Вероника Ефремова: Инженер 2030 года — инженер, способный прогнозировать изменения и управлять в условиях многовариантности

24.11.2020

Глава Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова представила доклад на международном онлайн-форуме «Передовые инженерные компетенции – будущее горнотехнической отрасли», организованного при содействии Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО (Россия), Института материалов, минералов и горного дела (IOM3, Великобритания) и Консорциума университетов «Недра».

В своем докладе ректор опорного университета Вероника Ефремова рассказала об опыте ТИУ по унификации компетентностной модели инженера, а также обозначила актуальность вопроса, что в настоящее время практически все университеты России и мира в целом находятся на этапе глубокой перестройки форматов образования.

«Кризис образования пришелся на сложное время, а мировая пандемия вскрыла основные проблемы: классическим университетам сложно конкурировать с глобальной цифровизацией и открытостью образовательного контента, со скоростью изменений и уровнем неопределенности будущего. Для того чтобы влиться в эту волну трансформаций, вузам необходимо стать по-настоящему ориентированными на заказчика образования и гибкими в соответствии с запросами рынка», — сказала она.

Говоря о навыках, которыми должен обладать инженер, Вероника Васильевна отметила, что отрасли сегодня нужны инженеры, обладающие мягкими навыками: креативностью, умением убеждать; в топе компетенций также коллаборативность, адаптивность, тайм-менеджмент. Но особенно, по мнению экспертов отрасли, важны гибкие навыки и опыт работы в реальных проектах. «Инженер 2030 года, это, прежде всего, инженер, способный прогнозировать изменения внешней среды и управлять жизненным циклом в условиях многовариантности», — подчеркнула Вероника Ефремова.

Она также добавила, что в разрабатываемой ТИУ модели, основными категориями компетенций выпускника являются системное и инженерное мышление, лидерство и коммуникации, межкультурное взаимодействие, умение видеть горизонт событий. Освоение данных компетенций в образовательном пространстве, которое существенно изменилось, осуществляется через учебные и внеучебные активности, позволяющие раскрыть исследовательский, предпринимательский, индустриальный потенциал будущих инженеров. Для поддержания внедрения модели ТИУ утвердил принципы собственной образовательной политики, ориентирующиеся на гуманистическую парадигму. Неотъемлемой частью данного процесса стала индивидуализация образования. Постепенно держателями образовательных программ становятся не кафедры, а РОПы (руководители образовательных программ), отвечающие за гибкость и актуальность программы, процесс самоопределения обучающихся проходит при помощи тьюторов и наставников.

По словам Вероники Ефремовой, преимущества новой образовательной модели ТИУ были видны уже через год после внедрения, но наметился и ряд вопросов, вызванных преобразованиями. Например, вся механика индивидуализации образования – это работа с большими данными, поэтому новое образовательное пространство должно поддерживаться цифровой системой организации образовательного процесса, построенной в логике персонификации, а такая сложная компетентностная модель неизбежно приведет к диагностике компетенций на основе цифрового следа обучающихся. Необходимо трансформировать систему мотивации и конкурс для преподавателей, создавать коммуникативные площадки с целью разъяснения образовательной политики университета. А инженерные коворкинги, позволяющие находиться студентам в университете практически целый день, будут способствовать дальнейшей индивидуализации образования и практической ориентации обучающихся.

«Ориентируясь не на собственные силы, а прежде всего на компетентностную модель выпускника, мы открыты и ищем коллаборации с образовательными площадками, индустриями. Я уверена, что намеченный нами путь – верный!  Открытому образовательному пространству и не только региональному быть!» — заключила в завершение своего выступления ректор ТИУ.

Как отметили участники форума, сегодня снижение инвестиционных рисков, растущие требования безопасности в отрасли и защите окружающей среды, повышение имиджа профессии «горный инженер» являются ключевыми вопросами для минерально-сырьевого сектора. Горные инженеры, обладающие передовыми компетенциями, будут играть важную роль в реагировании на эти изменения. Но на сегодняшний день не существует ни одного унифицированного международного стандарта компетентности, по которому горные инженеры проходят оценку и аккредитацию. Создание новой единой международной системы компетенций для горных инженеров, основанной на существующих национальных системах и направленной на развитие компетенций более высокого уровня, позволит профессии стать движущей силой позитивных изменений.

Мероприятие  было организовано Санкт-Петербургским горным университетом. В форуме приняли участие политические деятели, представители ЮНЕСКО, министерств и ведомств, эксперты академического сообщества, руководители крупного бизнеса и профессиональных сообществ мира.

В ходе проведения панельных дискуссий участники представили анализ существующих систем профессиональной аттестации специалистов ведущих сырьевых стран, обсудили возможность создания международной унифицированной системы компетенций специалистов минерально-сырьевого комплекса, а также высказали предложения относительно того, какими компетенциями должны обладать современные инженеры, и насколько важны изменения в системе их подготовки для устойчивого развития.

Пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *