Власти северных регионов: кадры для Арктики нужно готовить в диалоге с компаниями

05.04.2017

Полномочный представитель президента в СЗФО Николай Цуканов считает, что на специальности для Арктики нужен заказ, который должен исходить и от региональных властей, и от инвесторов

Власти северных регионов считают, что проблему оттока выпускников вузов из Арктики не решить введением для абитуриентов квот на обучение, — куда более эффективно работает госзаказ предприятий на определенных специалистов. Представители российских вузов говорят о том, что кадровый вопрос уже решается путем введения обучения по двухпрофильным специальностям, одна из которых будет востребована для Арктики, но для включения их в программу необходимо время.

Как ранее отмечал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, в настоящее время во всех арктических регионах России наблюдается отток трудовых ресурсов, что создает нехватку квалифицированных специалистов. По словам зампреда Госдумы Ольги Епифановой, принимавшей участие в форуме «Арктика — территория диалога», 52% студентов Архангельской и Мурманской областей после окончания вузов уже не связывают свою жизнь с северными регионами. Проблема оттока кадров из северных территорий активно обсуждалась участниками форума.

По мнению Орлова, решением проблемы может стать введение квот на обучение для студентов из арктических регионов и расширение программ двухпрофильного образования, где одна из специальностей может пригодиться для работы в Арктике. «Одним из выходов (решения кадровой проблемы — прим. ТАСС) может стать освоение студентами в процессе обучения квалификаций и компетенций, которые позволят получить более универсального работника в отдаленных и малонаселенных местах», — сказал Орлов, приведя в качестве примера дополнительные компетенции профильных врачей и инженеров.

По словам Орлова, Архангельская область уже имеет необходимые условия для подготовки двухпрофильных специалистов и развивает это направление. «Мы, безусловно, к подготовке студентов по двум специальностям в Северном арктическом федеральном университете (САФУ — прим. ТАСС) готовы. Уже сегодня мы предлагаем специалистов в рамках плавучего университета, у нас есть стационар на Соловках, который связан и с историей, и с изучением флоры и фауны. Рассчитываем, что условия появятся на Новой Земле и ряде других территорий области, наверняка совместно с нашими коллегами из других регионов», — пояснил губернатор.

Сейчас образование по востребованным в Арктике специальностям в вузах России получают около 61 тыс. человек, и порядка трети из них учатся в Архангельской области, отметил Орлов. Доля выпускников арктических вузов, работающих непосредственно в Заполярье, составляет 71%.

Госзаказ на «арктические» специальности

Полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов считает, что на специальности для Арктики необходим заказ, который должен формироваться как региональными властями, так и инвесторами.

«Заказы на специалистов для отраслей газодобычи, нефтедобычи, транспорта, логистики должны в первую очередь формировать предприятия, которые будут добывать и инвестировать в эту инфраструктуру. Но не нужно забывать — в арктической зоне живут 1,5 млн человек. И там, конечно, нужны врачи, учителя, воспитатели, спортивные тренеры. Здесь должны включиться как муниципалитеты, так и регионы для того, чтобы сформулировать это задание», — сказал Цуканов.

Он отметил, что в подготовку кадров уже включены не только арктические университеты, но и вузы других регионов.

По мнению полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло, для Арктики важны не только прикладные специальности, но и научные.

«На новом витке освоения Арктики, безусловно, должна быть опора на высокотехнологичную науку. Но без системы образования наука обречена: ведь нужна подготовка высококлассных специалистов. Нужно признать, что пока у нас образование во многом оторвано от науки, а наука — от промышленности: эти определяющие взаимосвязи нарушены. Как только мы их восстановим, мы получим хороший и экономический, и социальный эффект», — отметил Меняйло в интервью ТАСС.

Диалог с работодателями

Мурманская область тесно сотрудничает с крупными предприятиями региона («Еврохим», «Фосагро», «Роснефть», «Норникель») в направлении кадровой подготовки.

«50% выпускников девятых классов и 30% 11-классников идут в колледжи. Их образование четко ориентировано на потребности рынка труда, и они знают, где будут работать. Мы учитываем потребности конкретных работодателей и работаем с компаниями в постоянном взаимодействии. Мы предлагаем компаниям, которые говорят, что не хватает специалистов: давайте нам заказ, мы выпустим для вас специалистов, только потом вы их у себя доучите (на практике — прим. ТАСС)», — отметила в своем выступлении на арктическом форуме губернатор региона Марина Ковтун.

По мнению старшего вице-президента, руководителя блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью ПАО «ГМК «Норильский никель» Ларисы Зельковой, непосредственное взаимодействие с работодателями эффективнее, чем введение квот.

«Квотирование представляется мне немного устаревшим. Кажется, что гораздо эффективнее быть в прямом диалоге с компаниями-работодателями на территориях. У «Норникеля» и других компаний есть успешный опыт взаимодействия с учебными заведениями по этой части. Нет необходимости возвращаться к устаревшему инструменту», — подчеркнула Зелькова.

Двухпрофильные специальности — альтернатива магистратуре

Представители арктических вузов не считают проблематичной подготовку студентов параллельно по двум специальностям — качество образования из-за дополнительного профиля не снизится.

«В САФУ уже идет подготовка специалистов по двухпрофильным программам, когда человек идет учиться и получает две смежные специальности, например, по педагогическим: историк-обществовед, биолог-химик, биолог-эколог. Сам процесс обучения по таким программам продлевается на год — до 5 лет. Качество обучения не снижается, потому что подбираются смежные специальности, программы носят междисциплинарный характер. Работа в Арктике вообще подразумевает междисциплинарные знания», — отметил директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков.

«Непосредственно разработка программы «параллельных» специальностей для Арктики, получение лицензий может занять не более двух лет. Но надо учесть, что до выхода первых специалистов пройдет еще 4-5 лет. Рабочую и управленческую специальности одновременно можно получать: это касается и бакалавриата, и магистратуры», — сказал ректор Мурманского арктического государственного университета Андрей Сергеев.

Вузы, ведущие подготовку кадров для Арктики, вводят магистерские программы или стажировки. Так, в Северо-Восточном федеральном университете начинается реализация программы магистратуры «Физиология человека в высоких широтах». Магистранты за два года изучат комплекс естественнонаучных дисциплин, охватывающих жизнедеятельность целостного организма. Выпускники смогут реализовать себя в качестве научных сотрудников и инженеров, лаборантов и исследователей области биотехнологий.

«Природные условия арктической зоны значительно тяжелее, чем в средней полосе России, что соответственно создает проблемы в адаптации организма человека. Возникает потребность в специалистах, способных проводить исследования изменений реакции организма и поведения человека», — пояснила руководитель программы, профессор Медицинского института СВФУ Наталья Борисова.

Так, Санкт-Петербургский государственный университет открывает новую междисциплинарную магистерскую программу для океанологов «Фобос» с арктическим компонентом. Программа будет готовить специалистов в области океанологии и связанных с ней прикладных научных направлений. В рамках обучения по программе затрагиваются аспекты, связанные с такими направлениями, как гидрометеорология, гидрология суши, геоморфология, особое внимание будет уделено проблемам полярной океанологии. В целом в СПбГУ реализуется более 200 научных проектов, связанных с арктическими исследованиями.

Новосибирский госуниверситет ведет разработку новых образовательных программ по подготовке специалистов для работы в экстремальных условиях в партнерстве с Институтом нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН — они включают в себя прохождение практики на круглогодичной полярной станции «остров Самойловский» в устье реки Лена.

В образовательных программах инженерной направленности Тюменского индустриального университета (ТИУ) предусмотрен аспект, связанный с изучением вечной мерзлоты. «Такие программы наиболее востребованы абитуриентами, конкурс на них стабильно высокий. Более 90% выпускников работают по специальности, в том числе и в регионах Арктической зоны», — пояснила ТАСС директор департамента образовательной деятельности ТИУ Людмила Габышева.

 

Информационное агентство ТАСС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *