«Вне-алиби-бытие»: о роли профессора в трансформируемом университете

09.09.2020

В Тюменском индустриальном университете вышел пятьдесят шестой выпуск  журнала   «Ведомости прикладной этики» (редактор — Владимир  Бакштановский, профессор, директор НИИ прикладной этики ТИУ). Тема выпуска —  «Профессор в трансформируемом университете: «вне-алиби-бытие». Обращение к теме «вне-алиби-бытие» профессора проблематизирует (не)включенность ценностей этики профессора в спектр ориентиров трансформируемых университетов.  В том числе авторы журнала поднимают вопрос о том, насколько  справедливо  возлагать  на профессоров ответственность за удержание идентичности университета в ситуации его трансформирования.

«Профессорство – символ университета. В большей мере, чем иные участники университетской корпорации, профессорство способно в непредсказуемых, невероятных по силе воздействия ситуациях продуцировать и продвигать ориентиры идентичности университета. Однако потенциал профессорства востребован слишком мало. В этих обстоятельствах возникает позиция «алиби» профессора в институциональных изменениях отечественных университетов», — говорится в обращении редактора к читателям.

В данном контексте весьма актуален материал оного из авторов издания, кандидата философских наук, доцента МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Скворцова, посвященный обсуждению вопроса об ответственности рядовых сотрудников университета за трансформации, происходящие с высшим образованием в последнее время.  Автор утверждает, что сотрудники университета оказались в поле действия двух видов ответственности: моральной, принимаемой добровольно, и административной, навязанной извне.

Профессор может «выпрыгнуть» из своего статуса, уйти из университета или заняться чем-то другим, — рассуждает он, — но если «профессор имеет мужество остаться в своем университете, то насколько он ответственен за то, что происходит? И вправе ли общество, к примеру, родители абитуриентов и студентов, вменять вузовским профессорам эту ответственность? Для них лицом университета до сих пор являются именно профессора и преподаватели, а не реальные хозяева нынешних университетов – чиновники и менеджеры».

Отвечая на вопрос, Алексей Скворцов подчеркивает, что «положение профессора как педагога и ученого – не только профессия, но и призвание», от которого он не может дистанцироваться, «равно как обычный человек не может дистанцироваться от собственной жизни. Быть профессором, а в более широком смысле – сотрудником университета, не просто должность, а по определению, некое особое положение человека, причастного и к науке и образованию, и к легендарной истории своего вуза».

«Но виноват ли профессор в отрицательных явлениях, происходящих ныне в университетах?», — задаёт вопрос автор, и отвечает, что «ответственность, как явление морального сознания, была всегда неотъемлемой частью индивидуальной этики профессора… Ответственность за свой университет, за свою научную область и за интеллектуальное развитие, а значит и за будущее своей страны. Получалось, что профессор не просто «читает лекцию», а каждый раз сдает экзамен перед будущим поколением ученых; он не просто публикует статью, а представляет содержательный отчет перед исследовательским сообществом за, возможно, многолетнюю работу; он не просто вступает в общественную дискуссию, но демонстрирует высокий уровень знаний, необходимый для её проведения».

«Добровольная моральная ответственность сотрудника университета… всегда основывалась только на его добровольном выборе и контролировалась личной совестью… Но теперь сотрудники университетов все чаще сталкиваются с требованиями внешней, часто вмененной им насильно, ответственностью… административной», — пишет Алексей Скворцов.

«Из труда профессора стремительно исчезает творческая составляющая и значительно увеличивается рутинная, а значит из свободного обитателя не менее свободного сообщества, изначально посвященного высокой культуре, он превращается в банального сотрудника офиса, чья деятельность жестко регламентирована» — отмечает автор статьи.

«Но важно и помнить, что у профессора есть добровольная моральная ответственность, отражающая его призвание. Она требует, насколько возможно, воплощать в жизнь самые высокие стандарты университетской культуры… За идентичность университета он не может нести ответственность, но он отвечает за судьбу своего научного направления и за трансляцию знаний будущему поколению. Эту ответственность ему можно вменять хотя бы в силу общественных ожиданий и высокого статуса, который профессор занимает в интеллектуальной области».

Полную версию статьи можно прочитать здесь. Напомним, что «Ведомости прикладной этики» выходят под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» и Научно-исследовательского института прикладной этики под редакцией профессора Владимира Бакштановского.

Инна Кальва,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *