатов ЕГЭ; сокращение адаптационного периода при переходе от среднего общего к высшему образованию; привлечение молодежи других регионов в ТИУ и сохранение кадрового потенциала Тюменской области. Проекты с системой подготовки «Школа-вуз-предприятие» реализуются в пяти регионах Российской Федерации и направлены на привлечение в вуз высокомотивированных выпускников общеобразовательных учреждений.

    Сегодня охват участников проектов по профессиональной ориентации – более 2 тысяч человек. Занятия проводятся в очном и дистанционном режиме, как по общеобразовательным, так и по профильным дисциплинам учебных подразделений вуза. Осуществляется профориентационное тестирование и психологическое сопровождение, ведется работа с компаниями партнерами по созданию профильных ЛУКОЙЛ-классов, Мостострой-классов, Энерго-классов.

    Нельзя обойти вниманием и итоги Приемной кампании, которая в этом году имела ряд отличительных особенностей.

    В ходе кампании-2020 в связи со сложной эпидемиологической обстановкой дважды произошли существенные нормативные изменения, затрагивающие сроки приёмной кампании на уровне высшего образования, а так же изменения на уровне среднего профессионального образования. Были скорректированы сроки прохождения единого государственного экзамена, а так же условия участия в нем. Впервые с 2008 года ЕГЭ не стал обязательным условием для получения аттестата.

    В августе были дополнительно установлены бюджетные места по уровням среднего профессионального и высшего образования очной формы обучения.

    С учетом того, что вся приёмная кампании проходила в дистанционном формате, университет смог оперативно перейти на оказание всего комплекса услуг по приёму с применением дистанционных технологий (благодаря слаженной работе УИТС под руководством Попкова Е.В.).

    Большой объём изменений внес дополнительные сложности в оперативном информировании абитуриентов. В активный период кампании ежедневно с заявлениями работало не менее 50 операторов.

    Здесь хотелось бы отметить представителей дирекций институтов, мобильно организовавших привлечение дополнительных работников в колл-центр: Воронина Александра Владимировича, Медведева Андрея Витальевича и Путилову Ульяну Сергеевну.

    В целом, приём на программы высшего образования в базовом вузе выполнен на 74%. При этом наиболее невостребованными оказались магистерские программы очной формы обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг. В филиалах университета приём на программы высшего образования оказался выполненным только в филиале ТИУ в г. Сургуте.

    Вместе с тем, среднее профессиональное образование продолжает пользоваться спросом у поступающих – на 1992 места ОФО зачислено 1923 человека (выполнение плана составило 96,53%) с учетом того факта, что был объявлен дополнительный прием на 142 места. Востребованными также оказались программы высшего образования, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий.
    Несмотря на все сложности, качество приема на первый курс на уровне бакалавриата не пострадало: средний балл по университету составил 67,2, что соответствует целевому значению показателя Программы развития опорного университета. Традиционно подавляющее число поступивших в ТИУ – это ребята из консолидированной Тюменской области. Вместе с тем, около 20% — это жители других регионов РФ, а также ближнего и дальнего зарубежья. При этом удельный вес иностранных обучающихся по итогам приемной кампании-2020 составил 5,8 %.

    В 2021-м году нас ждут существенные обновления портфеля образовательных программ. Так, будет анонсирован прием на новые направления и специальности: «Горное дело», «Публичная политика и социальные науки», а также новые магистерские программы «Биотехнические системы и технологии» и «Архитектура».

    Особенностью Кампании 2021 года станет многопрофильность конкурса. В одном конкурсе могут принимать участие два и более направлений.

    Отдельно стоит отметить олимпиадное и конкурсное студенческое движение.

    Стали традиционными достижения наших обучающихся в инженерных кейс-чемпионатах и олимпиадах всероссийского и международного уровней: «Я – профессионал», Студенческая олимпиада «Газпром», Международный чемпионат «СASE-IN», Всероссийская студенческая олимпиада. Более 60 обучающихся ТИУ в 2020 году стали призёрами и победителями конкурсных испытаний такого рода. А по итогам конкурса «Энергия образования», проводимого в рамках Студенческой лиги «CASE-IN», награду в котором получают образовательные организации за лучшую организацию отборочного этапа Чемпионата на своей площадке, университет занимает в общем рейтинге вузов достойное 5 место (из 41 вуза).

    В плановом периоде нашей ключевой задачей в рамках олимпиадного и конкурсного движения являются расширение перечня интеллектуальных состязаний, обеспечивающих выполнение показателей национальных и федеральных проектов в области образования, увеличение вовлеченности студентов в олимпиадное и конкурсное движение, и, безусловно, повышение его результативности.
    Тюменский индустриальный университет продолжает свою деятельность по развитию движения WorldSkills.

    Наши площадки по компетенциям «Кирпичная кладка» и «Лабораторный химический анализ» уже неоднократно подтвердили свою значимость. Они выступили базой для проведения регионального и национального чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы «Ворлдскиллс Россия» в 2020 году и претендуют на получение права стать местом проведения чемпионата в 2021 году.
    Триумфальным стало выступление обучающегося Многопрофильного колледжа Вадима Меньщикова в соревнованиях по «Кирпичной кладке» — его золотая медаль на национальном чемпионате была единственной среди всех участников, представляющих Тюменскую область.

    ТИУ успешно прошел предквалификационный отбор и включен в перечень центров обучения лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. В ноябре-декабре 2020 года по результатам обучения по проекту «WS-express» рынок труда Тюменской области пополнился 20 востребованными рабочими с квалификацией каменщиков 3 разряда. Это был новый опыт для нашего университета, совместная работа команды Многопрофильного колледжа, Института дополнительного и дистанционного образования и управления по коммерческой работе помогла справиться с поставленной задачей.

    Оснащенные современным оборудованием лаборатории по химическому анализу выступили базой для организации и проведения демонстрационных экзаменов для выпускников Тюменского колледжа производственных и социальных технологий, а также местом проведения регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» по номинации «Лучший лаборант химического анализа».

    Практика проведения демонстрационных экзаменов в ТИУ будет обязательно продолжена. С учетом парадигмы развития движения Ворлдскиллс в ближайшем будущем проводимая в вузе работа будет продолжена в рамках реализации дорожной карты независимой оценки компетенций.

    В продолжение темы акцентировать внимание, мне кажется, стоит и на том, что в следующем году впервые демонстрационные экзамены будут сдавать более 50 выпускников программ СПО в рамках ГИА по компетенциям «Электромонтаж» и «Сухое строительство и штукатурные работы».

    Очень важным событием для Университета можно считать переход к завершающей стадии процедуры аккредитации площадок Центра по компетенции «Кирпичная кладка». 10 декабря состоялась выездная проверка, по результатам которой экспертный совет Союза «Молодые профессионалы» должен принять решение о присвоении ТИУ статуса Специализированного центра компетенций национального уровня. На сегодняшний день в РФ действует всего 11 площадок по данной компетенции.

    В национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», который прошел в декабре 2020 года, приняли участие 77 образовательных организаций страны из 39 субъектов. Очень надеюсь на то, что в следующем чемпионатном цикле – в 2021 году наши студенты смогут уверенно заявить о себе на таких соревнованиях и продемонстрировать насколько образовательные программы университета являются практикоориентированными и актуальными на современном рынке труда.

    Свое профессиональное мастерство традиционно демонстрируют и сотрудники опорного вуза. В финальных состязаниях конкурса «Педагог года» приняли участие 30 преподавателей из 11 учебных структурных подразделений, 15 из них стали победителями и призерами в номинациях «Профессор года», «Доцент года», «Ассистент/старший преподаватель года», «Преподаватель года», «Мастер года». Текущая ситуация внесла свои коррективы в проведение конкурса и часть открытых занятий успешно проведены педагогами в онлайн-формате.

    Тюменский индустриальный университет не прекращал работу по обеспечению независимости оценки качества образования. В стратегии развития опорного вуза мероприятия по независимой оценке качества образовательных программ и подготовки обучающихся занимают особое место среди преобразований в образовательной деятельности.

    Анализ участия обучающихся в ФЭПО свидетельствует об успешных результатах, продемонстрированных студентами Тюменского индустриального университета – их доля на уровне обученности выше второго составила в 2019-2020 учебном году в среднем 80%.

    В 2020 году 25% выпускников ТИУ по 10 направлениям подготовки приняли участие в добровольной сертификации выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС ВО. Доля сертификатов ФИЭБ уровня золотой, серебряный, бронзовый составила 66,2 %, что выше среднего показателя вузов-участников на 12,1 %. В 2021 году долю выпускников, участвующих в ФИЭБ планируется сохранить на уровне 25 %, однако, их количество, финансируемое за счет средств университета, снижается.

    Университет всегда рассматривал профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в качестве эффективного инструмента, способствующего приведению содержания и структуры реализуемых образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечению системы гарантий качества образования. На сегодняшний день в портфеле ТИУ 48 образовательных программ, как основного, так и дополнительного профессионального образования имеют свидетельства ведущих аккредитующих организаций страны.

    Свидетельства о международной аккредитации, подтверждающие соответствие Европейским стандартам гарантии качества образования, имеют четыре основные профессиональные образовательные программы.

    Хочется отметить коллективы институтов – ИДДО, ИТ, ИГиН, АРХИД, ИСОУ – активно включившихся в процедуру аккредитации. Эффективное взаимодействие администрации, профессорско-преподавательского состава, привлечение к процедуре ПОА наиболее квалифицированных сотрудников обеспечили подтверждение качества образовательных программ, заявленных для участия в экспертизе.

    Изменения, происходящие сегодня в системе образования, регионе, стране находят отображение в программных мероприятиях опорного университета, обеспечивая «встраивание» ТИУ в актуальную образовательную повестку. В этом ключе активно продолжается работа по модернизации образовательного пространства и диверсификации образовательного портфеля. И мы существенно продвинулись в этом направлении.

    В 2020 году опорным университетом получено право реализации новых образовательных программ по направлениям подготовки магистратуры «Архитектура», «Биотехнические системы и технологии», «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», бакалавриата «Публичная политика и социальные науки», «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», специалитета «Горное дело», «Нефтегазовые техника и технологии», «Физические процессы горного или нефтегазового производства», а также программ среднего профессионального образования — «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Управление качеством продукции, процессов и услуг», «Информационные системы и программирование», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», входящих в перечень 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

    Открытие новых направлений стало возможным благодаря слаженной работе коллективов учебных структурных подразделений – ИГиН, ИСОУ, АРХИД, МПК — и профильных административно-управленческих подразделений вуза.

    Говоря о перспективном развитии, нельзя забывать о том, что перед нашим университетом в текущем учебном году стоит задача прохождения процедуры государственной аккредитации.

    Напомню, что срок действия свидетельства о государственной аккредитации программ, реализуемых опорным университетом, был продлен до 10.06.2021 в связи с реализацией ограничительных мер.

    Процедуру государственной аккредитации предстоит пройти в общей сложности 374 образовательным программам ВО и СПО базового вуза и филиалов.

    Безусловно, коллективом университета уже проделана колоссальная работа по подготовке к этой процедуре. Однако нам всем необходимо приложить максимум усилий, для того, чтобы данную экспертизу пройти достойно, подтвердив качество образовательной деятельности Тюменского индустриального университета.

    Возрастающие требования к качеству инженерного образования ставят задачу поиска решений в системе подготовки кадров. Несомненно, что пути решения проблемы повышения качества подготовки специалистов должны базироваться на разработанной долгосрочной стратегии развития всей системы образования в России, а также на более конкретизированных программах развития отдельных направлений в образовании, и в том числе инженерном образовании.

    Практико-модульное обучение позволяет оперативно перестраивать учебный процесс в зависимости от потребности предприятий.

    На сегодняшний день 2413 обучающихся ТИУ прошли практические занятия на производственных площадках — индустриальных предприятий-партнеров.

    Продолжая работу по цифровой трансформации всех ключевых процессов и ориентируясь на формирование эффективно функционирующей цифровой системы, в ноябре 2020 года университет запустил новой проект, ориентированный на успешное содействие трудоустройству выпускников и организацию практической подготовки обучающихся, — многофункциональный сервис «Факультетус».

    Основным эффектом от запуска цифровой карьерной среды станет создание единого цифрового межуниверситетского контура с целевой аудиторией. Получат развитие новые форматы сотрудничества с индустриальными партнерами, обусловленные радикальной трансформацией индустрии.

    Уверена, проект будет поддержан работодателями, которые уже активно включаются в развитие и интеграцию цифрового карьерного пространства вуза.

    Отраслевая специализация университета определила пул корпораций, с которыми у вуза сложились долгосрочные надежные партнерские отношения.

    Изменения, происходящие сегодня в сфере производства на глобальных рынках, побуждают стороны к наращиванию потенциала взаимодействия в рамках уже достигнутых и действующих договоренностей, чтобы максимизировать эффекты от их реализации.

    В рамках взаимодействия с бизнес-сообществом ключевым вектором для университета становится не столько расширение деловых связей, сколько смещение фокуса с традиционных форматов сотрудничества на инновационные активности, обусловленные радикальной трансформацией индустрии.

    В этом ключе одной из успешных практик является партнерское объединение опорного вуза и ПАО «Газпром нефть», реализующее совместные проекты, в том числе через создание кросс-функциональных команд с участием как внутренних, так и внешних экспертов. Объединение усилий науки и бизнеса способствует эффективности инновационной работы, обеспечению нового уровня процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных не только в компании, но и в отрасли в целом.

    Необходимость подготовки кадров новой формации, сочетающих в себе глубокую теоретическую и широкую инженерную подготовку, способных решать сложные научно-технические задачи, диктует университетам глубокая перестройка форматов образования.

    Отрасли сегодня нужны инженеры, обладающие гибкими навыками, но особенно важен опыт участия в реальных проектах и бизнес-симуляциях. Такие практики способствуют формированию не только профессиональных компетенций обучающихся, погружая во все этапы воспроизводства основных технологических и бизнес процессов компании, но и совершенствуют управленческие, аналитические, коммуникационные и другие навыки.

    Пандемия форсировала переход образовательного процесса в электронную информационно-образовательную среду, радикально ускорив медиатизацию высшего образования.

    В сложившихся обстоятельствах университет сохранил непрерывность всего образовательного цикла, включая практическую подготовку обучающихся. Благодаря интеграции образовательных организаций высшего образования и их кооперации, нам стали доступны интерактивные платформы, позволяющие получить практический опыт и компетенции в онлайн-среде (Виртуальный полигон, платформа OilCase).

    Новые апробированные форматы проведения практики не заменят традиционный процесс практической подготовки обучающихся. Однако станут одной из инновационных и прикладных форм, успешно используемых университетом при подготовке конкурентоспособных выпускников.

    В мае 2020 года Ученым советом университета была утверждена новая концепция воспитательной работы университета.

    Традиционный фестиваль первокурсников «Осенняя премьера» прошел в этом году в 25 раз и расширил свои направления, дав возможность первокурсникам проявить еще и свои предпринимательские, научно-технические способности, а также навыки социального проектирования.

    Завершается проект «Инженерный StartUp», но продолжается деятельность Студенческой инновационной платформы, уже в качестве Молодежного бизнес-инкубатора СИП и оператора Программы подготовки «Стартап как диплом».

    Дистанционный формат увеличил кратно количество зрителей внеучебных мероприятий.

    Увеличилось число онлайн-контента, социальные сети обрели новый качественный уровень.

    Впервые в онлайн-формате были реализованы Школа кураторов и Школа проектных компетенций.

    Адаптационный курс «Я – студент» был организован на платформе Эдукон и помог оперативно и эффективно познакомиться с онлайн-пространством вуза.

    Не могу не сказать здесь и цифровых волонтерах ТИУ – наших универсальных помощниках в информационно-технологическом поле.

    Проект стартовал в марте 2020 года, когда все привычные процессы оказались переведены в дистант. В пиковые моменты движение цифровых волонтеров ТИУ насчитывало более 70 инициативных студентов, которые помогали всем нуждающимся в цифровой помощи. Волонтёрское движение в ТИУ объединяет сотни человек – это и студенты, и сотрудники университета, преподаватели. В этом году в вузе начало развиваться новое движение — корпоративное волонтёрство, цель которого не только поддерживать и поощрять социальную активность сотрудников, но также и помогать в организации этой деятельности, направленной на реализацию их личностного и профессионального потенциала.

    Программа корпоративного волонтерства ТИУ разрабатывается в рамках программы социальной ответственности университета.

    Летом мы создали студенческий строительный отряд «Эксперт». В него вошли 8 студентов Строительного института. В течение августа отряд выполнял важную для региона работу: собирал информацию для Главного управления строительства Тюменской области о потребности индивидуального жилого фонда в финансировании на благоустройство, определяли степень изношенности жилого фонда.

    Все запланированные мероприятия Центра молодежных инициатив были реализованы в полном объеме, большая часть перенесена в онлайн.

    Студенты выбрали нового председателя объединенного совета обучающихся вуза – им стал Николай Свазян.

    Пандемия внесла изменения в организацию и качество отрядной жизни — не все вышли в трудовой семестр, изменилась форма организации мероприятий.

    В сентябре сборная ССО ТИУ прославила Тюменскую область на Окружном конкурсе профессионального мастерства «Труд Крут», заняв I место. Теперь студентам ТИУ предстоит защищать честь округа на Всероссийском конкурсе.

    Наряду со штатными структурными подразделениями реальную помощь в организации спортивно-массовой деятельности оказывают общественные объединения университета Студенческий спортивный клуб «Гвардия», хоккейный, баскетбольный, туристский и футбольный клубы.

    В 2020 году было организовано и проведено 94 (офлайн 54, онлайн 40) спортивно–массовых и физкультурно–оздоровительных мероприятий с охватом участников более 16 тысяч обучающихся.

    При подведении итогов спортивный клуб «Гвардия» ТИУ стал победителем в номинации «Лучший в реализации проекта «Чемпионат АССК России 2019 – 2020».

    В 2020 году наши студенты завоевали 45 медалей Всероссийского уровня и две международного. (Справочно: Иван Якимушкин – на этапе Кубка Мира по лыжным гонкам в составе Национальной сборной команды России, на дистанции 15 км свободным стилем завоевал бронзовую медаль (г. Фалун (Швеция) 09.02.2020), Роман Донцов – на открытом турнире Европы по дзюдо, в весовой категории до 90 кг завоевал серебряную медаль (г. Оберват (Австрия) 16.02.2020).

    В этом году заканчивает свое действие, принятая в 2016 году Программа развития опорного университета. Одно из предложений к новой Программе — повышение эффективности научных исследований и актуальности подготовки кадров путем концентрации усилий на прорывных научных направлениях.

    Говоря об итогах научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза, пожалуй, начну с того, что академическая репутация университета – одна из важных составляющих, определяющих его место в различных рейтингах. Во многом репутацию университета определяет его публикационная активность, в том числе и в международных базах цитирования WoS / Scopus.

    В 2020 году ученые ТИУ опубликовали порядка 220 статей в изданиях, индексируемых Web of Science и 370 статей в изданиях, индексируемых базой Scopus. Это меньше по сравнению с 2019 и 2018 годами, но в противовес этому – растет доля «качественных» публикаций в изданиях высоких квартилей — до 26% и 24% от общего числа проиндексированных публикаций. Это говорит о том, что ученые университета постепенно повышают свои навыки академического письма, активнее знакомятся с достижениями ведущих иностранных коллег и актуализируют собственные исследования, делая их интереснее для мировой научной общественности.

    В части публикации статей в высококвартильных журналах одним из самых продуктивных коллективов является команда под руководством Д.А. Захарова, опубликовавшая в 2020 году 3 статьи в журналах 1-2 квартиля по научной тематике своего проекта.

    Всего авторами статей, опубликованных в изданиях 1-2 квартиля Web of Science, в 2020 году стали 16 ученых ТИУ. В изданиях 1-2 квартиля Scopus имеет публикации 61 ученый.

    Задачами на 2021 год является сохранение общего объема статей, проиндексированных Web of Science, и обеспечение роста доли качественных статей в общем объеме публикаций ТИУ в базах WoS и Scopus.

    В целом, в 2020 году выполнялось 79 проектов с общим объемом финансирования 188,8 млн. руб., из них 76% – это хоздоговорные работы. Это демонстрирует положительную динамику показателя «Объем НИОКР в расчете на 1 НПР» мониторинга эффективности вузов (2019 г. – 131,6 тыс. руб. на одного НПР; 2020 г. – 179,7 тыс. руб.).

    Кроме финансируемых научных проектов в университете реализуются и инициативные тематики НИР, которые выполняются научно-педагогическими работниками в рамках своей учебно-педагогической нагрузки. На сегодняшний день в единой государственной системе учета от нашего университета зарегистрировано 444 НИР, из них 433 являются инициативными. Основная часть зарегистрированных научных тематик – это научно-исследовательские работы руководителей программ магистратуры и научных руководителей аспирантов.

    В этом году структурными подразделениями было подано 158 заявок (это в 2,2 раза больше по сравнению с 2019) на конкурсы, финансируемые научными фондами, а также нашими индустриальными партнерами, такими как ПАО «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», АО «Транснефть» с общим объемом финансирования 320,2 млн. руб.

    В ближайшей перспективе в сотрудничестве с Федеральным центром нейрохирургии планируется реализация двух крупных проектов по созданию программного продукта виртуальной реальности для проведения хирургических операций на головном мозге и имплантируемого нейростимулятора для блокирования эпилептических припадков.

    Важной для вуза стала победа в конкурсном отборе проектов по поддержке и развитию центров коллективного пользования научным оборудованием в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Организатором конкурса выступило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. На конкурсный отбор в рамках заявки от центра перспективных исследований и разработок был представлен проект закупки оборудования (томографа) для научного проекта «Цифровой керн» ориентировочной стоимостью 89 млн рублей. Разработка проекта осуществляется в рамках деятельности Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня.

    Второй год подряд наши ученые пробуют себя в конкурсе российского фонда фундаментальных исследований на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей («Экспансия»). В этом году активность участия наших научно-педагогических работников в данном конкурсе выше в 6 раз по сравнению с 2019 годом. В этом году поддержан проект Храмцова Александра Борисовича (ИСОУ) «Реформа городского самоуправления 1785 года в Сибирском регионе: теория и практика реализации».

    Впервые в этом году Правительством Тюменской области совместно с российским фондом фундаментальных исследований был организован региональный конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, в котором приняли участие наши ученые. Поддержку получили два проекта: Захарова Дмитрия Александровича и Мусакаева Наиля Габсалямовича.

    Отдельно нужно отметить, что на сегодняшний день одним из необходимых условий подачи заявки на получение гранта в государственных фондах, является присутствие в творческих коллективах от 30 до 100% молодых ученых, что подтверждает статистика, представленная российским научным фондом.

    Следует отметить, что основными замечаниями экспертов по отклонённым заявкам являются:

    1. Тематика научного проекта носит поисковый, либо прикладной характер.
    2. Публикации в низкорейтинговых журналах с формальным рецензированием (или с отсутствием такового).
    3. Отсутствие изданий, входящих в первый квартиль (Q1 по импакт-фактору JCR Science Edition или JCR Social Sciences Edition, по Scopus SJR).

    Научные коллективы университета ежегодно реализуют финансируемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным направлениям.
    Наиболее значимыми достижениями этого года стали: два крупных научных проекта, выполняемые в рамках государственного задания (руководители: Ваганов Юрий Владимирович, Захаров Дмитрий Александрович) и поддержанные на 21,4 и 14 млн. рублей соответственно; проект Гаврилюк Татьяны Владимировны «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса современной России» поддержан Российским научным фондом в рамках конкурса «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» на два года с ежегодным финансированием в 5 млн. руб.

    В 2020 году 4 аспиранта (Огай Владислав, ИГиН; Шемелина Ольга, ИГиН; Лебедев Сергей, ИТ; Максимов Лев, СТРОИН) стали стипендиатами федерального и регионального уровней, 2 аспиранта Строительного института (Максимов Лев и Паронко Александр) одержали победу в программе «СТАРТ» и получили финансовую поддержку в размере 2 млн. руб. на реализацию своих проектов. По полмиллиона рублей получили 4 аспиранта (Брюханова Екатерина, ИГиН; Якупов Азамат, ИТ; Соколов Роман, ИПТИ; Чикиров Рустам, ИГиН) для реализации своих идей в рамках программы «УМНИК».

    Наблюдается рост количества студентов, привлеченных к научной деятельности. Одной из форм привлечения является деятельность студенческих научных обществ и сегодня в университете насчитывается 19 студенческих объединений.

    Аспирантура является важнейшим институтом в подготовке кадров высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре в 2019-2020 уч. году осуществлялась по 34 образовательным программам в рамках 15 направлений, 12 из которых имеют государственную аккредитацию. Научное руководство аспирантами осуществляют 86 докторов и кандидатов наук в соответствии с требованиям ФГОС.

    Удельный вес численности обучающихся по программам аспирантуры, имеющих диплом о высшем образовании других организаций, составляет всего лишь 20%, что свидетельствует о востребованности реализуемых программ аспирантуры выпускниками в основном нашего вуза. В частности, из 49 человек, поступивших в аспирантуру в этом году, только 12 (24 %) – выпускники других вузов.

    В целом, количество аспирантов на протяжении трех последних лет остается на одном уровне, но наблюдается снижение контингента по очной форме обучения. Это можно объяснить открытием двух диссертационных советов и тем, что желающие защитить кандидатскую диссертацию стали прикрепляться для подготовки диссертации без освоения образовательной программы.

    С целью поддержки молодых ученых в ТИУ проводится конкурс на звание лучшего аспиранта года. В этом году на конкурс подано 20 заявок. Победители определены по трём направлениям: «Технические науки», «Гуманитарные и общественные науки», «Естественные науки».

    Приведу еще один живой пример: Брагарь Елена Петровна, аспирант Строительного института. Как перспективный магистрант после окончания ТИУ устраивается на кафедру ассистентом-стажером, поступает в нашу аспирантуру и параллельно по программе PhD — в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан). ТИУ берет на себя оплату обучения, в свою очередь, получая ученого с двумя степенями.

    Одним из основных результатов деятельности аспирантов являются их научные публикации и участие в финансируемых научных исследованиях с целью апробации научных результатов. Однако к участию в научно-исследовательских разработках профильных кафедр в 2020 году привлекалось всего 12 человек (примерно 30% от общего количества аспирантов очной формы обучения), что крайне недостаточно.

    На сегодняшний день в университете эффективно функционирует четыре диссертационных совета. Проведена большая работа по формированию пакета документов на открытие пятого диссертационного совета по экономическому направлению. В начале октября документы направлены в высшую аттестационную комиссию Российской Федерации.

    Наиболее стабильная деятельность по защитам наблюдается у диссертационного совета по направлению «Геология» под председательством Курчикова Аркадия Романовича.

    Взаимодействие с индустриальными партнерами и компаниями региона подтверждается проведенными совместными научными мероприятиями, проектами.

    Так, в рамках соглашений о сотрудничестве, поддержаны на конкурсной основе 10 научных проектов ученых университета, финансируемых ПАО «ЛУКОЙЛ» и 7 проектов, финансируемых АО «Транснефть». ПАО «Роснефть» поддержало 5 научных проектов общим объемом финансирования 1 млн. руб.

    Сервисная компания «Югсон-сервис» и филиал ТИУ в Нижневартовске ведут совместную работу по изготовлению опытных образцов разъединителя бурильной колонны (РБК -110) и дальнейшего проведения опытно-промышленных испытаний. На данный момент по конструкторской документации, разработанной ТИУ, изготовлен опытный образец и успешно проведены стендовые испытания.

    Одним из способов демонстрации возможностей нашего университета в части перспективных разработок является участие в специализированных выставках. Так, доцент института транспорта Анисимов Илья Александрович представил на VI Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» оригинальную электрическую платформу «ElectroRoboBase», разработанную учеными ТИУ. В декабре на выставке «ВУЗПРОМЭКСПО» представлены разработки ученых Института геологии нефтегазодобычи и Института промышленных технологий и инжиниринга.

    В 2020 году университет вошел в число участников Национальной ассоциации трансфера технологий, что позволило нам принять участие в пилотном проекте ассоциации и Госкорпорации «Росатом» по заполнению интерактивной карты научно-технических компетенций университетов на национальной платформе трансфера технологий по направлению «Автоматизированные системы управления». На данный момент ведется формирование научного коллектива, который будет представлять университет на данной карте. В ближайшей перспективе запланировано картирование еще одного направления, которое также реализуется в ТИУ – это «Электротехника».

    Функционирование университета на данной платформе дает возможность развивать научное партнерство, создавать коллаборации для участия в грантовых конкурсах, издавать совместные публикации в высокорейтинговых научных изданиях.

    И научный, и образовательный треки целиком и полностью зависят от одной, самой важной составляющей жизнедеятельности университета. Неизменно, кадры решают всё!

    Кадровая политика университета в этом году была направлена на обеспечение баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации и требованиями действующего законодательства. Продолжилась систематическая работа по оценке, развитию и мотивации работников вуза.

    На сегодняшний день в ТИУ работает 3585 человек, из них — 1796 научные и педагогические работники. Численность профессорско-преподавательского состава изменилась незначительно. Число научных работников в 2020 году возросло на 20% преимущественно за счет внутренних совместителей.

    Характеризуя качественные показатели кадрового потенциала, можно отметить, что
    — доля ППС, имеющих ученую степень, составляет 71%
    — доля ППС в возрасте до 39 лет — 37%
    — а доля руководителей и ведущих работников предприятий региона осталась практически на уровне прошлого года – 17%.

    Обращая внимание на динамику показателей среднего возраста отдельных категорий работников университета, особо хотелось бы обратить внимание на наметившуюся за последний год перспективу омоложения кадров по педагогическим работникам среднего профессионального образования. Их средний возраст снизился примерно на полгода и составил 44,9 лет.

    Что касается ППС высшей школы, то по-прежнему одной из основных проблем является тенденция увеличения среднего возраста данной категории персонала.

    Так, средний возраст ППС в 2020 году составил 47,6 лет, при том, что средний возраст докторов наук в университете почти 65 лет (64,6 года). На нивелирование этого негативного с 2017 года тренда направлен проект «Ассистент-стажер». В 2020 году из числа ассистентов-стажеров по результатам конкурса трудоустроено 26 человек, что в полтора раза превышает показатель прошлого года. Считаю целесообразным продолжить использование данной технологии привлечения и закрепления молодых преподавательских кадров, а также использовать накопленный положительный опыт в сфере привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности.

    Количество докторов наук в 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось незначительно и составило 160 человек.

    К сожалению, в истекающем году ушли из жизни известные ученые ТИУ: Магарил Ромен Зеликович, Ганопольский Михаил Григорьевич, Бабичев Дмитрий Тихонович, Ганяев Владимир Петрович, Кислухин Владимир Иванович, Тамер Ольга Салихъяновна. Их имена навсегда останутся вписанными в историю вуза, региона, страны, а светлая память о них будет жить в наших сердцах.

    Развитие кадрового потенциала университета в 2020 году продолжалось в рамках четырех карьерных траекторий.

    Для обеспечения воспроизводства и поддержания научного потенциала работников университета в текущем году велась целенаправленная работа. Был утвержден Регламент поддержки работников ТИУ, планирующих защиту докторской диссертации. На основе принципа адресной поддержки за счет средств университета 1 человек проходит обучение в phD аспирантуре, 2 человека направлены в докторантуру других вузов. Два работника университета успешно защитили диссертации на соискание ученой степени доктора наук (Шляков Алексей Владимирович и Касимов Руслан Харисович).

    Уже неоднократно сегодня отметила серьезное воздействие на сферу образования пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Однако профессиональная деятельность сотрудников нашего университета смогла не только устоять, но и адаптироваться к новой реальности. С точки зрения организации работы персонала следует отметить массовое использование режима дистанционной (удаленной) работы. В настоящее время на дистанционный режим работы переведены 557 сотрудников университета. Это позволяет ТИУ сохранить свой кадровый состав, обеспечив при этом защиту наиболее уязвимых категорий работников в сложной эпидемиологической ситуации.

    За отчетный год 176 сотрудников университета получили возможность (преимущественно в дистанционном режиме) развить свои компетенции по проектной деятельности в рамках обучения по программам, организованным Московской школой управления «Сколково», Западно-Сибирским Научно-образовательным центром и Департаментом образования и науки Тюменской области.

    2020 год показал необходимость развития как технических, так и методических компетенций преподавателей и сотрудников университета для работы в цифровой среде и организации коммуникационного онлайн-взаимодействия. Это должно в ближайшей перспективе стать точкой роста профессиональных компетенций работников университета.

    Профессиональное признание в 2020 году получили 277 человек, удостоившись наград различного уровня.

    Почетное звание «Заслуженный геолог Российской Федерации» присвоено заместителю директора Западно-Сибирского института проблем геологии нефти и газа Саитову Валерию Айсмовичу, 6 работников получили звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», это: Попов Владимир Григорьевич, Шешукова Светлана Владиславовна, Гейдт Лариса Викторовна, Жигунова Ольга Александровна, Каспер Елена Александровна, Паршукова Людмила Александровна.

    За высокие профессиональные результаты и активное участие по сегодняшний день в жизни университета золотым знаком «Ветеран ТИУ» в 2020 году были отмечены Ковалев Протас Иванович, Жихарева Ирина Георгиевна, Лихтенштейн Борис Максимович, Иванов Вадим Андреевич, Максимов Евгений Максимович.

    На конкурсной основе в уходящем году за инициативность и профессионализм в области образовательной и научно-исследовательской деятельности поощрены 24 работника.

    Анализируя трехлетний период изменения структуры преподавательского состава в корреляции с достигнутыми показателями профессиональной деятельности, можно отметить рост доли ППС, соответствующего определенному уровню по должности, на фоне уменьшения удельного веса преподавателей, не соответствующих базовому грейду.

    Это доказывает, что система полноценно «заработала», мотивируя профессорско-преподавательский состав университета на комплексное планирование своей профессиональной деятельности с учетом образовательной и научно-исследовательской составляющей.

    Следует понимать, что на старте показатели деятельности ППС, заложенные в основу оценочных параметров, были направлены, главным образом, на достижение показателей вуза как опорного университета. Установление целевых ориентиров для развития ТИУ на ближайшие 5-10 лет должно содержательно скорректировать набор таких показателей для оценки труда педагогических кадров. Но важно помнить, что эта работа должна носить последовательный и системный характер, с привлечением к обсуждению различных групп заинтересованных лиц.
    Отдельно хотелось бы обозначить усиливающуюся в последнее время роль цифровой трансформации работы с персоналом. В 2020 году в практике кадрового делопроизводства произошли серьезные изменения, связанные с переходом на электронные трудовые книжки. Новый формат выбрали 411 человек.

    Новые вызовы времени формируют стратегические ориентиры ТИУ в управлении персоналом и определяют следующие задачи на ближайшие годы:
    — развитие цифровых компетенций работников университета — как научно-педагогического состава, так и прочих категорий, включая административно-управленческий персонал;
    — построение и развитие профессиональных треков с учетом индивидуальных особенностей работников и мобильного реагирования на потребности университета;
    — нацеленность на привлечение к образовательному и научному процессу иностранных работников или имеющих степень phD, а также специалистов из ведущих университетов и научно-исследовательских организаций;
    — дальнейшая цифровизация и автоматизация кадровой работы с формированием цифрового следа сотрудника.

    В любых, самых «сложнонеопределенных» или «традицоннопонятных», обстоятельствах эффективная работа каждого из нас невозможна без гарантированных комфортных условий труда. Реализация уставных задач университета подразумевает постоянное всестороннее развитие имущественного комплекса и формирование современного кампуса с учетом новейших технологий ресурсосбережения и безопасности, требований к обеспечению комфортных условий жизни, работы, учебы, досуга и отдыха, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Продолжается реализация кампусной политики университета с ориентиром на компактное размещение подразделений и отказом от удаленных локаций. В этом году полностью завершены процедуры по передаче объектов по Червишевскому тракту и улице Пермякова. Утилизировано здание учебного корпуса и прекращены права на земельный участок в Салехарде. В Тобольске прекращены права на учебно-производственные корпуса и земельный участок бывшего колледжа в 6 мкр.

    Объекты университета находятся в удовлетворительном состоянии, и администрация вуза прикладывает все возможные усилия для улучшения материально-технического обеспечения инфраструктуры.

    В рамках взаимодействия с индустриальными партнерами по договорам пожертвования модернизирована именная аудитория ПАО «Сургутнефтегаз». Отремонтированы и оборудованы помещения базовой кафедры «Мостострой-11». Отремонтированы и оснащены мебелью аудитории ПАО «Роснефть». За счет средств ПАО «Газпром» разработан проект модернизации Школы инженерного резерва. Капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию запланирован на 2021 год.

    В целях обеспечения нормативных условий учебной и научной деятельности за счет федеральных средств ведется выборочный капитальный ремонт лабораторий учебно-лабораторного корпуса № 3. Завершение работ и ввод в эксплуатацию запланирован на май 2021 г.

    В уходящем году мы существенно улучшили антитеррористическую защищенность университета. За счет федеральных средств проведено оснащение 23 объектов ТИУ системами видеонаблюдения и 6 объектов системами контроля и учета доступа. В соответствии с современными требованиями завершена модернизация системы пожаротушения учебно-лабораторного корпуса №4.

    В Минобрнауки России заявлен комплект документов с целью согласования договора аренды с инвестиционной составляющей на завершение строительства столовой по ул. Луначарского.

    Для поддержания инфраструктуры объектов ТИУ активно привлекаются собственные силы университета: ремонтный участок УКСиР, подразделения административно-хозяйственного управления, бойцы студенческих отрядов.

    В целях обеспечения безопасных условий организации учебного процесса в университете в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и во исполнение Методических рекомендаций Минобрнауки России были закуплены средства индивидуальной защиты и приобретены рециркуляторы воздуха.

    Материально-техническое обеспечение инфраструктуры университета в условиях введенных ограничений позволяет обеспечивать учебный процесс на требуемом уровне. Для этого было приобретено дополнительное оборудование, специализированное программное обеспечение, в сжатые сроки модернизирована инфокоммуникационная инфраструктура университета, оснащены аудитории для проведения занятий с использованием дистанционных технологий.

    Комплекс указанных мер позволил на высоком уровне организовать проведение государственной итоговой аттестации, в том числе защиты выпускных квалификационных работ.

    В рамках приемной кампании 2020 года на базе единой информационной среды вуза развернута система прокторинга, которая стала важной инновацией при работе с абитуриентами. Кроме того, в этом году ТИУ успешно участвовал в пилотной программе «Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг.

    С гордостью могу сказать, что существующая в настоящий момент информационно-коммуникационная среда университета позволяет решать весь спектр задач, возложенных на нее, вместе с тем обеспечивая требуемый уровень защиты информации, в том числе персональных данных.

    Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку и введение в стране и регионе ряда ограничительных мер, в 2020 году университету удалось сохранить доходы на уровне прошлого года, в первую очередь, за счет привлечения дополнительного финансирования из федерального бюджета.

    В 2021 году планируется сохранить объем доходов на уровне не ниже текущего года и продолжить работу по привлечению средств.

    В этом году впервые достигнута экономия при размещении закупок у единственного поставщика (ЕП) за счет заключения договоров в электронном магазине ОТС-маркет. В 2020 году также произошло значительное укрупнение стоимости лота закупки.

    На следующий год приоритетной задачей для ТИУ по финансово-экономическому направлению деятельности остается совершенствование бизнес-процесса бюджетирования, включающее пересмотр принципов формирования и контроля расходов. Сохраняются ориентиры: от планирования затрат от достигнутого уровня к планированию совокупной реальной потребности университета и поиску источников их покрытия.

    Повторюсь, в этом году завершаем реализацию четырехлетней Программы развития опорного университета, в рамках которой было запланировано достижение 88 показателей результативности по 6 блокам преобразований.

    Наибольший процент достигнутых результатов ожидается по трём направлениям: мероприятия образовательной деятельности, развитие кадрового потенциала, модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности.

    Нам не удалось максимально достичь намеченных планов в оптимизации портфеля реализуемых программ, модернизации образовательных программ магистратуры и аспирантуры, продвижении вуза в международном образовательном пространстве.

    Необходимо усилить два основных направления: роль университета как элемента инновационной инфраструктуры региона и создание условий для привлечения и удержания талантливых и высококвалифицированных кандидатов наук до 35 лет, преподавателей в возрасте до 39 лет, молодых ученых (в возрасте до 39 лет).

    В июне 2020 года Министерство анонсировало старт новой Программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ) на 10-летнюю перспективу. В новом конкурсном отборе предполагается участие практически всех организаций высшего образования различной подведомственности и научных организаций. Грант будет предоставлен организациям, подтвердившим свои амбиции в решении 4 задач:

    1. Интеграция науки, высшего образования, секторов экономики и социальной сферы;

    2. Проведение прорывных научных исследований, создание технологий и инноваций в интересах компаний реального сектора и других секторов экономики, развитие кадрового потенциала сектора научных исследований и разработок Российской Федерации, повышение глобальной конкурентоспособности российской науки и высшего образования;

    3. Научно-технологическое и кадровое обеспечение инновационного развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики и социальной сферы;

    4. Обеспечение потребности рынка труда в специалистах в сфере информационных технологий и информационной безопасности, а также в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, прошедших обучение по соответствующим программам высшего и среднего профессионального образования.

    Для оценки развития университета и повышения его конкурентоспособности на рынке научно-образовательных услуг ежегодно отслеживаются позиции ТИУ в ведущих рейтингах университетов. Наши результаты 2020 года:

    В рейтинге «Топ-100 вузов России» агентства RAEX университет поднялся на 6 строк и занял 71 место. Значительное влияние на итоговый результат оказала положительная оценка блока «Уровень научно-исследовательской деятельности» и стабильный уровень востребованности выпускников работодателями.

    В Национальном рейтинге университетов «Интерфакс» вуз также продвинулся вверх на 8 пунктов и занял 78 место. Положительные тенденции наблюдаются практически по всем метрикам рейтинга: «Исследования» + 25, «Интернационализация» +33, «Образование» + 34, «Бренд» +8 пунктов – это свидетельствует о правильности выбранного вектора развития университета.

    В рейтинге «100 лучших российских вузов по версии Forbes» ТИУ прибавил сразу 19 позиций, став 57-м.

    Укрепление позиций сразу в нескольких рейтингах свидетельствует о правильности выбранного вектора развития университета.

    Стоит отметить, что вуз второй год подряд попадает в престижный мировой рейтинг QS, вновь оказавшись среди 400 лучших.

    Анализ позиций ТИУ в ведущих рейтингах университетов показал рост по значительному количеству метрик, однако, стоит отметить, что для продолжения тенденции необходима постоянная работа в рамках стратегии развития вуза. В 2020 году разработан план по достижению ключевых показателей развития, реализация которого, безусловно, повлияет на укрепление позиций вуза на российском и международном уровне.

    Как и в предыдущие годы, основными направлениями коммуникативной политики ТИУ стали:

    — Развитие и укрепление бренда университета;
    — Информационная деятельность для привлечения потенциальных студентов;
    — Поддержание связи с выпускниками.

    В связи с непростой эпидемиологической ситуацией и сокращением каналов взаимодействия с абитуриентами, студентами и стейкхолдерами университета в качестве приоритетного канала рекламно-информационного сопровождения было выбрано Интернет-пространство. Организована масштабная поддержка абитуриентов в рамках приемной кампании через официальные сети вуза, среднесуточный объем обращений только через данный канал составил более 500 сообщений. Социальные сети и публикации на интернет-порталах позволили тщательно таргетировать аудиторию и точнее доносить информацию до целевых аудиторий.

    В уходящем году дан старт разработке мультиязычного сайта университета, который призван стать «окном» для повышения осведомленности иностранных абитуриентов, уровня академической мобильности и количества международных партнерств. На 2021 год запланирован полноценный запуск и продвижение сайта в международном пространстве.

    В 2020 году было организовано более 25 трансляций, что позволило укрепить имидж «открытого университета». Мы и дальше будем стремиться к постоянному прямому взаимодействию со своими абитуриентами и студентами, например, уже в новом году планируется запуск тематических чатов в мессенждерах и разработка чат-ботов к приемной кампании. Аккаунт вуза на площадке TikTok станет новеллой 2021 года.

    Коммуникативная политика ТИУ 2021 – это запуск новых каналов взаимодействия с абитуриентами, активное продвижение университета в международной среде и развитие форм сотрудничества с индустриальными партнерами в области науки и инноваций.

    Подводя итоги этого года, хочу сказать, что пандемия оказалась для многих процессов и отношений как лакмус, но на масштабные, глобальные тренды, которые меняют сущность вузов, серьёзно не повлияла. Потому что университет остаётся университетом. У него в миссии три основные задачи. Это обучение интеллектуальным профессиям. Это проведение научных исследований. И, в широком смысле, передача культуры — влияние на экономику, на регионы, страны. Ведь университеты — это уникальные научно-образовательные комплексы, которым уже больше тысячи лет. За каких-то девять месяцев, год нас сложно сбить с курса. Это всего лишь вызов и, пожалуй, некая корректировка амбиций, планов, действий.

    Вы все со мной согласитесь, что университетское образование по своей природе больше, чем просто усвоение какой-то информации, знаний. Это еще и процесс формирования личности, в котором задействовано очень много эмоций, духовных сил. И важно найти эту биссектрису между желанием все делать дистанционно и в то же время не остаться без чувств, глаз собеседника, живого общения.

    При всей необычности ситуации и новизне технологий задача, которую мы с вами пытаемся решить, не меняется — мы должны быть лучшими, и в своей новой программе развития должны соответствовать самым высоким запросам и ожиданиям учредителя, региона, наших коллег и наших студентов.

    А сегодня, на Учёном совете я хочу дать старт юбилейному году 65-летия основания Тюменского индустриального университета. Эта дата должна стать «сквозной событийной линией» и находить отражение в мероприятиях всего следующего года.

    Дорогие коллеги, от всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом и Рождеством!!!

    Пусть этот год принесет университету и каждому из нас новые открытия, значимые достижения! И, самое главное, пусть все будут живы и здоровы!