• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Ученые ТИУ представили на форуме «Армия-2020» электрическую платформу широкого спектра назначения

    04.09.2020

    Оригинальную электрическую платформу «ElectroRoboBase» разработали учёные Тюменского индустриального университета: к.т.н., доцент кафедры Эксплуатации автомобильного транспорта Илья Анисимов, руководитель Центра робототехники Студенческой инновационной платформы вуза Вадим Костин и сотрудник Станислав Евстропов, а также старший преподаватель кафедры Электроэнергетики Владимир Орлов. Разработка была представлена на VI Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». О дальнейшем развитии проекта — в интервью с Ильей Анисимовым.  

    — Илья Александрович, расскажите, для чего предназначена электрическая платформа «ElectroRoboBase»?

    — Наша электрическая самоходная многофункциональная платформа имеет множество функций и может быть  применена в различных отраслях для: перевозки грузов; выкашивания обочин; бурения; перемешивания бетона; пахоты; уборки улиц; полива растений; обеспечения электроэнергией домохозяйств и много другого. Она состоит из блока управления двигателем, литий-ионного  аккумулятора, электродвигателя, по желанию заказчика платформа может быть дополнена системой быстрой зарядки или системой зарядки от возобновляемых источников энергии. Все работы выполняются при помощи навесного оборудования, а основной особенностью платформы является то, что она перемещается с помощью электрической тяги, как по дорогам с твердым покрытием, так и по пересеченной местности, а также в закрытых помещениях и складах. Также разработка может выполнять функцию PowerBank для заряда других электрических систем, в будущем она сможет работать дистанционно от пульта, телефона, и используя систему кругового обзора. Основная проблема, которую мы решаем в рамках нашего проекта, – это снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности «помощников» в области строительства и сельского хозяйства.

    — Как родилась идея создания платформы?

    — Идея родилась совместно с ПАО «Тюменские моторостроители». В 90-е годы они разработали и выпускали в большом количестве самоходные тележки и даже экспортировали их в Испанию. Но на данном транспортном средстве установлен двигатель внутреннего сгорания, а это выбросы вредных веществ, заправка топливом, его приобретение и хранение, кроме того, они очень шумные, в настоящий момент около 50 тележек эксплуатируются только на территории завода. Чтобы превратить все минусы в плюсы, мы решили переоборудовать имеющиеся изделия на электрическую тягу, тем самым существенно снизили затраты. Электричество запасается в нашей аккумуляторной батарее два киловатт-часа и стоит всего 4 рубля, то есть за 4 часа работы общая стоимость получается 4 рубля, если взять двигатель внутреннего сгорания, то 4 часа работы обходится в 200 рублей. Что касается амортизации, в нашем ТС практически нечему ломаться: электродвигатель, система управления и аккумулятор, то есть можно смело говорить о повышении надежности и снижении затрат на эксплуатацию. По энергетическим показателям, электрическая тяга ничем не уступает ДВС. Завод предоставил нам «поношенную» платформу ТС-350, её довели до рабочего состояния, покрасили, сделали необходимые кронштейны для перехода транспортного средства к электродвигателю, мы установили аккумуляторные батареи, систему управления двигателем, необходимые детали уже приобретали за счет индустриального партнера.

    — Когда прошли первые испытания транспортного средства?

    — Мы изготовили прототип, и в феврале-марте прошли первые испытания в цехе этого предприятия, в июне-июле мы смогли выйти на ходовые испытания. Проехали по пересеченной местности, замерили скорость, подтвердили свои расчеты по запасу хода, который сохраняется в аккумуляторах. В настоящий момент разработан устав проекта, создан инвестиционный тизер, рассчитана финансовая модель. Сейчас перед нами стоит задача произвести более четкую настройку алгоритмов, которые заложены в системе управления двигателя, изготовить опытно-промышленный образец, сертифицировать его и после этого мы можем задуматься о серийном выпуске. В России подобных средств малой механизации практически нет. В Челябинске выпускают думперы — специализированные самоходные самосвальные машины, предназначенные для перевозки небольших объёмов сыпучих грузов на короткие расстояния, и мотороллеры по типу советского мотороллера «Муравей». В Перми выпускают ШУС-001 «Фёдор» —  производственное безрельсовое транспортное средство, которое представляет универсальное самоходное шасси с гидравлическим самосвальным кузовом. Но у нас уже достигнуто соглашение с ООО «ПромЛазер» о совместном развитии проекта и переводе ШУС «Фёдор» на электродвигатели. Они готовы поставлять нам шасси, кузов и сделать доработку конструкции, чтобы мы могли брать наши элементы, ставить и продавать как свой продукт.

    — Данный проект реализуется в рамках стратегического проекта «Технополис» Программы развития опорного университета в ТИУ и подпроекта «Тюменская область – регион транспорта будущего»? 

    — Да, мы ведём проект с 2018 года, и на каждом этапе выполняем определенные разработки. Например, на первом этапе была разработана система дистанционного управления, и если перевести «ElectroRoboBase» на «дистанционку», мы повысим её грузоподъемность и сможем задавать выполнение простых задач в полуавтоматическом режиме. Если использовать всю грузоподъемность платформы в качестве PowerBankа, то можно запасать порядка 50 киловатт-час электроэнергии. Это достаточно для того, чтобы поддерживать в лётном качестве дроны, которые применяются для мониторинга местности до 100 часов. На форуме «Армия-2020» наш проект обсуждался с представителями Минобороны РФ, мне удалось поговорить с сотрудником Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации, после нам был подсказан путь, который необходимо пройти, чтобы получить гособоронзаказ. В качестве плюсов может быть то, что шасси не шумит, не нагревается, работает на электричестве и имеет запас хода 4 часа, что существенно больше, чем у зарубежных аналогов.

    Инна Кальва,

    пресс-служба ТИУ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *