Студенты ТИУ читают геологические летописи вместе с учеными из Мексики и Израиля

12.09.2018

В рамках популяризации научно-исследовательской деятельности в ТИУ стартовал второй сезон цикла открытых лекций известных учёных на тему развития топливно-энергетического комплекса Западной Сибири.

Своими гипотезами со студентами делятся участники международной экспедиции из Мексики и Израиля кандидат биологических наук, исследователь, преподаватель института геологии Национального автономного университета Мексики Сергей Седов и PhD-исследователь/лектор-преподаватель, участник экспедиций Университета Бен-Гуриона Владимир Шейнкман, а также их коллега, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой динамической геологии Национального исследовательского Томского государственного университета, член экспертного совета ВАК, почётный деятель науки и образования РФ Валерий Парначёв.

— Сергей Николаевич, ваша лекция посвящена «Палеоэкологическим летописям и их отражению в Сибири». Какие летописи мы продолжаем расшифровывать?

— Летописи записаны хитрым языком природных геологических процессов, которые сложно прочесть, но информация очень богатая. Именно расшифровкой этих летописей применительно к северу Западной Сибири занимается наша группа. Действительно, лекция отчасти была посвящена той же теме, что и в прошлом году —  геологическим объектам, которые несут информацию о природной среде прошлого: климатах, экосистемах, ландшафтах. Мне хотелось дать студентам общий глобальный контекст, в рамках которого мы работаем.

— На что был сделан главный акцент?

— Я попытался обратиться к истокам, подать материал в научно-историческом развитии идей и показать, как традиционную концепцию, так и революцию, которая произошла в последние десятилетия в палеоклиматологии и в прочтении климатов прошлого по геологическим объектам. Мы говорили и о старой ледниковой теории и ледниковых отложениях, которые изучали ещё в XIX веке, о глубоководных кернах и осадках, которые изучали уже в 50-е годы XX века. А также о недавних работах по бурению ледников Антарктики и Гренландии, которые принесли ещё один пласт палеоклиматической информации, и вписали её в ближние объекты, почвы, лёссы юга Сибири, и те объекты, которые мы нашли в бассейне Оби, в среднем течении и в низовье.

— Насколько заинтересованной была публика?

— Определилась группа студентов, которая заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с нами. Отмечу, что по большей степени, ребята ещё не приучены к такому формату и стилю общения, поэтому я считаю, что лекции должны быть традиционными. Этот барьер существует в разных странах, например, в Германии учат общаться с лекторами, задавать им вопросы. Если ещё несколько лет назад студенты ставили во главу угла возможность утроиться на высокооплачиваемую работу, то сейчас мы видим большую заинтересованность в занятиях наукой, научным творчеством. Ребята, которые участвуют в нашем проекте, ездят с нами в экспедиции, проявляют всё больший интерес.

— То есть общественный резонанс получен?

— Студентам интересно побывать в экспедициях с научной точки зрения. Я считаю, что дистанция между исследователем, учёным, особенно занимающимся проблемами на острие исследовательской деятельности и студентом должна сократиться.

— Владимир Семёнович, группа недавно вернулись из экспедиций на Ямале, в Надыме, Новом Уренгое, расскажите о полученных результатах.

— Мы, взявшись за Западную Сибирь, подошли к молодой геологии нетривиальными путями. Почвы — это мощнейший индикатор природных явлений, и считалось, что в Западной Сибири был мощнейший ледник. Но и споров тоже было много. И, тем не менее, всё, что происходило без ледника, вообще не изучалось. Мы нашли как раз то, что происходило без ледника.

— Это революция в науке?

— Да. Это смена взглядов, более прогрессивный подход, которые стали внедряться. Мы подошли к другому уровню знаний, и они не позволяют смотреть на вещи с устаревших позиций. Мы умеем делать своё дело, и с помощью университета получили возможность проводить исследования и получили великолепные результаты, которые будут анализироваться уже в Мексике, публиковаться и внедряться в учебный процесс.

Инна Кальва,

Пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *