• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Юные геологи из Тюменской области и Татарстана представили результаты научной деятельности

    16.12.2018

    В опорном вузе завершилась VII Тюменская геологическая олимпиада школьников. Традиционно юные геологи со всей области собрались в стенах главной кузницы инженерных кадров – Тюменском индустриальном университете, чтобы померяться силами в конкурсе геологических знаний. В этом году к тюменцам присоединились участники из Казани, и, по словам организаторов,  в 2019 году олимпиада пройдёт уже в статусе межрегиональной Тюменской открытой геологической олимпиады.

    «Вузовское мероприятие вышло за пределы Тюменской области, это безусловный плюс и наша заслуга, как организаторов движения юных геологов. Самое главное — отношение школьников к этой серьёзной и сложной специальности, — отметила и.о. ректора Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова на торжественном открытии олимпиады, — Дети, которые выбирают эту творческую профессию в раннем возрасте, понимают, что, прежде всего, необходимо бережно относиться к Земле, к её недрам, не как к кладовой, а как к дарительнице благ. Воспитание такого отношения — это большая патриотическая задача, в том числе и нашего клуба юных геологов».

    Глава вуза пожелала ребятам осознанного выбора и постоянного стремления к результатам.

    В 2018 году старейшее детско-юношеское объединение Тюменский клуб юных геологов, а вместе с ним и всё геологическое движение молодежи Тюменской области отмечает свой 40-летний юбилей.  За время функционирования кружка в нём занимались более 300 ребят от 10 до 17 лет. С каждым годом расширялась география и количество ребят, увлеченных геологией.

    С приветственным словом к участникам обратился руководитель Клуба, заместитель директора НОЦ «Геология нефти и газа» ТИУ Павел Смирнов.

    «Наша олимпиада – это первая крупная образовательная площадка, первый крупный поединок, где ребята пробуют свои силы. Их харизмы, смелости, инициативы и знаний было достаточно, чтобы самым достойным образом пройти соревнования. Я желаю дальнейших побед тем, кто только присоединился к дружному движению юных геологов, а ребятам, в чьём опыте уже есть такие соревнования и победы, держать высокую планку», — отметил Павел Смирнов.

    Олимпиадные задания – повышенной сложности

    Ежегодно организаторы стремятся проводить состязания в интересном формате, а саму геологическую олимпиаду сделать сильной, мощной, конкурентной площадкой. В этом году в качестве эксперимента была введена «палеонтология и историческая геология» — дисциплина, по которой в России можно найти ограниченное количество экспертов. Всего олимпиада включает пять дисциплин: два вида соревнований и три конкурса – по каждому итоги подводятся отдельно, чтобы участники могли максимально проявить себя. Ребята из младшей группы любят определять минералы.

    «Мне нравится определять минералы и горные породы, но на олимпиаде было немного сложно, потому что я занимаюсь в Клубе первый год, – рассказывает пятиклассница школы № 65  Екатерина Удольская. – Вообще я люблю кальцит, потому что он шипит от соляной кислоты и это прикольно. Очень нравится, когда с минералами происходят химические реакции. В будущем я хочу стать геологом, знаю, что это трудно, но я попробую. О Тюменском клубе юных геологов мне рассказала мама, и мне здесь очень нравится. Интересно заниматься, и особенно ездить в экспедиции, очень понравилось на Кыштырлинском карьере».

    Старшие школьники выполняют задания повышенной сложности, со многими из которых не справятся и 95 процентов студентов. По словам организаторов, вся система детско-юношеского геологического движения построена на опережающей подготовке ребят. Школьники 8-9 класса изучают студенческую программу. Вопросы для участников олимпиады требуют большого практического опыта, умения формулировать свою позицию, отстаивать её, приводить аргументы, уметь критиковать других. Главная особенность теоретического тура в том, что он проходит в формате дискуссии. Жюри важна не правильность ответа, а логика мышления, которая в жизни пригодится больше, чем способность выбирать из готовых вариантов. «Тестовая система выпускает большую часть навыков и компетенций из виду, а живой формат, обсуждение реальных проблем, рождает некий импульс, креатив, вызывает у ребят потребность выходить за рамки предложенного варианта», — отмечают организаторы.

    Особый интерес ежегодно представляет конкурс научно-исследовательских работ, спектр которых очень разнообразен. Традиционно можно выделить работы, связанные с прикладными аспектами геологии, к которым относятся добыча полезных ископаемых и изучение условий их добычи и палеонтологию. Будущие геологи описывают результаты собственных геологических походов, экспедиций, свои минералогические коллекции, или пытаются обратиться к сложным научным проблемам, например, предлагают методы повышения добычи нефти, нефтеотдачи пласта. В этом году упор был сделан на экологию и нефтяную геологию, но встречались работы по бурению и петрофизике.

    Так ученица 10 класса Общеобразовательного Лицея ТИУ Елизавета Подшивалова представила научную работу на тему нефтяных разливов, и предложила свой способ их ликвидации с помощью магнитной жидкости. На конкретном примере она продемонстрировала, как нефть может двигаться за магнитом. Работу начала выполнять год назад с учителем физики.

    «Я считаю, что тема очень актуальна, так как меня волнует экология, а нефтяные разливы наносят значительный урон окружающей среде. Я проанализировала имеющиеся способы ликвидации и предложила свой, более экологичный и экономичный. Он позволяет собирать большой объем нефти и его можно использовать без дополнительных предметов для ликвидации. В будущем я хочу развивать себя в нефтяной сфере, так как в нашем Тюменском нефтяном крае прибыльнее работать в этой отрасли, и заботиться об экологии», — говорит Елизавета.

    А ученик спецкласса «НОВАТЭК» Лицея № 81, участник Тюменского клуба юных геологов Андрей Стрельцов для подтверждения своей научной гипотезы пробурил скважину на Кыштырлинском карьере, извлек керн и  сделал стратиграфическую схему по ископаемым позвоночным.

    «Это достаточно сложная тема, которой раньше никто не занимался, — рассказывает Андрей Стрельцов. – Результаты были по пыльце, по микрофауне, а мы сделали по макрофауне, по позвоночным. Тавдинская свита ещё мало изучена, но её стоит изучать. С помощью скважины было сделано литологическое описание слоёв, разделение по слоям, а также стратиграфическая разбивка на то, в какие времена жили костистые рыбы и акулы. В будущем нужно пробурить ещё три скважины, чтобы скоррелировать пласты, потому что возможны переслои или какие-то техногенные взаимодействия. Можно сделать такую же схему в восточной части Тюменской области. В будущем я планирую поступать на геологию, продолжить работу и сделать полное описание по Тавдинской свите, потому что сейчас нет ни систематики, ни литологии».

    Все работы выполнены на высоком уровне

    В состав жюри олимпиады вошли представители предприятий ТЭК, преподаватели Тюменского индустриального и госуниверситета. Многие компании-партнёры, такие как: «РН-Уватнефтегаз», «Газпром геологоразведка», «Шлюмберже» традиционно выступают не только экспертами, но и спонсорами, радуя ребят подарками.

     «Все работы были интересные и оформлены на высоком уровне, ребята анализируют литературу, свободно оперируют данными. Лично мне всегда импонируют научные исследования, связанные с экологической тематикой, в этом году их было достаточно. Очень сильно понравились два доклада. Работа, связанная с использованием магнитной жидкости для ликвидации нефтяных разливов. И работа на тему ликвидации оползней и оврагов на Тюменской набережной. Школьница изучила несколько патентов, рассчитала их экологичность, просчитала экономические риски и выгоду. Я считаю, что таких работ, имеющих практическое значение, должно быть больше и их авторов нужно поддерживать», — комментирует зам. начальника отдела геологического моделирования «Газпром геологоразведка» Наталья Санькова.

    Победители!

    Многие из участников и победителей олимпиады прошлых лет уже связали свою профессиональную жизнь с геологией и нефтегазодобычей. Надеемся, что победители и этой олимпиады станут продолжателями этого интересного направления.

    Научно—исследовательская конференция

    Младшая возрастная группа

    — Диплом I степени — Дарья Кузнецова, 6  класс

    Старшая возрастная группа:

    Диплом I степени — Елизавета Подшивалова, 10 класс

    Конкурс теоретических знаний

    Младшая возрастная группа:

    — Диплом I степени — Дарья Кузнецова, 6  класс

    Средняя возрастная группа

    — Диплом I степени – Вячеслав Брит, 9 класс

    Старшая возрастная группа:

    — Диплом I степени — Александр Меньшиков, 10 класс

    Конкурс по направлению «Палеонтология и историческая геология» среди старших школьников

    — Диплом I степени – Роман Рыбалко, 10 класс

    Также дипломами были отмечены лучшие участники конкурсов «Минералогия и петрография», «Нефтегазовая геология», «Конкурса разработчиков геологических игр», самые юные участники олимпиады и руководители команд-победителей.

    Полный список победителей здесь.

    Инна Кальва,

    Пресс-служба ТИУ

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *