• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Тюменские моторостроители – так держать!

    17.04.2018

    В апреле 2018 года свой 55-летний юбилей со дня образования отметили ПАО «Тюменские моторостроители». Этой организации удалось пройти трудный путь — от запуска мощного завода по производству турбореактивных авиационных двигателей, который в течение десятилетий ставил на крыло воздушные корабли гражданской авиации, а также боевые самолеты, выполняя особо-важное задание страны до вхождения в холдинговую структуру ООО «ГАЗПРОМ ЦЕНТРРЕМОНТ». Практически с первых дней своей работы ПАО «Тюменские моторостроители» шли рука об руку с Тюменским индустриальным университетом. О том, как все начиналось и как осуществляется сотрудничество сегодня, рассказал заведующий кафедрой «Станки и инструменты» ТИУ, доктор технических наук, профессор Евгений Артамонов. 

    — Евгений Владимирович, каковы точки соприкосновения ТИУ с этим крупным, известным предприятием и давно ли зародилось наше сотрудничество?

    Сотрудничество вуза с «Моторостроителями» зародилось практически с первого дня основания нашего университета в рамках Тюменского индустриального института и начиналось с прохождения практик студентами как учебных, производственных так и преддипломных. Далее, в конце 60-70-х годов, у моторостроителей настал период освоения и разворачивания производства, с запуском основного вида деятельности — изготовления авиационных двигателей. Это была работа на «оборонку», где возникла необходимость обработки деталей из труднообрабатываемых материалов, предприятие стало применять новое оборудование с программным управлением. Надо сказать, что все это было очень сложно. В этот период, лет 15, наш институт вел с «Моторостроителями» хоздоговорные работы. Мы для них выполняли  заказы на научную разработку. Таким образом, помогали им осваивать новые изделия, на новом оборудовании и, непосредственно, само новое производство. Для вуза эта была новая жизнь, а закваска всему сотрудничеству была заложена по направлению работы нашей кафедры. Первый её заведующий, представитель томской школы резания металлов, профессор Михаил Фёдорович Полетика, который провел большую работу по созданию кафедры и её материальной базы. Не могу не сказать о моем уважаемом учителе, профессоре — Мирабо Хусаиновиче Утешеве. Он был первым учеником профессора Полетики. Мне, можно сказать, посчастливилось, потому что я вошёл в первый набор, в первые выпускники, которые попали в эту серьёзную профессиональную школу, с глубоким научным направлением. Вот так начиналось наше сотрудничество, в научном и практическом плане.

    — Но ведь это и есть то же самое практико-модульное обучение?

    Совершенно верно. Только в другом виде, в другое время. Я хотел бы обратить внимание, в тот период становления и самого мощного развития — достижения апогея моторостроителями,действительно, было очень серьезное отношение к образовательному процессу.И все это благодаря, безусловно, грамотному управлению первых руководителей, генеральных директоров, которых до сих пор уважают и встречают с великим почтением. Тому подтверждение прошедшее торжество, посвященное 55-летию. На празднике были два бывших генеральных директора – это Райков Геннадий Иванович, известный многим, и Кульчихин Виктор Григорьевич. Вы знаете, когда им дали слово, Райков первый стал говорить и зал тихо, внимательно, уважительно слушал. Геннадий Иванович сказал: «Большое спасибо вам, всему коллективу, за то, что вы сохранили завод, в трудные перестроечные 90-е годы, смогли перестроить свою продукцию с «оборонки» на газпромовскую продукцию, за все большое спасибо!» После его слов, в зале был шквал аплодисментов, и я тоже позволю себе немножко эмоций, скажу, мы все зарядились той атмосферой, хроникой показанных там фильмов, воспоминаний….. Я уверен, что если бы я встал в тот момент и зааплодировал, весь зал бы встал! Знаете, это настолько показательно, настолько здорово! Можно камни бросать в след ушедшего руководителя. Часто так и бывает. Но эти были настоящие руководители, генералы, которые действительно внесли свою лепту, чтобы предприятие функционировало и до сих пор жило полнокровно. И в итоге, коллектив-то это оценивает тоже.

    — Понимаю. Считайте, эти руководители заложили и основу нашей дружбы с вузом?

    Безусловно. Например, могу точно сказать, что,когда генеральным директором был Геннадий Иванович Райков, он лично был и председателем государственной экзаменационной комиссии по приему защит дипломных проектов в нашем вузе. При том что у нас тогда по 4-5 дней проводились защиты, выпуски в то время были большие, и он присутствовал все дни! Я, когда адрес поздравительный вручал,на празднике, от имени нашего университета, то акцентировал на этом внимание. Это же показатель, предприятие понимало значимость получения подготовленного специалиста. Кстати, был такой момент, опять же при Геннадии Ивановиче, когда ряд дипломных проектов выпускники выполняли по теме предприятия, по их заказу. И даже защищали дипломы на моторном заводе, в актовом зале, куда мог прийти любой конструктор, технолог и задать любой вопрос, и ведь студенты отвечали, были подготовленными и теоретически, и практически. Вот такой высокий уровень подготовки был, потому что студенты просто-напросто много консультировались на заводе и жили, и работали. Сейчас мы приходим к этому через практико-модульное обучение, а в то время просто жизнью так сложилось.

    — Получается, что мы сегодня трансформируем сложившиеся традиции, модернизируем?

    Наверное, только сегодня технологии совершенно другие, цифровые – это большой шаг, и мы опять же с ними должны работать. Практико-модульное обучение на сегодняшний день, в общем-то и есть новые технологии, которые позволяют нам продолжать с предприятием действительно серьезные отношения. В этом году мы ведем подготовку по трём направлениям: «Технологические машины оборудование», «Управление качеством», «Стандартизация и метрология».

    — И все на базе «Моторостроителей»?

    На базе моторостроителей, но с привлечением еще двух предприятий, которые находятся на площадях бывшего моторного завода. Это небольшие заводы:«Нефтепромысловое оборудование» и «Трансмаш». Чтобы нам полностью закрыть все модули, мы пошли таким путем. И знаете, что интересно, директора этих заводов – наши выпускники! Мы гордимся такими выпускниками!

    — Значит сегодня каждый ваш студент «погружен» в производство?

    Да! Более того, раз эта форма развивается, на следующий год мы ставим себе задачу взять еще несколько предприятий новых, охватить эту работу еще более масштабно. Это очень значимо для наших студентов, ведь практико-модульное обучение через определенные модули – это получение ряда профессиональных компетенций с конкретным освоением дисциплин, а значит предопределенное хорошее профессиональное будущее наших ребят.

    — Евгений Владимирович, что бы Выеще пожелали своим любимым моторостроителям?  Может поздравить как-то по-особенному хотите?

    Я могу выразить только восхищение, коллективом моторостроителей, начиная с первого руководителя и до рабочего. Восхищение тем, что они, пережили сложный перестроечный период времени 90-х годов, не провалились, а стали достойными продолжателями Тюменского моторного завода. И сегодня, в рамках ПАО «Газпром» ведут капитальный ремонт газотурбинных двигателей судового типа, которые используются на компрессорных станциях газотранспортной системы России.

    А пожелал бы я им так: «Моторостроители, так держать!».

    Беседовала Оксана Минина

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *