• РусскийEnglishDeutschFrançaisEspañol中文(简体)
  • Зачем нам нужна астрономия, или Звезда по имени любимого кота

    01.03.2021

    Человека, который увлекается астрономией, звёздами, ещё совсем недавно — по земным меркам! — называли неисправимым романтиком. Перебирать названия созвездий: Кассиопея, Волопас, Гончие Псы, Возничий, Центавр, Андромеда, Волосы Вероники… Узнавать древние легенды, с ними связанные. Разве не романтично? Однако, астрономия — не только космическая наука, но и глубоко земная, полезная, прикладная.
    Об этом практическом её применении школьники узнают на уроках астрономии в общеобразовательном лицее Тюменского индустриального университета. Преподаватель Сергей Александрович Иванов рассказывает ученикам множество удивительных вещей. Но для начала — почему школьникам надо непременно посетить планетарий, рассказывает выпуск 27 февраля№33 (7544) газеты «Тюменские известия». Приводим материал полностью.

    — Планетарий — это экскурсия по звездному небу, моделирование звездного неба. Планетарий позволяет выделить самые яркие звезды в мире. Сам ребенок, глядя на звездное небо, может не увидеть главного, растеряться перед россыпью звезд. А в планетарии все становится управляемым. В результате ребенок может научиться ориентироваться по звездам. В Московском планетарии, например, есть модели, скорее даже аттракционы, которые позволяют показать как движение небесных тел, так и гравитацию на разных объектах. И заодно объяснить, что такое гравитация, что такое черная дыра. Именно это я видел 11 лет назад в Московском планетарии — подобие тренажеров, игровых автоматов, в общем, вот таких конструкций. Школьникам это нужно для того, чтобы сделать первый шаг для знакомства с астрономией.

    — Наши «приземлённые» ребята смотрят на звездное небо, слушают лекции, запоминают объёмную информацию — им это нужно? полезно?

    — Никто не знает, что полезно и что нет. Во-первых, любой ребенок изначально любознателен и любопытен, ему интересно все, что вокруг происходит. Родители не всегда в состоянии ответить на вопросы, которые возникают перед детьми. Со временем любопытство угасает, и ребенок становится равнодушным к жизни. Но история человечества показывает, что будущее формируется мечтателями, фантастами. Которые, мечтая с детства о чем-то, пытаются потом это «что-то» воплотить в жизнь. Таким образом, общество развивается, появляются новые технологии, которые ранее были недоступны и неизвестны людям. Вообще космос — это, так сказать, наше будущее. Земля постепенно выдыхается, кормить нас не в состоянии, ресурсы истощаются, и наступит момент, когда она исчерпает себя просто и нас уничтожит. Потому что мы, как вредный организм, просто потребляем, ничего не производя взамен. Соответственно дети, когда они изучают астрономию, они, с одной стороны, узнают что-то новое об окружающем мире, а с другой — пытаются формировать то самое будущее. Дети, когда будут выстраивать свою карьеру или пытаться выбрать себе профессию, увлеченные наукой дети — физикой, химией, биологией, они все так или иначе будут касаться астрономии. Освоение космоса — это спасение человечества, без него у нас никак нет перспектив. Об этом говорят уже много лет ведущие ученые. Вот поэтому космос надо наблюдать, космос надо изучать, развитие робототехники как раз способствует освоению космоса.

    Развитие новых технологий, новых материалов, износостойких материалов, выдерживающих космическую радиацию, полет на другие планеты — это все также невозможно без знаний о том, что там за орбитой нашей Земли находится. Так что это знать детям нужно, полезно, обязательно.

    — В какой области помогает знание астрономии? Практическое прикладное применение астрономии.

    — Практическая астрономия жизни напрямую каждого из нас вряд ли касается. Человек, который изучает астрономию в школе и выбирает себе профессию юриста, бухгалтера, так или иначе касаться этого не будет. Но, например, те же самые использования геолокаций — это все благодаря знаниям астрономии. Невозможно без той сети спутников GPS, без других подобных систем. У нас есть своя система ГЛОНАСС, уже опережающая GPS, и в случае непредвиденных обстоятельств она будет у нас работать, а это уже независимость государства! Поэтому мы используем знания, полученные учеными-астрономами, для повседневной жизни. Бессознательно.

    — А если говорить о популярных ныне календарях, это ведь, к примеру, в сельском хозяйстве может пригодиться?

    — Сельскому хозяйству не календари даже помогают, а сконцентрированное в них время, спрессованный опыт, знание особенностей климатических поясов. К слову, недавно мы с ребятами изучали смену часовых поясов. Вообще это обширная тема — календари и время. Есть понятие — звездное время, декретное время. У нас в 2008 году бывший президент — Дмитрий Анатольевич Медведев взял и поменял часовые пояса. Разница между Кемеровской областью и Москвой была 4 часа, а с Новосибирской — 3 часа. После реформы сделали с Кемеровской тоже трёхчасовую разницу. Это привело к тому, что экономика начала страдать, потому что перемещение между разными частями области приводит к смене даже времени суток. Скажем, на севере будет день, а на юго-востоке уже будет ночь. Получается, область одна, а время разное. Поэтому через некоторое время эти реформы были отменены, и сейчас мы снова находимся в нормальных условиях. На практике является очень важным отсчет времени, а этим «заведуют» у нас астрономы, всё завязано на астрономических наблюдениях. За тысячу лет, когда Земля вращается не ровно 365 дней по орбите, у нас набегают сутки дополнительные, и даже миллисекунды, микросекунды, которые сейчас кажутся незаметными, за тысячелетия превращаются в минуты, а то и сутки.

    — Над бароном Мюнхгаузеном смеялись по поводу «неучтённого, подарочного» времени…

    — А теперь у нас даже есть институт времени в Москве, там как раз занимаются всеми этими вещами.

    — Почему сейчас люди не придают большого значения астрономии?

    — Они сейчас много чему не придают значения. Во-первых, у нас общество потребления. Оно, конечно, и раньше было, но времена, когда люди уделяли большое внимание науке, это было как раз в ХХ веке, после Великой Отечественной войны, когда начали осваивать космос. В то время очень популярной была мечта мальчиков — стать космонавтами. Мечта номер один! Естественно, науке и астрономии уделялось большое внимание. Однако с годами у людей появилось больше возможностей расслабляться, развлекаться, отвлекаться от всего. На диване многим уютнее, чем в космосе, пусть и воображаемом. Наверное, это будет громко сказано, но цель человека, миссия на Земле — это освоение Вселенной, изучение Вселенной и окружающего мира. Большинство людей не видит в этом для себя миссии. Зачем мозг напрягать, изучать что-то? Они идут по пути простейших. Ну, это уже выбор каждого. Почему большинство не уделяет внимания должного звездам и окружающему миру? Всё просто. Потребности, которые у них сейчас присутствуют, касаются только их лично и никак не связаны с астрономией. Когда встанет проблема выживания человечества в целом, тогда уже будет поздно. Будет упущено то драгоценное время для создания технологий, ракет, устройств, построенных для того, чтобы покинуть Землю и открывать другие миры. Америка сейчас в этом направлении очень далеко идет — все-таки благодаря их приборам, которые бороздят Марс, мы сейчас получаем много информации о поверхности этой планеты. Да, есть и наши приборы, наши элементы, но все же то время, когда Советский Союз и Россия, по сути, осваивали космическое пространство, были «впереди планеты всей», задавали тон космонавтике, это время, к сожалению, потеряно. Потеряно за счет политики, которая не поддержала эту область образования. Надо посмотреть внимательно на Китай, они в этом плане молодцы. Они учли ошибки, которые допустило российское руководство с 90-х годов, когда была исключена астрономия из учебных предметов. Наши ПТУ и техникумы, когда готовили инженерные кадры, деградировали, ресурсная база деградировала. Сейчас Китай, по сути, наступает на пятки Америке. Поэтому у нас не очень светлое будущее, если мы этот пробел не ликвидируем. Учителей, которые ведут астрономию, все меньше и меньше, а предмет только-только ввели в школы. Преподаватели потеряли квалификацию, потому что предмет просто не давали около 20 лет уже. И если мы хотим быть великой державой, не только в плане военном или экономическом, но и космическом, то нам нужно развивать образование, в том числе и техническое, которое будет помогать и сельскому хозяйству, и в повседневной жизни, и освоению космоса, конечно же. Все завязано.

    …Тема меня, что называется, зацепила. И я, как всегда, провела небольшой опрос среди моих сверстников. Вот если бы они были великими учеными и открыли свою звезду, в честь кого бы её назвали? Они честно ответили:

    Никита:

    — В честь своей семьи.

    Ваня:

    — Придумал бы новое название, ни в чью честь не называл бы.

    Никита:

    — В свою честь!

    Евгений:

    — В честь близкого человека.

    Мехсети:

    — В честь моей мамы.

    Екатерина:

    — У звезды было бы красивое название: я бы дала ей имя в честь героини одной книги, которая мне нравится. Этот персонаж притягивает меня, как открытие нового небесного тела влечет астронома.

    Данила:

    — В честь Достоевского.

    Кристина:

    — Если бы я была известна в этой области, то в честь себя, как и другие…

    Даниил:

    — В честь великого учёного, например Стивен Хокинг.

    Дарья:

    — В честь мамы.

    Ангелина:

    — Скорее, я бы назвала каким-то словом, которое связывало меня и моих близких, а не просто в честь кого-то.

    Алексей:

    — В честь близкого мне человека — порадовать его.

    Ольга:

    — Думаю, я бы использовала в названии какую-нибудь игру слов, потому что не вижу особого смысла называть звезду персонально в честь кого-то.

    Ярослав:

    — В честь какого-нибудь греческого бога или своего кота.

    Пресс-служба ТИУ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *